Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
природных ресурсов и экологии
Саратовской области
от 17 декабря 2020 г. N 668
Программа
профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы
I. Общие положения
1. Программа профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы (далее - Программа), разработана на основании:
Федерального закона от 26 декабря 2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
Распоряжения Правительства Саратовской области от 21 февраля 2017 года N 33-Пр "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации";
Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22 июля 2014 г. N 327 "Об утверждении Административного регламента министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".
2. Программа разработана в целях: сокращения количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области охраны окружающей среды; предотвращения рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде; обеспечения доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды.
3. Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - контрольной орган) в целях предупреждения возможного нарушения обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность за исключением деятельности с использованием объектов подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели, подконтрольные субъекты) при осуществлении регионального государственного экологического надзора, направленное на снижение рисков причинения вреда окружающей среде и отвечающее следующим признакам:
реализация самим контрольным органом в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер мероприятий для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, за исключением деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
4. Сроки и этапы реализации программы - 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.
5. Организация и проведение профилактических мероприятий контрольного органа осуществляется уполномоченными лицами на основании соответствующего "Плана-графика мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований природоохранного законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора", направленных на предупреждение нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность по соблюдению обязательных требований при осуществлении регионального государственного экологического надзора (приложение к настоящей Программе).
6. Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее - Министерство).
II. Цели, задачи и принципы проведения профилактических мероприятий
7. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
снижение административных и финансовых издержек как контрольного органа, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольной деятельности;
повышение прозрачности деятельности контрольного органа при осуществлении регионального государственного экологического надзора;
мотивация к добросовестному поведению подконтрольных субъектов и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
8. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере охраны окружающей среды у всех участников контрольной деятельности (контрольного органа и подконтрольных субъектов);
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов.
9. Принципами проведения профилактических мероприятий являются:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий), за исключением информации, которая содержит сведения, составляющие государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольным органом по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательность проведения профилактических мероприятий контрольным органом;
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
10. Ожидаемые конечные результаты:
уменьшение количества нарушений субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды;
увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;
снижение уровня административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
III. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом исполнения государственной функции по проверке соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности, подлежащими региональному государственному экологическому надзору, а также органами местного самоуправления, при осуществлении ими своей деятельности требований, установленных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории Саратовской области, а именно: охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, использования и охраны водных объектов, геологического изучения, рационального использования и охраны недр, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, проведения мероприятий по контролю, в том числе на водных объектах и в их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении указанными лицами своей деятельности.
Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
Региональный государственный экологический надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области осуществляется контрольным органом в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22 июля 2015 года N 370-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления регионального государственного экологического надзора".
Контрольно-надзорная деятельность осуществляется: согласно Ежегодных планов проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на очередной год; на основании распоряжений о проведении внеплановых проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований.
Министерством применяется риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора, что привело к значительному снижению интенсивности надзорных мероприятий.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410.
Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического надзора установлены пять категорий риска производственных объектов.
Плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и отнесенные к определенной категории риска в соответствии с критериями отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, проводятся:
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;
для категории умеренного риска проводятся не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории низкого риска не проводятся.
При этом предусмотрены основания как для повышения категории риска производственного объекта, так и снижения категории риска производственного объекта для тех подконтрольных субъектов, кто добросовестно соблюдает требования действующего законодательства.
По состоянию на октябрь 2020 года на учет в региональный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду 5591 объект.
В настоящее время Министерством продолжается работа по отнесению объектов к определенной категории риска по мере постановки их хозяйствующими субъектами в "Региональный Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
В целях профилактики нарушений обязательных требований законодательства на официальном сайте Министерства размещаются перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых является предметом государственного экологического надзора, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Приказом Министерства от 28.09.2017 г. N 829 утвержден "Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по надзору при осуществлении регионального государственного экологического надзора".
Перечень актов и порядок его ведения размещены в открытом доступе на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе перечень обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрена возможность оставить замечания и предложения по перечню правовых актов.
Министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за 10 месяцев 2020 года проведено 19 проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, из них: 5 - плановых в соответствии с Ежегодным планом проверок на 2020 год, 14 - внеплановые, в том числе 2 проверки были проведены по согласованию с органами прокуратуры.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" все плановые проверки, запланированные на 2020 год после 03.04.2020 г. были исключены из плана проведения проверок.
По итогам проведения плановых и внеплановых проверок в 14 проверках выявлено 26 правонарушений. По 5 плановым проверкам (выявлено 17 нарушений обязательных требований законодательства), по 9 внеплановым проверкам выявлено 9 правонарушений, в том числе: 4 - невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора) и 5 - нарушения обязательных требований законодательства.
Наложено 21 административное наказание, в том числе: 4 в виде административных штрафов и 17 в виде предупреждения. Административные штрафы были наложены: 2 - на должностных лиц и 2 - на юридическое лицо.
Общая сумма наложенных штрафов составила 50,0 тыс. руб., из них на юридических лиц - 40,0 тыс. руб. и на должностных лиц - 10,0 тыс. руб.
На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области в случае подтверждения факта нарушения природоохранного законодательства, а также поступивших материалов из правоохранительных органов государственными инспекторами за январь-октябрь 2020 года было рассмотрено 203 административных дел, в том числе поступивших из:
- органов прокуратуры Саратовской об
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.