Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Росрыболовства
от 10.11.2020 N 595
Протокол
пятидесятой сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству
1. Открытие сессии
Пятидесятая сессия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству состоялась в период с 12 по 16 октября 2020 года. Из-за пандемии COVID-19 она была проведена в режиме видео-конференц-связи.
Глава российской делегации - И.В. Шестаков, представитель Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству. Заместитель главы делегации - В.И. Соколов, заместитель представителя Российской Федерации в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству.
Глава норвежской делегации - М. Берг, представитель Королевства Норвегия в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, заместитель постоянного заместителя министра, Министерство торговли, промышленности и рыболовства Норвегии. Заместитель главы делегации - Г. Мэле Брейгуту - заместитель представителя Королевства Норвегия в Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, директор по особым вопросам Министерства торговли, промышленности и рыболовства Норвегии.
Составы делегаций обеих Сторон представлены в Приложении 1.
Стороны сослались на внеочередную 41-ю сессию Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, которая состоялась 8-9 февраля 2012 года в г. Москве, и на протокол указанной сессии, в том числе пункт 4 "О рыболовстве в районе архипелага Шпицберген".
Стороны подчеркнули значение практического подхода, который Смешанная Российско-Норвежская комиссия по рыболовству применяет в соответствии с Соглашениями по рыболовству 1975 и 1976 гг. Этот подход строится на признании того, что запасы рыб, осуществляющих миграции между разными зонами Баренцева и Норвежского морей, подлежат регулированию на всем ареале их распространения.
Стороны подчеркнули значение хорошей коммуникации и обсудили практические меры во всем районе действия Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству по предотвращению недоразумений, которые могут привести к ненужному прекращению промысла и серьезным экономическим потерям рыбопромысловых компаний.
3. Рабочие группы
В соответствии с параграфом 3 Правил процедуры Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны согласились создать следующие совместные рабочие группы:
по научному сотрудничеству;
по тюленям северо-восточной части Атлантического океана;
по подготовке протокола.
4. Обмен Сторонами статистическими данными о промысле
Стороны договорились отложить обмен промысловой статистикой в Баренцевом и Норвежском морях до 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. На 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны обменяются промысловой статистикой за 2019, 2020 и 2021 годы согласно формам статистической отчетности, согласованным на 49-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Соответствующее приложение к протоколу на 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству будет включать в себя промысловую статистику за 2019 и 2020 годы.
Стороны отметили, что совместная российско-норвежская работа по борьбе с переловами квот трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях дала положительные результаты. Стороны отметили необходимость продолжения работы по оценке общего объема изъятия совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях в соответствии с Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции из совместно управляемых Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасов рыб.
Стороны согласились в качестве приоритетной цели использовать все возможные средства для выявления и предотвращения незаконного вылова рыбы.
Стороны ежемесячно обмениваются информацией по:
выгрузкам Сторон на уровне отдельного судна в портах друг друга;
квотам Сторон трески и пикши в районах ИКЕС 1 и 2 по каждому отдельному судну;
вылову Сторон в экономических зонах друг друга квот (объемов) видов, указанных в Приложениях 5 и 6 Протокола;
промысловой статистике вылова трески, пикши, мойвы, путассу и креветки в районах ИКЕС 1 и 2.
Норвежская Сторона предложила, чтобы ежемесячный обмен информацией по квотам и вылову в дальнейшем осуществлялся и в отношении палтуса синекорого, мойвы и окуня морского (S.mentella), которые также относятся к совместно управляемым Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасам рыб. Российская Сторона проработает данное предложение Норвежской Стороны и даст свой ответ на 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны имеют право переносить неиспользованные части научных квот и квот третьих стран в свои национальные квоты, а также части национальных квот трески и пикши из года в год согласно пункту 5.1. настоящего Протокола, о чем информируют друг друга в ходе ежегодных сессий.
Норвежская Сторона проинформировала о том, что она выделила по 7000 тонн трески и 300 тонн пикши на рекреационный лов в 2019 и 2020 годах.
5. Регулирование промысла трески и пикши в 2021 году
5.1. Установление ОДУ и распределение квот
Согласно правилу управления запасом трески, принятому на 46-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, которое будет действовать в течение пяти лет, Стороны установили ОДУ северо-восточной арктической трески на 2021 год в объеме 885 600 тонн.
Согласно правилу управления запасом пикши, принятому на 46-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству, которое будет действовать в течение пяти лет, Стороны установили ОДУ северо-восточной арктической пикши на 2021 год в объеме 232 537 тонн.
Правила управления запасами трески и пикши приводятся в Приложении 12.
Стороны подтвердили договоренности, достигнутые на 49-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (пункт 5.1 Протокола 49-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству), о возможности переносить до 10% своих квот на треску и пикшу с 2020 года на 2021 год.
Стороны сохраняют договоренность о возможности переноса до 10% своих квот на треску и пикшу с 2021 года на 2022 год. Такой перенос пойдет в дополнение квоты соответствующей Стороны на 2022 год. Также Стороны могут разрешить своим судам выловить до 10% сверх собственных квот на треску и пикшу в 2021 году. В данном случае разрешенная доля для переноса из года в год составляет не более 10% от национальных квот трески и пикши Сторон, определенных в Приложении 3 к Протоколу 50-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству. Любой объем, выловленный сверх квоты соответствующей Стороны в 2021 году, вычитается из квоты на 2022 год.
Также Стороны согласились с тем, что вышеуказанные возможности переноса частей национальных квот трески и пикши из года в год не повлекут за собой изменения объемов на взаимный вылов трески и пикши в зонах друг друга, определенных в Приложениях 5 к протоколам соответствующих сессий Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны с удовлетворением констатировали, что Рабочая группа по анализу не выявила незаконного промысла за 2019 год в Баренцевом и Норвежском морях, в том числе в результате введения с 1 мая 2007 года государственного портового контроля НЕАФК, а также благодаря значительным усилиям со стороны российских и норвежских властей.
Стороны согласились продолжить сотрудничество по борьбе с незаконным промыслом и по наилучшей оценке фактического уровня изъятия трески и пикши в Баренцевом и Норвежском морях.
Стороны установили ОДУ трески и пикши на 2021 год, согласовали распределение национальных квот вылова между Россией, Норвегией и третьими странами (Приложение 3), а также объемы изъятия для научных и управленческих целей (Приложение 10). Неиспользованная часть объемов вылова некоторых видов гидробионтов для проведения научных исследований морских живых ресурсов, мониторинга их запасов и сбора данных для принятия управленческих решений, указанных в Приложении 10, может быть добавлена к национальным квотам Сторон без дополнительного согласования с другой Стороной. Стороны информируют друг друга об этом в ходе ежегодных сессий. Распределение квот вылова третьих стран по зонам на 2021 год представлено в Приложении 4.
Стороны согласовали взаимные объемы вылова трески и пикши в экономических зонах друг друга (Приложение 5).
Стороны согласились уведомлять друг друга о квотах, выделяемых третьим странам по совместным запасам, в том числе об объемах, которые выделяются в рамках коммерческих проектов, в ходе ежегодных сессий.
Стороны договорились согласовывать вопросы о переносе квот третьих стран из зоны одной Стороны в зону другой Стороны.
5.2. Другие меры регулирования промысла
Стороны согласились с тем, что в будущем для получения разрешения на использование новых типов сортирующих систем в акваториях под юрисдикцией другой Стороны достаточно, если их спецификации одобрены Постоянным Российско-Норвежским Комитетом по вопросам управления и контроля в области рыболовства (ПРНК) с последующим докладом на Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны согласились продолжить обмен информацией о биологическом обосновании закрытия и открытия районов промысла по согласованной форме, разработанной ПРНК.
Технические меры регулирования и единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию на 2021 год представлены в Приложении 7.
6. Регулирование промысла мойвы в 2021 году
Стороны подтвердили принятое ранее правило управления запасом мойвы, при котором максимальный уровень ОДУ должен обеспечить 95%-ую вероятность участия в нересте не менее 200 000 тонн мойвы (Приложение 12).
Стороны решили, в соответствии с правилом управления запасом, не открывать коммерческий промысел мойвы в 2021 году.
7. Регулирование промысла палтуса синекорого в 2021 году
Стороны согласились с тем, что совместная работа российских и норвежских ученых по исследованию палтуса синекорого оказалась плодотворной, в результате чего были получены данные по биологии и распределению этого запаса.
Стороны установили общий допустимый улов палтуса синекорого на 2021 год в объеме 27 000 тонн. Распределение квот России, Норвегии и третьих стран, а также квот на научные и управленческие цели указано в Приложениях 3, 4 и 10. Стороны согласовали взаимные квоты вылова палтуса синекорого в экономических зонах друг друга (Приложение 5).
Стороны согласились принимать все необходимые меры для предотвращения перелова национальных квот палтуса синекорого.
Стороны согласились с техническими мерами регулирования промысла палтуса синекорого, представленными в Приложении 7.
8. Вопросы по управлению запасом сельди атлантическо-скандинавской в 2021 году
Стороны подтвердили, что их целью является многосторонний режим управления запасом сельди атлантическо-скандинавской в 2021 году.
Учитывая текущее состояние запаса, в ходе 50-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны не рассматривали возможность изменения правила управления запасом сельди атлантическо-скандинавской.
Диалог между российскими и норвежскими учеными относительно мер по охране молоди сельди улучшился в текущем году и Стороны намерены его продолжить.
9. Регулирование промысла других видов рыб в 2021 году
Квоты (объемы) других запасов и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
Стороны согласились с тем, что эксплуатация запасов рыб, которые не регулируются квотами или объемами изъятия, может осуществляться только в качестве прилова при промысле видов рыб, которые регулируются квотами или объемами изъятия.
Стороны согласились о взаимных квотах (объемах) на прилов в экономических зонах друг друга. Эти квоты (объемы) на прилов могут быть увеличены с учетом практического осуществления рыбного промысла. Стороны в возможно короткий срок будут рассматривать просьбы об увеличении квот (объемов) на прилов.
9.1. Окуни морские (S.mentella, S.norvegicus)
Стороны подтвердили следующее распределение запаса окуня морского (S.mentella):
Норвегия - 72%;
Российская Федерация - 18%;
Третьи страны - 10% (район архипелага Шпицберген - 4,1%, международные воды в Норвежском море (Район регулирования НЕАФК) - 5,9%).
Россия и Норвегия могут вести промысел в рамках своих национальных квот как в исключительных экономических зонах друг друга, так и в районе архипелага Шпицберген и в международных водах в Норвежском море (Район регулирования НЕАФК).
Россия вправе вести промысел в рамках своей национальной доли, которая составляет 18%, в экономической зоне Норвегии.
На основании рекомендации ИКЕС Стороны установили ОДУ окуня морского (S.mentella) в размере 66 158 тонн на 2021 год. Распределение квоты окуня морского (S.mentella) между Россией, Норвегией и третьими странами приведено в Приложении 3.
Указанное распределение действует на 2021 год, срок его действия продлевается автоматически в случае, если какая-либо из Сторон не потребует пересмотра распределения долей.
Стороны согласились с необходимостью сохранения действующих мер регулирования промысла окуня морского (S.norvegicus) до тех пор, пока его запас снова не достигнет приемлемого репродуктивного уровня.
Стороны обсудили различные правила управления запасом окуня морского (S.mentella), но согласились не принимать правило управления этим запасом до 51-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Технические меры регулирования приведены в Приложении 7.
9.2. Сайда
Квоты (объемы) вылова и технические меры регулирования промысла представлены в Приложениях 6 и 7.
9.2.1. О состоянии запаса сайды
Стороны отметили, что целенаправленное и рациональное управление запасом сайды привело к стабилизации запаса.
Российская Сторона уведомила о том, что она будет осуществлять промысел сайды в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Норвежская Сторона приняла это к сведению.
9.2.2. О трансграничности запаса сайды в Баренцевом море
Российская Сторона представила данные о распределении сайды на всей акватории Баренцева моря, а также проинформировала Норвежскую Сторону о намерении продолжить исследования сайды в исключительной экономической зоне и территориальном море Российской Федерации.
10. Краб камчатский (Paralithodes camtschaticus) и краб-стригун опилио (Chionoecetes opilio) в Баренцевом море
10.1. Краб камчатский (Paralithodes camtschaticus)
Российская Сторона проинформировала Норвежскую Сторону о технических мерах регулирования промысла краба камчатского в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Квота вылова краба камчатского в Российской Федерации на 2021 год еще не установлена.
Норвежская Сторона сообщила Российской Стороне о развитии запаса краба камчатского. Национальные меры регулирования включают установление района, регулируемого квотами. За пределами этого регулируемого района ведется свободный промысел, а возврат краба в море запрещен. На регулируемый 2021 промысловый год норвежская квота в регулируемом районе не установлена.
Стороны договорились и в дальнейшем информировать друг друга о своих технических мерах регулирования на ежегодных сессиях.
10.2. Краб-стригун опилио (Chionoecetes opilio)
Принимая во внимание, что Россия и Норвегия несут ответственность за принятие эффективных мер с целью управления и сохранения запасов краба-стригуна опилио на своих континентальных шельфах, Стороны подтвердили свое намерение осуществлять сотрудничество в области научных исследований краба-стригуна опилио в Баренцевом море.
В Российской Федерации квоты вылова краба-стригуна опилио распределены между российскими юридическими лицами путем заключения с ними договоров о закреплении доли квоты вылова водных биоресурсов.
В соответствии с российским законодательством, краб-стригун опилио является квотируемым живым ресурсом континентального шельфа Российской Федерации. Его промысел осуществляется в соответствии с договорами о закреплении долей в рамках выделенных им ежегодных квот на континентальном шельфе Российской Федерации. В связи с этим, российские пользователи не могут осуществлять промысел краба-стригуна опилио за пределами континентального шельфа Российской Федерации в счет своих квот.
Стороны подтвердили свое намерение обсудить предоставление доступа рыболовным судам Сторон для добычи краба-стригуна опилио на своих частях континентального шельфа, разграничение которого определено Договором между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года.
При этом Российская Сторона сообщила о невозможности осуществлять промысел краба-стригуна опилио судами Норвежской Стороны на континентальном шельфе Российской Федерации в счет установленной Норвежской Стороной квоты.
Российская Сторона сообщила, что в соответствии с российским законодательством ведение промысла краба-стригуна опилио иностранными судами на континентальном шельфе Российской Федерации невозможно без выделения Российской Стороной квоты краба-стригуна опилио соответствующему иностранному государству на основании межправительственного соглашения.
11. Регулирование промысла креветки северной в 2021 году
Стороны приняли к сведению доступные данные о состоянии запаса креветки в Баренцевом море, имеющиеся у российских и норвежских ученых.
Отмечен тренд на увеличение вылова креветки в последние годы, но существуют некоторые неопределенности относительно дальнейшего роста уловов.
Стороны выразили обеспокоенность в отношении использования дополнительного сетного полотна в трале некоторыми судами третьих стран при промысле креветки в анклаве, несмотря на то, что правила НЕАФК об использовании селективной решетки обязывают соответствующие государства флага ограничивать прилов других видов при промысле креветки. Стороны согласились продолжить работу с целью прекращения такой практики.
Стороны согласились с тем, что закрытие районов при промысле креветки будет осуществляться на основании данных о приловах молоди палтуса синекорого, трески, пикши и окуня морского (S.mentella, S.norvegicus). На 47-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны договорились направить запрос в ИКЕС об оценке влияния на состояние запаса окуня морского (S.mentella, S.norvegicus) различных критериев прилова окуня морского при промысле креветки, но ИКЕС пока не закончил рассмотрение данного запроса.
Российская Сторона сообщила, что планирует осуществлять промысел креветки во всем районе ее распространения в 2021 году.
Норвежская Сторона сослалась на то, что существующее расположение контрольных точек в исключительной экономической зоне Российской Федерации препятствует эффективному ведению промысла креветки норвежскими судами.
Стороны договорились поручить ПРНК разработать обзорную оценку квот, переносов и доступа к зонам, указанных в Приложениях 3, 5 и 6 к протоколам Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству за период с 2006 года по 2019 год.
Объемы и технические меры регулирования промысла креветки представлены в Приложениях 6 и 7.
12. Регулирование промысла тюленей в 2021 году
Стороны констатировали, что объемы добычи гренландского тюленя в 2020 году оставались на низком уровне.
Стороны согласились с тем, что численность тюленей в районах Восточных и Западных льдов оказывает значительное влияние на состояние запасов промысловых видов рыб. В связи с этим Стороны намереваются осуществить совместную программу исследований с целью определения роли гренландского тюленя в экосистеме Баренцева моря, включая исследования потребления промысловых видов гидробионтов. Стороны также считают необходимым проведение совместных исследований по изучению серого тюленя.
Имеющиеся данные указывают на такой низкий уровень запаса тюленя-хохлача в районе Западных льдов, что мораторий на его промысел, введенный в 2007 году, необходимо продолжить.
Снижение воспроизводства гренландских тюленей беломорской популяции за последние годы вызывает необходимость усиления совместных научно-исследовательских работ в целях выяснения причин снижения численности приплода.
Объем добычи гренландского тюленя на 2021 год принят с учетом рекомендаций ИКЕС. Период промысла гренландского тюленя в исключительной экономической зоне Российской Федерации на 2021 год определен с 1 марта по 1 июня включительно.
Объемы и технические меры регулирования, включая промысел в научных целях, представлены в Приложениях 6 и 8.
13. Технические меры регулирования промысла и выбросы
Стороны признали первостепенную важность выработки единых технических мер регулирования промысла. В связи с этим Стороны отметили итоги деятельности Рабочей группы по разработке единых совместных технических мер регулирования промысла совместных запасов в Баренцевом и Норвежском морях, созданной на 37-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству.
Стороны подчеркнули важность работы Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в целях совершенствования мер мониторинга и контроля промысла совместных запасов рыб.
Технические меры регулирования и единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию представлены в Приложении 7.
14. Сотрудничество в области управления рыболовством
Стороны продолжат сотрудничество между органами управления рыболовством двух стран для дальнейшего повышения эффективности контроля за ресурсами и регулирования рыболовства.
Стороны согласились с тем, что любые совместные российско-норвежские проекты, включая исследования, связанные с использованием совместных запасов Баренцева и Норвежского морей, должны быть рассмотрены Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству (СРНК) и одобрены Федеральным агентством по рыболовству и Министерством торговли, промышленности и рыболовства Норвегии. Каждая Сторона обязуется информировать другую Сторону об объемах квот, выделяемых и получаемых в рамках таких проектов, и о выгрузках рыбы, выловленной по этим квотам.
14.1. О реализации решений, принятых на 49-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в области контроля
1. Стороны подвели итоги выполнения мер в области контроля в 2020 году:
1.1. Стороны продолжили сотрудничество в рамках НЕАФК с целью совершенствования согласованного режима государственного портового контроля выгрузки в отношении промысловых запасов в Конвенционном районе НЕАФК.
1.2. Стороны осуществляли сотрудничество по анализу общего изъятия совместно управляемых запасов рыб в Баренцевом и Норвежском морях. Рабочая группа по анализу провела одну встречу 10-11 марта 2020 года в г. Мурманске. Отчет Рабочей группы по анализу представлен в Приложении 9.
Стороны провели совместный расчет общего изъятия совместно управляемых запасов рыб в Баренцевом и Норвежском морях судами России, Норвегии и третьих стран в 2019 году в соответствии с Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции из совместно управляемых СРНК запасов рыб (далее - Методика).
Стороны констатировали, что Рабочей группой по анализу, в результате сопоставления информации об изъятии совместно управляемых запасов российскими и норвежскими судами в 2019 году (на уровне отдельного судна), нарушений правил рыболовства судами Сторон не выявлено.
1.3. В соответствии с пунктом 14.11 Протокола 49-й сессии СРНК ПРНК продолжил работу по подготовке проекта Согласованного протокола договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов, и внедрению электронного обмена данными о промысловой деятельности рыболовных судов (ERS, ЕСВ). Рабочая группа по электронному обмену данными провела встречу в г. Бергене 19-20 февраля 2020 года.
2. Стороны подвели итоги и констатировали, что следующие согласованные меры остались в 2020 году невыполненными:
2.1. Не завершена работа над Согласованным протоколом договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов.
2.2. В связи с ограничениями, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции, не состоялся обмен инспекторами при контроле выгрузок уловов и не состоялось заседание Рабочей группы по переводным коэффициентам на продукцию из совместно управляемых запасов водных биоресурсов Баренцева и Норвежского морей.
14.2. Отчет Постоянного Российско-Норвежского Комитета по вопросам управления и контроля в области рыболовства
В связи с ограничениями, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции, в 2020 году не состоялось заседание ПРНК.
14.3. Разработка правил долгосрочного устойчивого управления живыми морскими ресурсами Баренцева и Норвежского морей и предложения по их усовершенствованию
На 46-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в 2016 году Стороны утвердили правила управления запасами трески, пикши и мойвы. Данные правила прошли оценку ИКЕС, который признал их соответствующими принципу предосторожного подхода. Правила управления запасами трески, пикши и мойвы приводятся в Приложении 12.
В ходе 46-й сессии Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству Стороны решили применять данные правила в течение пяти лет. По истечении пятилетнего срока в 2021 году правила управления запасами трески, пикши и мойвы подлежат пересмотру Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству.
Статус разработки правила управления запасом окуня морского (S.mentella) приведен в п. 9.1.
Стороны намерены утвердить правило управления запасом палтуса синекорого после того, как в 2021-2022 гг. состоится пересмотр методики оценки запаса, упомянутый в Приложении 10. Ученым необходимо провести работу по разработке и оценке предложения к правилу управления запасом палтуса синекорого после того, как будет проведен пересмотр методики. Оценка данного правила управления должна быть предпринята в соответствии с признанной международной практикой оценки правил управления долгоживущими запасами.
14.4. Меморандум о порядке сотрудничества между контролирующими органами Сторон
Стороны согласились с тем, что Меморандум о порядке сотрудничества между контролирующими органами Сторон (далее - Меморандум) служит хорошей основой для совершенствования контроля и сотрудничества и отметили необходимость проведения дальнейшей работы в соответствии с его положениями.
Стороны согласились в дальнейшем регулярно пересматривать Меморандум и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения.
14.5. Порядок выдачи разрешений на промысел рыбы обеими Сторонами и выполнение правил ведения рыбного промысла
Стороны согласились продолжить применение Российско-Норвежского временного упрощенного порядка выдачи разрешений рыболовным судам друг друга (Приложение 13).
14.6. Меры по контролю промысла в Баренцевом и Норвежском морях в 2021 году
1. Стороны обменялись информацией о мерах по контролю промысла в своих водах в 2020 году, обратив особое внимание на вопросы незаконного промысла и контроля выбора квот.
2. Стороны согласились продолжить сотрудничество в рамках НЕАФК с целью дальнейшего развития режима Государственного портового контроля в отношении промысловых запасов в Конвенционном районе НЕАФК.
3. Стороны договорились продолжить сотрудничество по осуществлению инспекций рыболовных судов в Районе регулирования НЕАФК в соответствии с п. 5 Меморандума.
4. Стороны договорились продолжить работу Рабочей группы по анализу, состоящей из представителей Североморского территориального управления Росрыболовства и Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району с Российской Стороны, Директората рыболовства и Береговой охраны Норвегии с Норвежской Стороны, также для работы группы могут привлекаться эксперты.
В 2021 году Рабочая группа по анализу проведет встречу в период с 16 по 18 марта, а далее - по мере необходимости, либо в соответствии с решениями сопредседателей СРНК.
Целью Рабочей группы по анализу является осуществление совместной оценки общего объема изъятия совместно регулируемых запасов промысловыми судами России, Норвегии и третьих стран в Баренцевом и Норвежском морях в соответствии с утвержденной на 49-й сессии СРНК сопредседателями СРНК Методикой комплексного анализа данных спутникового слежения и информации о транспортировке и выгрузке рыбопродукции из совместно управляемых Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству запасов рыб.
Рабочей группе по анализу необходимо завершить работу по оценке общего объема изъятия совместно регулируемых запасов в Баренцевом и Норвежском морях за 2020 год до того, как ИКЕС начнет подготовку рекомендаций по ОДУ на 2022 год (не позднее конца апреля 2021 года).
Стороны считают, что результаты анализа фактического изъятия совместно регулируемых запасов, включая расчет возможных переловов, перед их официальным опубликованием в средствах массовой информации должны быть предварительно согласованы Сторонами.
Стороны подтвердили, что статистические данные по общему изъятию должны передаваться в ИКЕС.
Рабочая группа по анализу также будет сотрудничать по вопросу сопоставления информации на уровне отдельного судна применительно к промысловым судам России, Норвегии и третьих стран с целью выявления возможных нарушений рыболовного законодательства.
Рабочая группа по анализу отчитывается о своей текущей работе на заседаниях ПРНК и представляет отчет о результатах своей работы непосредственно сопредседателям СРНК.
5. Стороны подтвердили, что оперативное сотрудничество в области контроля будет осуществляться в рамках Меморандума. Уполномоченные органы Сторон организуют встречи для обсуждения вопросов в области контроля, выявления нарушений и применения санкций, связанных с нарушением правил рыболовства в Баренцевом и Норвежском морях, по мере необходимости. На указанные встречи могут также приглашаться представители полиции, прокуратуры, таможенных и налоговых органов Сторон.
Стороны согласились, что выполнение совместного анализа рисков нарушений законодательства в области рыболовства при промысле совместно управляемых запасов, обмен информацией по проблемным вопросам в области контроля и предложение мер по регулированию промысла совместно управляемых запасов может быть реализовано в рамках Меморандума.
6. Стороны подтвердили, что для достижения большей степени гармонизации контрольных мероприятий они продолжат взаимный обмен инспекторами в качестве наблюдателей как в море, так и при выгрузках с норвежских судов в портах Норвегии и с российских судов в портах России. Стороны договорились с учетом эпидемиологической обстановки согласовать порядок и сроки проведения указанных мероприятий в межсессионный период.
7. Стороны подчеркнули важность своевременного обмена действующими правилами рыболовства и вносимыми в них изменениями и договорились осуществлять такой обмен в виде ноты по дипломатическим каналам.
8. Стороны согласились продолжить практику проведения семинаров для инспекторов и представителей органов управления рыболовством по необходимости.
Решение о проведении семинаров принимает ПРНК.
9. Стороны договорились о том, что норвежские рыболовные суда при промысле в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море продолжат использовать форму промыслового журнала, приведенную в Приложении 14. Российские суда при промысле в экономической зоне Норвегии будут использовать форму промыслового журнала, приведенную в Приложении 15.
10. Согласованные контрольные мероприятия приведены в Приложении 11.
14.7. Инструкция по проведению проверок рыболовных судов в Баренцевом и Норвежском морях
Рабочая группа по разработке инструкции по проведению проверок рыболовных судов в Баренцевом и Норвежском морях до настоящего времени не разработала согласованную инструкцию по проведению проверок рыболовных судов в Баренцевом и Норвежском морях.
В связи с различием национальных законодательств, Стороны договорились временно приостановить работу по данному вопросу.
14.8. Ведение промысла третьими странами и реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Исландия и Правительством Королевства Норвегия, касающегося некоторых аспектов сотрудничества в области рыболовства
Стороны обменялись информацией о ходе выполнения трехстороннего Соглашения между Российской Федерацией, Норвегией и Исландией и констатировали, что Соглашение действует в соответствии со своим назначением.
Срок направления обращения о пересмотре Соглашения и двусторонних Протоколов к нему - 1 июля 2022 года. Стороны официально и заблаговременно до истечения срока уведомят друг друга о возможных обращениях по данному вопросу.
Стороны вновь подтвердили, что при заключении соглашений по квотам с третьими странами, третья страна должна принять обязательство ограничить свой промысел квотами, которые выделяются прибрежными государствами, независимо от того, осуществляется промысел в пределах или за пределами зон рыболовной юрисдикции России и Норвегии.
Стороны обсудили промысел третьих стран в Баренцевом и Норвежском морях и согласились продолжить оперативный контроль за этим промыслом таким образом, чтобы при освоении выделенных квот такой промысел был прекращен.
Стороны подтвердили согласие с тем, что меры регулирования запасов северо-восточной арктической трески и пикши действуют во всех районах их распространения.
14.9. Единые переводные коэффициенты на рыбопродукцию
Стороны согласились с тем, что применение точных переводных коэффициентов имеет решающее значение для получения истинного представления об изъятии ресурсов.
Стороны согласились с применением единых переводных коэффициентов (Приложение 7).
Стороны подтвердили необходимость продолжения проведения научных рейсов по измерению и расчету переводных коэффициентов.
Стороны договорились провести в 2021 году совместный научный рейс с целью гармонизации российских и норвежских переводных коэффициентов на продукцию из неразделанной креветки северной сыро-мороженой и варено-мороженой.
Стороны поручили ПРНК продолжить работу с целью получения сопоставимых данных для определения единых переводных коэффициентов при переработке трески, пикши, палтуса синекорого и окуня морского (S.mentella).
14.10. Процедура закрытия и открытия промысловых районов
Стороны оценили опыт применения Совместного Российско-Норвежского порядка по закрытию и открытию районов промысла донных рыб и креветки, разработанного ПРНК в 1999 году (далее - Порядок).
Стороны согласились с тем, что Порядок является центральной составляющей оптимального управления и включает в себя следующие элементы:
1. Критерии, по которым принимается решение о закрытии районов (Приложение 7).
2. Процедура по взятию проб.
Принятие решения о закрытии района для промысла должно быть основано на достаточном количестве проб, по крайней мере, не менее чем из 2-х уловов в каждом районе, который предполагается закрыть.
Применяется следующая методика взятия проб: должно быть промерено не менее 300 экз. трески и пикши совместно, в экономической зоне Норвегии также включается и сайда; если улов указанных видов составляет менее 300 экз., то промеряется весь улов (п. 5 Порядка).
Отбор проб осуществляется представителями:
со стороны Российской Федерации: Североморского территориального управления Росрыболовства, ФГБНУ "ВНИРО";
со стороны Норвегии: Директората рыболовства, Береговой охраны, БИМИ.
3. Решение о закрытии районов для промысла принимается:
со стороны Российской Федерации: Североморским территориальным управлением Росрыболовства;
со стороны Норвегии: Директоратом рыболовства.
4. Открытие закрытых районов осуществляется в соответствии с положениями п. 8 Порядка.
14.11. Электронная промысловая и позиционная отчетность
14.11.1. Состояние дел с проектом Согласованного протокола договоренностей по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов
Стороны обсудили работу по подготовке проекта Согласованного протокола договоренностей между Россией и Норвегией по вопросам, относящимся к системе спутникового слежения промысловых судов (далее - Согласованный протокол).
Стороны поручили ПРНК продолжить работу по подготовке проекта Согласованного протокола.
Норвежская Сторона проинформировала о действующих правилах о спутниковом слежении. Изменения в предписаниях, вступивших в силу с 1-го июня 2020 г., не влекут за собой существенных изменений для промысловых судов Российской Федерации.
14.11.2. Порядок обмена промысловыми данными и данными о деятельности судов
Стороны обсудили работу по внедрению электронного обмена данными о промысловой деятельности рыболовных судов одной Стороны в зоне юрисдикции другой Стороны (ERS, ЕСВ).
Стороны отметили положительные результаты тестирования электронной системы отчетности (ERS) между Россией и Норвегией на виртуальных судах в переходный период.
Стороны договорились стремиться полностью завершить процедуры тестирования ERS на реальных судах в 2021 году и подготовиться к переходу на электронный обмен данными до 2022 года.
Стороны договорились, что Рабочая группа по электронному обмену данными должна продолжить работу по подготовке отчета о результатах тестирования для рассмотрения на ПРНК, который будет служить основой для перехода на систему ERS.
15. Совместные научные исследования морских живых ресурсов в 2021 году
Стороны указали на то, что российско-норвежское сотрудничество в области проведения морских исследований является одной из старейших и лучших традиций сотрудничества двух стран. Такие научные исследования являются необходимой предпосылкой для получения достоверных оценок состояния общих запасов. Стороны согласились с тем, что научные исследования являются предпосылкой для установления квот и ведения устойчивого промысла.
Полное покрытие района географического распространения наиболее значимых запасов в ходе научных съемок - необходимое условие для разработки хороших рекомендаций. С целью обеспечения большей устойчивости проведения научных съемок Стороны будут запрашивать доступ в зоны друг друга для проведения совместной экосистемной съемки.
Стороны ссылаются на сотрудничество по проведению совместных съемок и работы по сбору биологических и океанографических данных. Обе Стороны ведут работу по гармонизации рабочих процедур и намерены разработать общее описание по проведению таких съемок.
Стороны подчеркнули важность упрощения доступа научно-исследовательских судов в экономические зоны друг друга и намерены продолжить работу по упрощению процедур выдачи разрешений и осуществления съемок, в том числе внесению изменений по запрашиваемым судам и капитанам таких судов.
Норвежская Сторона обратилась с просьбой о подтверждении предоставления доступа для проведения научных исследований с применением донного трала при осуществлении научных съемок на российской части континентального шельфа в открытой части Баренцева моря, разграничение которого определено Договором между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 года. При этом Норвежская Сторона подтвердила предоставление соответствующего доступа Российской Стороне при осуществлении научных съемок на норвежской части континентального шельфа данной акватории.
Российская Сторона сообщила, что рассмотрит данное предложение Норвежской Стороны при его направлении в адрес Российской Стороны в установленном порядке.
Стороны констатировали неизбежность изъятия морских живых ресурсов в процессе выполнения научных съемок. С учетом обмена данными Стороны продолжат работу по гармонизации законодательства по проведению научных исследований живых морских ресурсов, при осуществлении которых происходит неизбежное изъятие ресурсов в научных целях.
Норвежская Сторона выражает озабоченность в связи с возникшими сложностями сбора научных данных, используемых для оценки состояния запасов водных биоресурсов и установления ОДУ, связанными с установленным действующим российским законодательством обязательным требованием об уничтожении водных биоресурсов, выловленных при проведении ресурсных исследований в районах юрисдикции России.
Норвежская Сторона проинформировала Российскую Сторону о том, что норвежским законодательством запрещены выбросы выловленных водных биоресурсов, а также использование многих видов рыб в технических целях и что этот запрет распространяется на водные биоресурсы, выловленные во всех районах рыболовной юрисдикции Норвегии. При этом Стороны осознают разногласия в законодательствах двух стран относительно уловов морских живых ресурсов, выловленных в связи с осуществлением научных исследований, и продолжат работу по гармонизации законов и правил для осуществления научных исследований живых морских ресурсов, при которых вылов в научных целях является неизбежным.
Стороны отметили, что увеличение масштаба сбора данных о возрастном и размерном составе уловов при осуществлении коммерческого рыболовства в последние годы способствовало повышению качества данных, необходимых для оценки запасов трески и пикши. Несмотря на это, сохраняется необходимость в продолжении работы по совершенствованию процесса сбора проб при осуществлении коммерческого рыболовства. Стороны договорились о принятии соответствующих мер, в том числе обеспечении дополнительного финансирования, в целях увеличения объема сбора научных данных и улучшения информационной основы для оценки запасов.
Стороны установили объемы вылова некоторых видов гидробионтов для проведения научных исследований морских живых ресурсов, мониторинга их запасов и сбора данных для принятия управленческих решений. В целях соблюдения прозрачности российско-норвежского сотрудничества в области научных исследований подчеркивается важность занесения всего вылова, в том числе и прилова, предназначенного для научных целей, в согласованную форму статистических данных. ФГБНУ "ВНИРО" и БИМИ заблаговременно до начала исследований в установленном порядке будут осуществлять обмен данными о количестве и названиях судов, участвующих в этих исследованиях, и мониторинге живых морских ресурсов, сроках проведения этих исследований и объемах вылова (Приложение 10).
Стороны предоставляют разрешение на вылов и добычу своих живых морских ресурсов в своих водах судам другой Стороны в объемах, указанных в Приложении 10.
Стороны согласились осуществлять обмен всеми биологическими и океанографическими данными, необходимыми для оценки совместно эксплуатируемых запасов и состояния окружающей среды, в соответствии с Приложением 10.
Стороны подтвердили, что морские ресурсные исследования в районах юрисдикции обоих государств должны осуществляться в соответствии с законодательством того государства, в районах юрисдикции которого эти исследования выполняются, с учетом Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о сотрудничестве в области рыболовства от 11 апреля 1975 года и Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Норвегия о взаимных отношениях в области рыболовства от 15 октября 1976 года.
Стороны приняли Программу совместных российско-норвежских научных исследований морских живых ресурсов на 2021 год (Приложение 10).
Российская Сторона информировала, что рассмотрит возможность проведения морских ресурсных исследований норвежскими научно-исследовательскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море (за исключением некоторых районов Баренцева моря, определяемых Минобороны России) на основе российского законодательства при условии нахождения на борту представителя Минобороны России с предоставлением ему полномочий по проверке соответствия заявленных целей и задач исследований фактически проводимым и предоставлением полного и достоверного перечня используемого в исследованиях оборудования.
На борту судна должен также присутствовать владеющий английским или норвежским языками представитель ФГБНУ "ВНИРО". Норвежская Сторона гарантирует размещение, питание и полное обеспечение работы на борту исследовательского судна российских представителей. Для посадки и высадки российских представителей на борт норвежского судна используется порт Мурманск. Минобороны России оставляет за собой право прерывать (приостанавливать) начатые исследования в период проведения мероприятий боевой подготовки Военно-морского флота России.
Норвежская Сторона выразила мнение, что соответствующий принцип представительства может действовать также при проведении российских морских ресурсных исследований в норвежских морских акваториях. При проведении мероприятий боевой подготовки Военно-морского флота России районы, временно закрытые для плавания, объявляются посредством соответствующих систем оповещения в сроки, позволяющие скорректировать маршрут прохождения исследовательского судна.
Стороны договорились о том, что упомянутые условия принимаются во внимание в процессе согласования заявки и проведения морских ресурсных исследований.
15.1. О распространении совместных запасов в Северном Ледовитом океане
Стороны приняли во внимание растущий интерес к Северному Ледовитому океану и роли Сторон в этом регионе. Стороны подтвердили, что Россия и Норвегия как прибрежные государства выражают основополагающую заинтересованность и несут основную ответственность за сохранение и рациональное управление дикоживущими морскими ресурсами в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане в соответствии с нормами международного права. В связи с этим Стороны ссылаются на встречи пяти прибрежных государств по отношению к Северному Ледовитому океану (Норвегия, Россия, Канада, Дания/Гренландия и США) в июне 2010 года в г. Осло, в мае 2013 года в г. Вашингтоне и в феврале 2014 года в г. Нууке, а также на подписание в июле 2015 г. в г. Осло Декларации о предотвращении нерегулируемого промысла в районе открытого моря Северного Ледовитого океана.
По результатам переговоров, проводившихся с 2015 по 2017 гг., 3 октября 2018 года было подписано Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана (далее - Соглашение), действие которого, помимо пяти прибрежных государств, распространяется также на Японию, Республику Корея, Китай, Исландию и Европейский союз. В рамках Соглашения придается большое значение научно-исследовательской деятельности и мониторингу и учреждается программа "Joint Program of Scientific Research and Monitoring". Параллельно с совещаниями представителей органов власти состоялись также встречи ученых некоторых государств с целью подготовки ответов на вопросы, возникшие в ходе таких совещаний. Встречи ученых проводились в 2011, 2013, 2015, 2016 и 2017 гг. Россия не принимала участия в этих встречах до подписания Соглашения. Стороны подчеркнули особую необходимость и важность участия и российских и норвежских ученых в разработке и проведении программы исследований и плана имплементации.
В период с 12 по 13 апреля 2019 г. в г. Архангельске была проведена Научно-исследовательская конференция стран - участниц Соглашения с широким международным участием. Также в период с 29 по 30 мая 2019 г. в г. Оттаве состоялась встреча представителей стран, подписавших Соглашение, в ходе которой Стороны согласовали предварительные полномочия ("provisional terms of reference") временной научно-координационной группы. В феврале 2020 года состоялось совещание этой группы на тему о выполнении совместного плана исследований и мониторинга, в котором приняли участие российские и норвежские ученые.
Стороны согласились с важностью мониторинга климата, видового состава, распределения планктона, рыб и морских млекопитающих в Северном Ледовитом океане.
16. Российско-норвежский сайт по рыболовству в Баренцевом и Норвежском морях
Норвежская Сторона подтвердила, что ответственным за эксплуатацию и развитие совместного сайта Joint Fish с Норвежской Стороны является Директорат рыболовства.
Российская Сторона сообщила, что ответственным за эксплуатацию и развитие сайта с Российской Стороны является Федеральное агентство по рыболовству.
17. Сотрудничество в области аквакультуры
Стороны договорились продолжить развитие двустороннего сотрудничества в научно-исследовательской сфере в области аквакультуры, уделяя особое внимание потенциальному воздействию аквакультуры на экосистему, включая уход рыбы из садков, здоровье рыб и предотвращение распространения инвазий и эпизоотий.
Норвежская Сторона проинформировала о намерении пригласить Российскую Сторону принять участие в семинаре по вопросам аквакультуры.
Стороны согласились, что в семинаре будут принимать участие представители науки и государственных органов управления.
Стороны также договорились способствовать обмену отраслевым опытом и передаче знаний в рамках межправительственной Российско-Норвежской комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству.
18. Разное
18.1. Загрязнение морской среды мусором
Загрязнение морской среды мусором рассматривается как растущая глобальная проблема. Данная проблематика становится все более важной и для Баренцева моря. Россия и Норвегия активно выступают против загрязнения морской среды мусором на различных международных площадках. 14-я цель в области устойчивого развития (SDG) о сохранении и рациональном использовании океанов, морей и морских ресурсов, принятая ООН, декларирует намерение предотвратить и сократить морское загрязнение к 2025 году.
Стороны согласились обратить внимание на проблематику загрязнения морской среды мусором в результате рыболовной деятельности, включая составление карты обстановки, а также осуществление научной деятельности и обмена опытом.
19. Закрытие сессии
Стороны согласились провести очередную ежегодную сессию Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству в октябре 2021 года в Российской Федерации.
Стороны договорились провести встречу сопредседателей Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству для обсуждения актуальных вопросов двустороннего сотрудничества в области рыболовства в межсессионный период. Время и место проведения встречи будут согласованы по переписке.
Настоящий протокол составлен 16 октября 2020 года в г. Осло и г. Москве на русском и норвежском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
Представитель Российской |
И.В. Шестаков |
Представитель Королевства |
М. Берг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.