Письмо Минфина России от 11 марта 2020 г. N 03-13-12/19201
См. также письмо ФНС России от 29 ноября 2021 г. N СД-4-3/16575@
Решением Верховного Суда РФ от 27 июля 2021 г. N АКПИ21-416, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 21 октября 2021 г. N АПЛ21-367, настоящее письмо признано не противоречащим действующему законодательству
В связи с письмом по вопросу отнесения к производству смешения приобретенных готовых продуктов, полученных при переработке нефти, в целях получения для реализации товара по своим техническим условиям организацией, специализирующейся на закупке, хранению и реализацию нефтепродуктов и не имеющей свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, Минфин России сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации лицами произведенных ими подакцизных товаров. В связи с этим налогоплательщиками акцизов являются производители подакцизных товаров.
Согласно пункту 3 статьи 182 Кодекса в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 Кодекса установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала).
Государственный стандарт ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения" также определяет производство нефтепродуктов как их изготовление, в том числе способом смешения двух или более марок нефтепродуктов.
Если указанной выше организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 Кодекса. А именно, в результате смешения объемы компонентов из числа подакцизных товаров со ставкой акциза на ту же единицу измерения ниже, чем ставка акциза на изготовленный таким способом подакцизный товар, приобретают его физико-химические, потребительские свойства и, соответственно, формируют его произведенный объем. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют.
Например, организация закупает неподакцизный товар мазут (20 тонн) и топливо маловязкое судовое (80 тонн), являющееся средним дистиллятом в соответствии со статьей 181 НК РФ со ставкой 9535 рублей за тонну, смешивает их и получает подлежащее реализации топливо мазутное (100 тонн), также попадающее под критерии указанных средних дистиллятов.
В указанной ситуации ставка акциза по топливу мазутному в части объемов использованного для его изготовления мазута (20 тонн), на который такая ставка отсутствует, приводит к указанному в пункте 3 статьи 182 Кодекса превышению (9535 рублей на одну тонну > 0 рублей на одну тонну). Тем самым такое смешение ингредиентов признается производством подакцизных товаров. Соответственно при реализации топлива мазутного в части объемов топлива мазутного, пропорционально приходящихся на использованный для смешения мазут (20 тонн), возникает объект налогообложения, а смешавшая товары организация признается налогоплательщиком.
В другой ситуации, например, организация закупает неподакцизный товар - мазут (20 тонн), топливо маловязкое судовое (80 тонн), являющееся средним дистиллятом в соответствии со статьей 181 Кодекса со ставкой 9535 рублей за тонну, и дизельное топливо (5 тонн) со ставкой 8835 рублей за тонну, смешивает их и получает топливо мазутное Д (105 тонн), попадающее под критерии средних дистиллятов и имеющее ставку 9535 рублей за тонну.
В указанной ситуации превышение ставки акциза по топливу мазутному Д в части объемов использованного для его изготовления мазута (20 тонн) и дизельного топлива (5 тонн) имеет место как по мазуту, так и по дизельному топливу. Таким образом, такое смешение ингредиентов признается производством подакцизных товаров. Следовательно, при реализации топлива мазутного Д в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный для смешения мазут (20 тонн) и дизельное топливо (5 тонн), возникает объект налогообложения акцизами.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 200 Кодекса суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам в порядке, установленном главой 22 "Акцизы" Кодекса.
|
А.В. Сазанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 11 марта 2020 г. N 03-13-12/19201
Текст письма опубликован не был