1. Одобрить проект Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок (прилагается) и направить его в государства - члены Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования.
2. Просить государства - члены Евразийского экономического союза проинформировать Евразийскую экономическую комиссию до 1 февраля 2021 г. о результатах проведения внутригосударственного согласования проекта Соглашения, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия.
Председатель Коллегии |
М. Мясникович |
Проект
Соглашение
о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок
Государства - члены Евразийского экономического союза, далее именуемые государствами-членами,
основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Договоре о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года,
признавая необходимость развития экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз),
стремясь к расширению использования современных технических и технологических решений при организации перевозок по территориям государств-членов,
желая обеспечить законный оборот товаров в рамках Союза,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:
"активация навигационной пломбы" - постановка наложенной навигационной пломбы на контроль в информационной системе национального оператора и начало наблюдения за объектом отслеживания;
"деактивация навигационной пломбы" - снятие наложенной навигационной пломбы с контроля в информационной системе национального оператора и завершение наблюдения за объектом отслеживания;
"замыкание элемента пломбирования навигационной пломбы" - включение системы контроля целостности элемента пломбирования навигационной пломбы с использованием возможностей информационной системы национального оператора, которое может осуществляться как удаленно, так и с использованием специального устройства;
"контролирующий орган" - государственный орган (организация) государства-члена, в функции которого в соответствии с законодательством этого государства-члена входит осуществление государственного контроля (надзора);
"наблюдение за объектом отслеживания" - процесс приема и обработки информации (включая информацию о нештатных ситуациях и (или) несанкционированных действиях), поступающей от навигационной пломбы в информационную систему национального оператора;
"навигационная пломба" - техническое устройство, состоящее из элемента пломбирования и электронного блока, функционирующее на основе технологий навигационных спутниковых систем и обеспечивающее передачу информации, имеющей отношение к объекту отслеживания;
"наложение навигационной пломбы" - процесс, включающий в себя физическое навешивание навигационной пломбы на объекты отслеживания или на запорные приспособления дверей и системы закрывания грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера), в которых находятся объекты отслеживания, и замыкание элемента пломбирования;
"национальный оператор" - юридическое лицо государства-члена, определенное в качестве национального оператора, обеспечивающего отслеживание перевозок объектов отслеживания с использованием навигационных пломб;
"несанкционированное снятие навигационной пломбы" - снятие навигационной пломбы, при котором размыкание элемента пломбирования произошло без использования возможностей информационной системы национального оператора, в которой она зарегистрирована, либо с нарушением определенного Евразийской экономической комиссией в соответствии с пунктом 2 статьи 10 настоящего Соглашения порядка совершения операций по снятию навигационной пломбы в пути следования (перевозки) без прекращения наблюдения за объектом отслеживания;
"объект отслеживания" - товары (продукция), перевозка которых по территориям двух и более государств-членов подлежит отслеживанию с использованием навигационных пломб;
"отслеживание перевозки" - процесс, включающий в себя активацию навигационной пломбы, наблюдение за объектом отслеживания по территориям двух и более государств-членов, деактивацию навигационной пломбы и передачу данных, полученных в процессе наблюдения за объектом отслеживания, в соответствии с настоящим Соглашением;
"размыкание элемента пломбирования навигационной пломбы" - отключение системы контроля целостности элемента пломбирования навигационной пломбы с использованием возможностей информационной системы национального оператора, которое может осуществляться как удаленно, так и с использованием специального устройства;
"снятие навигационной пломбы" - процесс, включающий в себя размыкание элемента пломбирования навигационной пломбы и ее физическое снятие с объектов отслеживания или с запорных приспособлений дверей и систем закрывания грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера), в которых находятся объекты отслеживания.
Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и международными договорами в рамках Союза.
Статья 2
1. Настоящее Соглашение определяет основы регулирования применения в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок объектов отслеживания по территориям двух и более государств-членов (далее - отслеживание перевозок по территориям государств-членов) и механизм организации осуществления такого отслеживания.
2. Положения настоящего Соглашения применяются в отношении отслеживания следующих перевозок:
начатых на территории одного государства-члена и завершаемых на территории другого государства-члена;
начатых за пределами таможенной территории Союза, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых на территории одного из государств-членов;
начатых на территории одного государства-члена, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых за пределами таможенной территории Союза;
начатых за пределами таможенной территории Союза, осуществляемых по территориям двух и более государств-членов и завершаемых за пределами таможенной территории Союза.
Статья 3
1. Предусмотренный настоящим Соглашением механизм организации осуществления отслеживания перевозок по территориям государств-членов предназначен для обеспечения применения в Союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок по территориям государств-членов в случаях, определяемых Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия).
Комиссия при установлении таких случаев может определять в зависимости от целей применения навигационных пломб объекты отслеживания, виды транспорта, которыми они перевозятся, условия применения отслеживания перевозок по территориям государств-членов и (или) использования результатов такого отслеживания контролирующими органами.
2. Предусмотренный настоящим Соглашением механизм организации осуществления отслеживания перевозок по территориям государств-членов может применяться при использовании навигационных пломб для отслеживания перевозок по территориям государств-членов любыми заинтересованными лицами на договорной основе с национальными операторами.
Статья 4
1. Отслеживание перевозок по территориям государств-членов обеспечивают национальные операторы.
2. Количество национальных операторов в государствах-членах определяется в соответствии с их законодательством.
3. В соответствии с законодательством государств-членов функции по обеспечению отслеживания перевозок по территориям государств-членов могут быть возложены на государственные органы (организации) государств-членов. В этом случае положения настоящего Соглашения, касающиеся национальных операторов, распространяются на такие государственные органы (организации).
4. Национальный оператор осуществляет деятельность на территории государства-члена, в соответствии с законодательством которого он создан (зарегистрирован).
5. В случае если в государстве-члене определено несколько национальных операторов, в целях обеспечения информационного взаимодействия с контролирующими органами этого государств-члена и национальными операторами других государств-членов в соответствии с законодательством такого государства-члена определяется национальный оператор или орган исполнительной власти государства-члена, уполномоченные на такое взаимодействие (далее - уполномоченный оператор (орган)), включая взаимодействие с уполномоченными операторами (органами) других государств-членов.
Порядок информационного взаимодействия между уполномоченным оператором (органом) и национальными операторами государства-члена определяется законодательством этого государства-члена.
Статья 5
1. Национальный оператор должен обеспечивать работу информационной системы, применяемой для отслеживания перевозок по территориям государств-членов, на постоянной основе в течение 24 часов в сутки, 7 дней в неделю.
2. Информационные системы национальных операторов, применяемые для отслеживания перевозок по территориям государств-членов, должны обеспечивать:
формирование уникального номера перевозки;
прием от навигационной пломбы и обработку информации о ее уникальном идентификационном номере, состоянии (наложена, снята), географических координатах, уровне заряда аккумулятора;
учет и хранение по каждой отслеживаемой перевозке по территориям государств-членов сведений, относящихся к такой перевозке, определяемых Комиссией, сведений о фактах активации и деактивации навигационной пломбы, а также принятой от навигационной пломбы и обработанной такой информационной системой информации;
передачу в режиме реального времени в информационную систему национального оператора (уполномоченного оператора (органа)) государства-члена, по территории которого будут перевозиться (перевозятся) объекты отслеживания, а в случае, если в государстве-члене, на территории которого осуществляет деятельность национальный оператор, определен уполномоченный оператор (орган), - в информационную систему такого уполномоченного оператора (органа), сведений, определенных Комиссией в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 настоящего Соглашения;
информационное взаимодействие с информационными системами национальных операторов (уполномоченных операторов (органов)) других государств-членов, а в случае, если в государстве-члене, на территории которого осуществляет деятельность национальный оператор, определен уполномоченный оператор (орган), - с информационной системой такого уполномоченного оператора (органа);
информационное взаимодействие в режиме реального времени с информационными системами контролирующих органов государства-члена, на территории которого осуществляет деятельность национальный оператор.
Законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные требования к информационным системам национальных операторов.
3. Сведения и информация, указанные в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи, хранятся не менее 3 лет либо более продолжительный срок, предусмотренный законодательством государств-членов, при этом в режиме оперативного доступа - в течение первого года хранения. Указанный срок хранения исчисляется со дня, следующего за днем деактивации навигационной пломбы, использованной при отслеживании конкретной перевозки.
Статья 6
1. Для отслеживания перевозок по территориям государств-членов применяются навигационные пломбы, отвечающие требованиям, определяемым Комиссией.
2. Навигационные пломбы, зарегистрированные в информационных системах национальных операторов, могут применяться на территориях всех государств-членов независимо от того, национальный оператор какого государства-члена будет осуществлять отслеживание перевозки.
3. Количество используемых для отслеживания перевозки по территориям государств-членов навигационных пломб определяется исходя из количества и (или) конструктивных особенностей грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера), в которых находятся объекты отслеживания, либо исходя из объектов отслеживания, если они налагаются непосредственно на такие объекты.
Для отслеживания перевозок по территориям государств-членов может применяться комплект навигационных пломб, состоящий из "материнской" пломбы, передающей сигнал, и "периферийных" пломб, передающих сигнал на "материнскую" пломбу.
4. Навигационные пломбы могут использоваться контролирующими органами в целях идентификации объектов отслеживания или грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера), в которых находятся объекты отслеживания, для недопущения их извлечения из опломбированных грузовых помещений (отсеков) транспортного средства (контейнера) или вложения в такие грузовые помещения (отсеки) без оставления видимых следов их вскрытия в соответствии с международными договорами в рамках Союза.
Статья 7
1. Навигационная пломба, используемая для отслеживания перевозок по территориям государств-членов, должна содержать уникальный идентификационный номер и сведения о национальном операторе, в информационной системе которого она зарегистрирована.
2. На период отслеживания конкретной перевозки в навигационной пломбе должны содержаться сведения об уникальном номере перевозки, сформированном в информационной системе национального оператора, который в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Соглашения осуществляет отслеживание перевозок по территориям государств-членов, если иное не определено Комиссией.
Статья 8
1. Используемые для отслеживания перевозок по территориям государств-членов навигационные пломбы налагаются и снимаются на таможенной территории Союза.
Места наложения и снятия навигационных пломб на таможенной территории Союза, лица, налагающие (снимающие) навигационные пломбы и присутствующие при таком наложении (снятии), операции по наложению (снятию) навигационных пломб на таможенной территории Союза и порядок их совершения определяются Комиссией, а если это будет предусмотрено Комиссией - законодательством государств-членов.
2. Для отслеживания перевозок по территориям государств-членов могут применяться наложенные за пределами таможенной территории Союза навигационные пломбы, зарегистрированные в информационных системах национальных операторов государств-членов и отвечающие требованиям, определенным Комиссией в соответствии с пунктом 1 статьи 6 настоящего Соглашения.
3. Одна навигационная пломба используется в отношении объекта отслеживания на всем пути его следования (перевозки) по территориям государств-членов до места доставки на территории одного из государств-членов (при перевозках, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 2 настоящего Соглашения) или до места вывоза объекта отслеживания с таможенной территории Союза (при перевозках, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 2 статьи 2 настоящего Соглашения).
4. Активация и деактивация навигационной пломбы осуществляются национальным оператором, а в случае, если такая навигационная пломба применяется по решению контролирующего органа, - с разрешения такого контролирующего органа.
В случае если для отслеживания перевозок по территориям государств-членов используется навигационная пломба, зарегистрированная в информационной системе национального оператора иного государства-члена, чем государство-член, на территории которого начинается отслеживание такой перевозки, действия контролирующих органов и национальных операторов, необходимые для активации и деактивации навигационной пломбы, и порядок их совершения определяются Комиссией.
Статья 9
1. Отслеживание перевозок по территориям государств-членов на всем пути следования (перевозки) объектов отслеживания осуществляет национальный оператор государства-члена, на территории которого начинается такое отслеживание (далее - национальный оператор, отслеживающий перевозку по территориям государств-членов).
2. Для обеспечения отслеживания перевозок по территориям государств-членов национальным оператором, отслеживающим перевозку по территориям государств-членов, в случае если для отслеживания перевозок по территориям государств-членов применяется навигационная пломба, зарегистрированная в информационной системе национального оператора иного государства-члена, используется единый программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий возможность активации и деактивации навигационной пломбы информационной системой указанного национального оператора и маршрутизацию информации, получаемой от такой навигационной пломбы, в его информационную систему.
3. Национальный оператор, отслеживающий перевозку по территориям государств-членов, обязан предоставлять в режиме реального времени национальному оператору (уполномоченному оператору (органу)) других государств-членов, по территориям которых будут перевозиться (перевозятся) объекты отслеживания, сведения, определенные Комиссией в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 12 настоящего Соглашения.
Статья 10
1. Навигационная пломба может быть снята в пути следования (перевозки) по территориям государств-членов без прекращения наблюдения за объектом отслеживания в случаях, определяемых Комиссией.
2. Операции по снятию навигационных пломб в пути следования (перевозки) по территориям государств-членов без прекращения наблюдения за объектом отслеживания и ее последующему наложению, действия национальных операторов (уполномоченных операторов (органов)) и контролирующих органов, задействованных при таком снятии, и порядок их совершения определяются Комиссией.
3. Случаи, при которых допускается замена навигационной пломбы в пути следования (перевозки) объекта отслеживания по территориям государств-членов, операции по замене навигационной пломбы, действия национальных операторов (уполномоченных операторов (органов)) и контролирующих органов, задействованных при такой замене, и порядок их совершения определяются Комиссией.
Статья 11
1. К нештатным ситуациям и несанкционированным действиям в пути следования (перевозки) по территориям государств-членов (далее - нештатные ситуации) относятся:
потеря сигнала навигационной пломбы более 3 часов;
снижение уровня заряда батареи навигационной пломбы ниже 15 процентов;
несанкционированное снятие навигационной пломбы;
отклонение от маршрута следования (перевозки) на расстояние более 10 км (в случае, если такой маршрут установлен в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза).
2. Действия национального оператора, отслеживающего перевозку по территориям государств-членов, при возникновении нештатной ситуации, национальных операторов (уполномоченных операторов (органов)) других государств-членов, которым передана информация о возникновении нештатной ситуации, контролирующих органов при получении ими информации о возникновении нештатной ситуации и порядок их совершения определяются Комиссией.
Статья 12
1. Информационное взаимодействие между национальными операторами (уполномоченными операторами (органами)) государств-членов осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза.
2. Комиссия определяет:
сведения, которыми обмениваются национальные операторы (уполномоченные операторы (органы)) государств-членов по каждой отслеживаемой перевозке;
порядок информационного взаимодействия между национальными операторами (уполномоченными операторами (органами)) государств-членов, в том числе при активации и деактивации навигационных пломб в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 4 статьи 8 настоящего Соглашения, а также при возникновении нештатных ситуаций, замене или снятии навигационных пломб в пути следования (перевозки);
правила реализации общего процесса и технологические документы, регламентирующие информационное взаимодействие между национальными операторами (уполномоченными операторами (органами)).
Статья 13
1. Контролирующие органы государств-членов взаимодействуют с национальным оператором и (или) уполномоченным оператором (органом)) своего государства-члена.
В рамках такого взаимодействия:
контролирующий орган государства-члена должен иметь доступ к информационной системе национального оператора своего государства-члена, применяемой для отслеживания перевозок по территориям государств-членов;
национальный оператор доводит до контролирующего органа своего государства-члена определенные законодательством этого государства-члена сведения, в том числе об объекте отслеживания и зафиксированных нештатных ситуациях.
2. Порядок взаимодействия (включая информационное) контролирующих органов государства-члена с национальным оператором и (или) уполномоченным оператором (органом) этого государства-члена, в том числе при активации и деактивации навигационных пломб в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 4 статьи 8 настоящего Соглашения, при возникновении нештатных ситуаций, замене или снятии навигационных пломб в пути следования (перевозки), а также состав сведений, которыми обмениваются национальный оператор, уполномоченный оператор (орган) и контролирующие органы, определяются законодательством государств-членов.
Статья 14
Информационное взаимодействие контролирующих органов государств-членов между собой в отношении объектов отслеживания, перевозка которых отслеживается в соответствии с настоящим Соглашением, осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Союза.
Статья 15
По взаимному согласию государств-членов в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 16
Оговорки к настоящему Соглашению не допускаются.
Статья 17
Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Статья 18
Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.
Статья 19
Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.
Совершено в городе ________________ "__" ___________ 20__ года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 декабря 2020 г. N 181 "О проекте Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок"
Вступает в силу с 15 декабря 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 18 декабря 2020 г.