Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Белгородской области
от 21 декабря 2020 г. N 528-пп
Региональная программа
снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Белгородской области на 2020 - 2030 годы
1 |
Наименование Программы |
Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Белгородской области на 2020 - 2030 годы |
2 |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление по труду и занятости населения Белгородской области |
3 |
Ф.И.О., должность руководителя ответственного исполнителя Программы |
Калюжа Татьяна Анатольевна - первый заместитель начальника управления по труду и занятости населения Белгородской области |
5 |
Цель Программы |
Снижение уровня бедности в два раза. Обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов граждан |
6 |
Задачи Программы |
Задача 1. Повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции. Задача 2. Развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам. Задача 3. Развитие системы социального контракта. Задача 4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан |
7 |
Сроки реализации Программы |
2020 - 2030 годы |
8 |
Целевые индикаторы реализации Программы |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: 2020 год - 8,2; 2021 год - 8,0; 2022 год - 7,7; 2023 год - 7,3; 2024 год - 7,0; 2025 год - 6,7; 2026 год - 6,3; 2027 год - 5,9; 2028 год - 5,5; 2029 год - 5,1; 2030 год - 4,7. Реальная заработная плата работников организаций: 2020 год - 102,8; 2021 год - 102,9; 2022 год - 103,0; 2023 год - 103,2; 2024 год - 103,2; 2025 год - 103,2; 2026 год - 103,1; 2027 год - 103,1; 2028 год - 103,1; 2029 год - 103,1; 2030 год - 103,1 |
I. Общие положения
1.1. Региональная программа снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Белгородской области на 2020 - 2030 годы (далее - Программа) по достижению целевого показателя "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" национальной цели развития Белгородской области на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и целевого показателя "обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции" национальной цели развития Белгородской области на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" подготовлена во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
1.2. Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
II. Анализ текущей ситуации
2.1. Снижение уровня бедности для Белгородской области является важнейшей целью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Белгородская область является одним из регионов с низким показателем уровня бедности. В 2019 году 7,7 процента от общей численности населения области имели доходы ниже величины прожиточного минимума.
2.2. Информация о социально-экономическом развитии региона.
Устойчивое развитие Белгородской области осуществляется в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 года N 27-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года".
Белгородская область входит в число динамично развивающихся регионов России. Рост валового регионального продукта за 2017 - 2019 годы в сопоставимых ценах составил 109,9 процента, по его объему на душу населения область находится на 2 месте в Центральном федеральном округе, уступая только г. Москве, и на 18 месте среди регионов Российской Федерации. Валовой региональный продукт (ВРП) Белгородской области по итогам 2018 года составил 866 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,5 процента выше уровня 2017 года. Объем произведенного ВРП в среднем на одного жителя Белгородской области достиг 559,2 тыс. рублей.
Основу экономики области во многом определяет развитие промышленного комплекса, в котором формируется третья часть валового регионального продукта. Реализация мероприятий по совершенствованию промышленного потенциала области, повышению конкурентоспособности и диверсификации производства, а также экономическая активность хозяйствующих субъектов позволили за 3 года обеспечить рост промышленного производства в сопоставимых условиях на 110,5 процента. По итогам 2019 года индекс промышленного производства составил 103,6 процента. Среди областей Центрального федерального округа по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения Белгородская область по итогам 2019 года заняла по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" 5 место.
Важным для развития экономики области и повышения уровня жизни населения является вопрос привлечения инвестиций. В результате проводимой системной работы объем инвестиций в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы в области за 2017 - 2019 годы составил 444,6 млрд рублей. В 2019 году объем инвестиций в основной капитал составил 167,4 млрд рублей, что на 116,6 процента выше уровня 2018 года в сопоставимых условиях.
Развитие потребительского рынка области направлено на насыщение его высококачественными и безопасными для жизни и здоровья потребителей товарами и услугами, повышение уровня защищенности потребителей и решение основной задачи социально-экономического развития - повышение качества жизни белгородцев. Рост оборота розничной торговли за 2017 - 2019 годы составил 108,6 процента. В 2019 году оборот розничной торговли составил 357,2 млрд рублей. По обороту розничной торговли и объему платных услуг на душу населения область занимает 5 место среди регионов ЦФО. В Белгородской области реализуются стратегии развития торговли, общественного питания и защиты прав потребителей.
Демографическая политика Белгородской области реализуется в рамках Концепции демографической политики на период до 2025 года, национальных проектов "Демография" и "Здравоохранение", а также указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". В результате численность населения области на 1 января 2020 года составила 1549,1 тыс. человек и увеличилась за 2019 год на 1,7 тыс. человек, или на 0,1 процента.
2.3. Перечень основных социально-экономических показателей, предшествующих реализации региональной программы, представлен в таблице.
Наименование показателя |
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Валовой региональный продукт |
млрд рублей |
785,3 |
866,0 |
925,7* |
Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах) |
% к предыдущему году |
103,7 |
102,5 |
103,0* |
Валовой региональный продукт на душу населения |
тыс. рублей |
506,2 |
559,2 |
597,9* |
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
105,0 |
102,4 |
102,8 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами |
млрд рублей |
783,3 |
895,4 |
895,6 |
в том числе по видам экономической деятельности: | ||||
Добыча полезных ископаемых |
млрд рублей |
116,6 |
148,9 |
178,1 |
Обрабатывающие производства |
млрд рублей |
629,1 |
710,8 |
682,5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млрд рублей |
27,0 |
26,8 |
25,2 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млрд рублей |
10,6 |
8,9 |
9,8 |
Индекс производительности труда |
% к предыдущему году |
103,0 |
102,8 |
102,8 |
Инвестиции в основной капитал (включая субъекты малого предпринимательства и объем инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) |
млрд рублей |
142,7 |
134,6 |
167,4 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
93,9 |
90,1 |
116,6 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения |
тыс. рублей |
92,0 |
86,9 |
108,1 |
Основные фонды по полной учетной стоимости на конец года |
млрд рублей |
1501,8 |
1564,6 |
- |
Оборот розничной торговли |
млрд рублей |
315,4 |
336,1 |
357,2 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
102,8 |
103,8 |
101,8 |
Оборот розничной торговли на душу населения |
тыс. рублей |
203,3 |
217,1 |
230,7 |
Среднегодовая численность населения (на конец года) |
тыс. человек |
1549,9 |
1547,4 |
1549,1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
число лет |
73,67 |
73,67 |
74,21 |
Коэффициент естественного прироста населения |
на 1000 человек населения |
-3,8 |
-4,3 |
-4,8 |
Коэффициент миграционного прироста населения |
на 1000 человек населения |
1,8 |
2,7 |
5,9 |
____________________________
* Оценочные данные департамента экономического развития Белгородской области
2.4. Информация о достигнутых показателях развития агропромышленной отрасли Белгородской области.
По итогам 2019 года индекс производства сельского хозяйства составил 101,6 процента, при этом наибольший рост этого показателя отмечен в животноводстве - более чем на 2,3 процента, и в растениеводстве индекс составляет 100,2 процента от показателя прошлого года.
Агропромышленный комплекс Белгородчины продолжает наращивать производственный и инвестиционный потенциал, работая уже в большей степени не на рост количественных показателей, а на создание качественных, конкурентных преимуществ белгородской продукции. Неуклонно растет среднемесячная заработная плата, в 2019 году в сельском хозяйстве она составила 35649,7 рубля, или на 2,1 тыс. рублей выше прошлогоднего показателя - 33532,4 рубля.
2.5. Информация о достигнутых показателях в сфере труда и занятости населения.
На территории региона реализуется комплекс мер, направленных на повышение заработной платы работников предприятий и организаций области различных видов экономической деятельности.
В 2020 году принято постановление Правительства области от 27 апреля 2020 года N 180-пп "О мерах по повышению уровня заработной платы в 2020 году", которым утверждены целевые показатели уровня среднемесячной заработной платы работников внебюджетного сектора экономики области в разрезе основных видов экономической деятельности на 2020 год, а также комплекс мер по повышению размера средней заработной платы работников внебюджетного сектора экономики области на соответствующий период.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости Белгородской области, на конец 2018 года составила 5,6 тысячи человек. В 2019 году удалось снизить численность безработных и на конец года она составила 4,9 тысячи человек. Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2018 года составил 0,68 процента, на конец 2019 года - 0,60 процента. В 2020 году количество безработных резко возросло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В Белгородской области действует государственная программа Белгородской области "Содействие занятости населения Белгородской области", утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 527-пп.
Реализация программы направлена на повышение уровня трудоустройства населения, в том числе на организацию общественных, временных работ для различных категорий населения, профессиональное обучение граждан, оказание услуг безработным гражданам по профессиональной ориентации и социальной адаптации, содействие самозанятости безработных граждан и т.д.
2.6. Информация о достигнутых показателях в сфере социального развития области.
Значительное внимание в области уделяется семейной и демографической политике. Вместе с тем, большую значимость имеет оказание социальной помощи семьям с детьми с высоким риском бедности, в том числе при рождении детей.
В области в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, семьям, имеющим детей, выплачиваются ежемесячные пособия на ребенка.
Наряду с существующими мерами социальной поддержки многодетных семей осуществляется выплата регионального материнского (семейного) капитала, направленного на стабилизацию социально-экономического положения многодетных семей Белгородской области в обществе, улучшение их материального обеспечения.
Постановлением Правительства Белгородской области от 06 апреля 2020 года N 136-пп утверждены Порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной выплаты, и Порядок расходования и учета средств из областного бюджета на указанную ежемесячную выплату.
Принят закон Белгородской области от 23 марта 2020 года N 460 "О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению ежемесячной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно".
Право на получение ежемесячной выплаты в 2020 году будут иметь более 20 тысяч семей.
В области проводится системная работа, направленная на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса.
В последние годы в области наблюдается тенденция роста количества многодетных семей: в 2017 году - 13448 семей (44259 детей). По состоянию на 1 января 2019 года в области проживало 14149 многодетных семей, в них 46571 ребенок, на 1 января 2020 году - 15077 семей (49656 детей).
В целях сохранения жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории области реализуется постановление Правительства Белгородской области от 28 сентября 2015 года N 349-пп "Об организации осуществления оплаты коммунальных услуг, содержания и ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа". Из областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим закрепленные жилые помещения, ежемесячно выплачивается 500 рублей на оплату коммунальных услуг и содержание жилья. В 2019 году на эти цели израсходовано 2014 тыс. рублей, в 2018 году - 1897 тыс. рублей, в 2017 году - 1851 тыс. рублей.
Правительством Белгородской области поддерживаются все формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Вознаграждение, причитающееся приемным родителям, установлено законом Белгородской области от 14 июля 1997 года N 124 "О приемной семье" в размере 6200 рублей в месяц на первого ребенка, взятого на воспитание в семью, и увеличивается на 20 процентов в месяц от установленной суммы на каждого последующего ребенка, взятого на воспитание в семью. Вознаграждение за взятых на воспитание до четырех детей устанавливается одному приемному родителю, а пять и более детей - обоим приемным родителям. По итогам 2019 года пособие выплачивалось 343 приемным родителям, в 2018 году - 350 и в 2017 году - 319 родителям.
Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области является усыновление как наиболее эффективная форма семейного устройства.
В Белгородской области наблюдается положительная динамика снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения.
Одной из мер государственной социальной поддержки малообеспеченных граждан является субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия), которая предоставляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Правила), и статьей 48 Социального кодекса Белгородской области.
Одним из основных направлений в борьбе с бедностью является специальный механизм социальной поддержки - социальный контракт и сформированная к нему программа социальной адаптации. Социальным контрактом является договор между малоимущей семьей (малоимущим гражданином) и органом, уполномоченным на организацию предоставления пособия, который предусматривает назначение пособия под встречные обязательства об использовании выделенных средств на цели, определенные социальным контрактом, и выполнении получателем пособия программы социальной адаптации, направленной на качественные изменения его социального положения.
Финансовая поддержка семей оказывается государством при условии выполнения программы социальной адаптации, направленной на преодоление трудной жизненной ситуации.
Социальный контракт заключается на период от трех месяцев до двух лет, исходя из содержания программы социальной адаптации, и выплачивается единовременно или частями в течение срока действия социального контракта.
Результатом реализации социального контракта является повышение уровня жизни малообеспеченных семей, выход ее из трудной жизненной ситуации, мотивация семьи к самообеспечению и самозанятости.
Анализ реализации социальных контрактов выявил положительную динамику среди семей, выполнивших все условия, предусмотренные программой социальной адаптации. Численность граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, составила:
- в 2018 году - 9075 человек;
- в 2019 году - 11245 человек.
Численность граждан, у которых увеличился доход от трудовой деятельности по окончании срока действия социального контракта, составила:
- в 2018 году - 1216 человек;
- в 2019 году - 1448 человек.
Численность граждан, у которых увеличились натуральные поступления из личного подсобного хозяйства по окончании срока действия социального контракта, составила:
- в 2018 году - 955 человек;
- в 2019 году - 1099 человек.
Среднедушевой доход семей по окончании срока действия социального контракта вырос:
- в 2018 году на 46,7 процента и сложился в сумме 7950 рублей при начальном доходе в размере 5416 рублей;
- в 2019 году на 51,5 процента и сложился в сумме 8568 рублей при начальном доходе в размере 5654 рубля.
В настоящее время в целях предоставления из федерального бюджета субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в системе ГИИС "Электронный бюджет" между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Белгородской области заключено соглашение от 12 мая 2020 года N 149-09-2020-361, также разработан перечень мероприятий, направленных на обеспечение выполнения обязательств в рамках межведомственного взаимодействия при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим гражданам с учетом федеральной субсидии.
III. Цели и задачи
3.1. Программа включает в себя цели, определенные четвертым абзацем подпункта "а" и третьим абзацем подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474, поскольку вопросы повышения уровня доходов населения и снижения бедности являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.
3.2. Результатом Программы является достижение плановых показателей и выполнение мероприятий, которые указаны в приложении N 1 к Программе.
3.3. Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач, формируемых на основании анализа текущей ситуации и ранжирования малоимущего населения на группы:
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции;
развитие системы социальной помощи и социального контракта;
организация социальной адаптации малоимущих граждан.
IV. Состав, форма и сроки мониторинга реализации мероприятий Программы
4.1. Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством Белгородской области.
Мониторинг достижения значений плановых показателей Программы осуществляется ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, межведомственной рабочей группой по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума при Совете по социально-гуманитарному развитию Белгородской области (далее - рабочая группа). Члены рабочей группы ответственны за мониторинг, достижение показателей и реализацию мероприятий в сфере своей компетенции. По результатам мониторинга управлением по труду и занятости населения области формируется отчет в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по формам согласно приложению N 2 к Программе, который размещается на сайте Минтруда России https://12-dmg.rosmintrud.ru/ в программно-информационном комплексе "Мониторинг плана мероприятий "Дорожной карты".
Годовой отчет реализации мероприятий и показателей формируется управлением по труду и занятости населения области на основании информации, представленной соисполнителями Программы, и направляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее 31 января года, следующего за отчетным годом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.