Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
министерства образования
Ставропольского края
от 17.07.2020 N 833-пр
Положение
о проведении регионального этапа
Всероссийского конкурса сочинений 2020 года
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2020 года (далее - Конкурс), порядок участия и определения победителей Конкурса.
2. Организатором Конкурса в Ставропольском крае является министерство образования Ставропольского края.
3. Оператором Конкурса в Ставропольском крае является государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее - СКИРО ПК и ПРО).
4. Организационно-техническое и информационное обеспечение Конкурса в Ставропольском крае осуществляется рабочей группой Конкурса. Функции и полномочия рабочей группы Конкурса определяются Положением о рабочей группе Конкурса.
II. Цели и задачи Конкурса
5. Конкурс проводится в целях:
1) возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;
2) обеспечение поддержки детского и юношеского чтения;
3) обобщения, систематизации и распространения накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развитию связной письменной речи обучающихся.
6. Задачи Конкурса:
1) создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
2) выявить литературно одаренных обучающихся;
3) распространить результаты литературного творчества участников Конкурса;
4) способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;
5) привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
6) продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
7) способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.
III. Участники Конкурса
7. Участниками Конкурса являются обучающиеся общеобразовательных организаций края, обучающиеся Профессиональных образовательных организаций.
8. Конкурс проводится среди 5 возрастных групп:
1 возрастная группа - обучающиеся 4 - 5 классов;
2 возрастная группа - обучающиеся 6 - 7 классов;
3 возрастная группа - обучающиеся 8 - 9 классов;
4 возрастная группа - обучающиеся 10 - 11 классов;
5 возрастная группа - обучающиеся профессиональных образовательных организаций.
9. Участие в Конкурсе добровольное.
10. Языком Конкурса является русский язык - государственный язык Российской Федерации.
11. Министерство образования Ставропольского края имеет право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях (в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия участников Конкурса. Участники Конкурса соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению министерства образования Ставропольского края с обязательным указанием авторства работ.
12. Информация о проведении Конкурса размещается на официальном сайте министерства образования Ставропольского края: http://www.stavminobr.ru.
13. Конкурс имеет официальный логотип, который может быть использован на всех ресурсах, сопровождающих проведение Конкурса. А также в оформлении мероприятий, имеющих непосредственное отношение к Конкурсу.
IV. Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
14. Тематические направления Конкурса:
1) "И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет ..." (К. Симонов): 2020 год - Год памяти и славы.
2) "Он гением блистал в бою любом ..." (Дж. Г. Байрон): 290-летие со дня рождения А.В. Суворова.
3) Самый холодный материк на Земле: 200-летие открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
4) Охраняя растения, охраняем жизнь: 2020 год - Международный год охраны здоровья растений.
5) "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок" (Г.Х. Андерсен): от "зеленой" школы к "зеленой" планете.
6) "У математиков существует свой язык - это формулы": 170-летие со дня рождения С.В. Ковалевской.
7) "Писательство - не ремесло и не занятие. Писательство - призвание" (К. Паустовский): юбилеи российских писателей. Е.А. Баратынский (220), А.А. Фет (200), А.Н. Апухтин (180), А.П. Чехов (160), И.А. Бунин (150), А.И. Куприн (150), А.С. Грин (140), А. Белый (140), А.А. Блок (140), С. Черный (140), Б.Л. Пастернак (130), С.А. Есенин (125), О.Ф. Берггольц (ПО), А.Т. Твардовский (110), Ф.А. Абрамов (100), А.Г. Адамов (100), Ю.М. Нагибин (100), Д.С. Самойлов (100), В.М. Песков (90), Г.М. Цыферов (90), И.А. Бродский (80).
8) "Книга - это Духовное завещание одного поколения другому" (А. Герцен): юбилеи литературных произведений. 200 лет со времени публикации поэмы "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина (1820), 190 лет со времени написания "Сказки о попе и о работнике его Балде" А.С. Пушкина (1830), 190 лет со времени написания цикла "Маленькие трагедии" А.С. Пушкина (1830), 180 лет со времени публикации романа "Герой нашего времени" и поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова (1840), 160 лет со времени публикации романа "Накануне" И.С. Тургенева (1860), 150 лет со времени выхода в свет трагедии "Царь Борис" А.К. Толстого (1870), 150 лет со времени издания романа "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина (1870), 140 лет со времени издания романа "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина (1880), 120 лет со времени издания рассказа "Антоновские яблоки" И.А. Бунина (1900), 110 лет со времени выхода сборника стихотворений "Вечерний альбом" М.И. Цветаевой (1910), 90 лет со времени публикации повести "Школа" А.П. Гайдара (1930), 90 лет со времени выхода отдельным изданием в Париже романа "Жизнь Арсеньева" И.А. Бунина (1930), 90 лет со времени издания в Берлине романа "Защита Лужина" В.В. Набокова (1930), 90 лет со времени написания повести "Котлован" А.П. Платонова (1930), 90 лет со времени написания и публикации стихотворения "Вот какой рассеянный" С.Я. Маршака (1930), 80 лет со времени написания и публикации повести "Тимур и его команда" А.П. Гайдара (1940), 80 лет со времени первого полного издания романа в четырех книгах "Тихий Дон" М.А. Шолохова (1940), 60 лет со времени выхода в свет романа "Кащеева цепь" М.М. Пришвина (1960), 60 лет со времени публикации поэмы "За далью - даль" А.Т. Твардовского (1960), 60 лет со времени выхода в свет романа "Поднятая целина" М.А. Шолохова (1960), 50 лет со времени выхода из печати сборника стихотворений "Уроки музыки" Б.А. Ахмадулиной (1970), 50 лет со времени публикации повести "Сотников" В; Быкова (1970), 50 лет со времени публикации повести "Белый пароход" Ч. Айтматова (1970).
9) "Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!" (Альберт Эйнштейн): 2018 - 2027 годы - Десятилетие детства в России.
10) Человек, общество и освоение новых видов энергии: 100 лет плану ГОЭЛРО.
11) "История разведки - история страны": 100-летие Службы внешней разведки Российской Федерации.
15. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от выбранного тематического направления, содержания и жанра своей работы. Нельзя использовать в качестве темы формулировку тематического направления.
При оказании помощи в выборе формулировки темы сочинения учителю, осуществляющему педагогическое сопровождение участника Конкурса, необходимо учитывать соответствующие показатели оценки: уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию.
16. Конкурсное сочинение представляется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе, рецензии. Совмещение жанров не допускается. Поэтические тексты конкурсных сочинений не рассматриваются.
17. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.
V. Требования к конкурсным работам
18. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
На Конкурс принимаются только сочинения, написанные в соответствии с настоящим Порядком проведения и тематикой Конкурса. Работы, участвовавшие в других конкурсах, к участию в Конкурсе не допускаются.
19. Конкурсная работа должна представлять собою рукописный текст, написанный черными чернилами (за исключением работ, авторы которых - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющие трудности, связанные с письмом) и быть выполнена на утвержденном бланке Конкурса установленного образца.
Бланк конкурсной работы имеет две титульные страницы, информация на которых дублируется. Однако на второй странице не указывается субъект Российской Федерации и ФИО автора, а остается только та информация, которая необходима члену жюри для оценивания работы (возраст (класс) участника, тематическое направление, тема и жанр сочинения). Печать на бланке работы не ставится.
20. Сочинение должно представлять собою прозаический текст, поэтические тексты не рассматриваются, однако конкурсная работа может включать стихотворные фрагменты (например, цитаты 4 в этом случае обязательно указание авторства, или стихи, написанные самим автором работы).
Иллюстрирование конкурсных работ авторами не запрещается, но и не является обязательным.
21. Конкурсная работа принимается к рассмотрению только при наличии заполненной по установленному образцу заявки на участие в Конкурсе.
Заявка заполняется перед началом школьного этапа Конкурса (самим участником с помощью учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение участника Конкурса. Все позиции, обозначенные в заявке, являются обязательными для заполнения.
22. На региональный этап принимаются 4 работы, занявшие первые позиции рейтинговых списков муниципального этапа Конкурса (по одной работе от каждой возрастной группы) от муниципального района (городского округа) Ставропольского края. В случае отсутствия работ победителя муниципального этапа от какой-либо возрастной группы на региональный этап не может быть подано две работы от одной возрастной группы, соответственно, общее количество работ-победителей, передаваемых на региональный этап от муниципального района (городского округа) Ставропольского края сокращается.
Профессиональные образовательные организации передают в министерство образования Ставропольского края по одной работе, занявшей первую позицию в рейтинговом списке профессиональной образовательной организации.
23. Объем конкурсных работ не регламентируется и не может служить основанием для отказа от рассмотрения и оценки работ.
24. На всех этапах Конкурса не подлежат рассмотрению работы, представленные с нарушением требований к оформлению или нарушением установленных сроков.
25. На всех этапах Конкурса работы должны быть проверены на плагиат. В случае выявления высокого процента плагиата (более 25%) на региональном этапе работа лишается права участия в Конкурсе, а участник, представивший данную работу, не включается в список участников регионального этапа.
VI. Сроки, порядок и организация проведения Конкурса
26. Региональный этап Конкурса проводится в три этапа:
26.1. Первый этап - школьный с 01 по 14 сентября 2020 года.
26.1.1. Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение детей - участников Конкурса, должен подготовить и представить в рабочую группу первого этапа Конкурса заявку на участие в конкурсе по форме в соответствии с приложением 3 к настоящему Положению.
26.1.2. Работы выполняются обучающимися в письменном виде ручкой с чернилами черного цвета.
26.1.3. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением.
26.1.4. Оцененные работы членами жюри передается в рабочую группу. Члены рабочей группы первого этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 25 процентов от общего количества работ участников Конкурса, которые прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей первого этапа Конкурса.
26.1.5. Критерии оценивания Конкурсных работ утверждаются данным Положением и являются едиными для оценивания работ на всех этапах.
Победители каждого этапа Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных работ. Результаты оценивания оформляются в виде рейтингового списка участников соответствующего этапа Конкурса. Рейтинговые списки формируются отдельно по каждой возрастной группе.
26.1.6. На второй этап - муниципальный до 16 сентября 2020 года передается не более 4 работ из числа лучших работ участников Конкурса от каждой образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые строчки рейтинговых списков первого этапа Конкурса.
26.1.7. Отобранные работы передаются председателем рабочей группы образовательной организации первого этапа Конкурса председателю рабочей группы муниципального этапа Конкурса. На муниципальный этап представляются:
сопроводительное письмо (форма письма содержатся в приложении к настоящему Положению);
оригиналы работ и заявки (форма заявки содержится в приложении к настоящему Положению);
согласия на обработку персональных данных (публикацию персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (формы согласия содержится в приложении к настоящему Положению);
копии конкурсной работы в Microsoft Word (формат doc/docx (Microsoft Word); размер шрифта 14; межстрочный интервал 1,5; выравнивание по ширине. Оформление титульной страницы по заданной форме обязательно).
26.1.8. Сопроводительное письмо, оригиналы работ (по одной от образовательной организации) и заявки, согласия на обработку персональных данных (публикацию персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (формы согласия содержится в приложении к настоящему Положению); копии конкурсной работы в Microsoft Word, копии рейтингового списка по итогам проведения в образовательной организации Конкурса передаются председателем рабочей группы профессиональной образовательной организации председателю рабочей группы регионального этапа Конкурса.
Профессиональные образовательные организации проводят первый этап на базе своих организаций и передают работы в министерство образования Ставропольского края.
Государственные и частные общеобразовательные организации подают работы на участие в Конкурсе в муниципальные органы управления образования Ставропольского края.
26.2. Второй этап - муниципальный с 15 по 22 сентября 2020 года.
26.2.1. Порядок проведения муниципального этапа Конкурса:
1) председатель рабочей группы первого этапа Конкурса передает работы участников председателю рабочей группы второго этапа Конкурса. Члены жюри муниципального этапа Конкурса в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением;
2) доступ к работам участников дается только членам жюри Конкурса, которые оценивают конкурсные работы;
3) оцененные членами жюри работы передаются председателю рабочей группы второго этапа Конкурса. Члены рабочей группы второго этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 25 процентов от общего количества работ участников Конкурса, Которые прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей муниципального этапа Конкурса;
4) председатель рабочей группы муниципального этапа Конкурса передает председателю рабочей группы регионального этапа Конкурса 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков первого этапа Конкурса.
На муниципальный этап представляются:
сопроводительное письмо (форма письма содержатся в приложении к настоящему Положению);
оригиналы работ и заявки (форма заявки содержится в приложении к настоящему Положению);
согласия на обработку персональных данных (публикацию персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") (формы согласия содержится в приложении к настоящему Положению);
копии конкурсной работы в Microsoft Word (формат doc/docx (Microsoft Word); размер шрифта 14; межстрочный интервал 1,5; выравнивание по ширине. Оформление титульной страницы по заданной форме обязательно);
копии рейтингового списка по итогам проведения муниципального этапа Конкурса.
26.2.2. На региональный этап принимаются только работы, официально прошедшие отбор на муниципальном этапе, в сопровождении соответствующего пакета организационно-технической документации. На региональный этап Конкурса не принимаются работы непосредственно от желающих участвовать в Конкурсе, от общеобразовательных организаций, учителей и родителей потенциальных участников.
26.2.3. Перед направлением на третий (региональный) этап должна быть проведена проверка:
текста конкурсной работы на плагиат;
текстового файла на наличие ошибок и опечаток;
достоверность указанной в заявке контактной информации (телефоны и электронные адреса участника и учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение, а также домашний адрес участника с индексом).
26.3. Порядок проведения третьего (регионального) этапа Конкурса:
1) региональный этап Конкурса проводится с 23 сентября по 02 октября 2020 года;
2) председатель рабочей группы третьего (регионального) этапа Конкурса передает оригиналы работ участников, полученные от председателей рабочих групп второго (муниципального) этапа Конкурса, председателю жюри регионального этапа Конкурса;
3) члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным настоящим Положением;
4) доступ к работам участников дается только членам жюри Конкурса, которые оценивают конкурсные работы;
5) оцененные членами жюри работы передаются председателю рабочей группы регионального этапа Конкурса. Члены рабочей группы регионального этапа Конкурса на основании протокола работы жюри составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 25 процентов от общего количества работ участников Конкурса, которые прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей третьего этапа (регионального) Конкурса;
6) члены жюри регионального этапа Конкурса отбирают из выявленных лучших работ пять, занявшие первые строчки рейтинговых списков третьего (регионального) этапа Конкурса (по одной работе от каждой возрастной группы участников). Авторы лучших работ получают статус абсолютных победителей третьего этапа (регионального) Конкурса;
7) в срок до 03 октября 2020 года (включительно) пять работ из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков третьего (регионального) этапа Конкурса размещаются на сайте федерального этапа Конкурса секретарем рабочей группы регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений в 2020 году.
VII. Критерии оценивания конкурсных работ
27. Критерии оценивания конкурсных сочинений утверждаются Положением и являются едиными для оценки конкурсных сочинений на всех этапах Конкурса.
28. Оценивание конкурсных сочинений жюри на всех этапах Конкурса осуществляется по следующим критериям:
1) уместность, самостоятельность, оригинальность формулировки темы конкурсного сочинения;
2) содержание конкурсного сочинения:
соответствие выбранному тематическому направлению;
соответствие выбранной теме;
полнота раскрытия темы сочинения;
оригинальность авторского замысла;
корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов;
воплощенность идейного замысла;
3) жанровое и языковое своеобразие конкурсного сочинения:
соответствие выбранному жанру;
цельность, логичность и соразмерность композиции;
богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций;
точность, ясность и выразительность речи;
целесообразность использования языковых средств;
стилевое единство;
4) грамотность сочинения: соблюдение орфографических норм русского языка; соблюдение пунктуационных норм русского языка; соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).
29. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в приложении к настоящему Положению. Оценка по каждому показателю выставляется по шкале 0 - 3 балла.
30. Представленные критерии и показатели оценки являются едиными для всех возрастных групп участников Конкурса.
31. Каждая конкурсная работа должна быть проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. Форма листа оценивания работы участника Конкурса приведена в приложении к настоящему Положению.
32. Протокол оценивания работ участников Конкурса составляется на основании листов оценивания конкурсных работ членами жюри соответствующего этапа Конкурса. Протокол оценивания заверяется печатью образовательной организации (муниципального органа управления образованием, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования).
Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим.
Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем двумя членами жюри и Председателем жюри.
После того, как протокол составлен, подписан и заверен печатью, он становится основанием для составления рейтингового списка участников соответствующего этапа Конкурса.
33. Рейтинговый список формируется на основании протоколов оценивания работ участников Конкурса соответствующего этапа. ФИО участников Конкурса располагаются в порядке убывания количества баллов, выставленных за каждую работу всеми членами жюри (среднее арифметическое). Рейтинговый список формируется в соответствии с возрастными группами (на каждую возрастную группу отдельно). Рейтинговый список заверяется печатью образовательной организации (муниципального органа управления образованием, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования).
34. Образцы протокола оценивания работ участников Конкурса, рейтинговый список по итогам проведения Конкурса приведены в приложении к настоящему Положению.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
36. На основании полученных результатов выявляются победители соответствующего этапа Конкурса.
VIII. Подведение итогов Конкурса
37. Победители каждой возрастной группы награждаются дипломами победителя соответствующего этапа Конкурса, остальные участники - дипломами участника соответствующего этапа Конкурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.