Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу
Департамента природных ресурсов и
экологии Ивановской области
от 18.12.2020 N 449-од
Программа
профилактики нарушений обязательных требований по региональному государственному экологическому надзору на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов
Настоящая Программа регулирует профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее - Департамент) при проведении мероприятий по региональному государственному экологическому надзору на территории Ивановской области в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, использования и охраны водных объектов, в сфере недропользования.
I. Паспорт Программы
Наименование программы |
Программа профилактики нарушений обязательных требований на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; Постановление Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами"; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 15.01.2016 N 1-НПА "Об утверждении Административного регламента исполнения Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора". |
Разработчик программы |
Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области. |
Цели программы |
- сокращение количества нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - субъекты профилактики) обязательных требований в области охраны окружающей среды на территории Ивановской области; - увеличение уровня экологической безопасности региона; - предотвращение рисков причинения вреда окружающей среде и снижение размера вреда, причиненного окружающей среде на территории Ивановской области; - обеспечение доступности информации об обязательных требованиях в области охраны окружающей среды. |
Задачи программы |
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды; - повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области охраны окружающей среды; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности. |
Сроки и этапы реализации программы |
2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов |
Ожидаемые конечные результаты |
- экологическая безопасность региона; - повышение эффективности профилактической работы, проводимой Департаментом, по предупреждению нарушений обязательных требований, установленных природоохранным законодательством; - улучшение информационного обеспечения деятельности отдела государственного экологического надзора по профилактике и предупреждению нарушений природоохранного законодательства; - уменьшение общего числа совершенных нарушений природоохранного законодательства, выявленных посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
Структура программы |
Подпрограммы отсутствуют. |
Виды надзора |
Осуществляет региональный государственный экологический надзор по следующим направлениям: - государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; - государственный надзор в области обращения с отходами; - государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха; - государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; - государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, деятельность администраций которых направлена на охрану и воспроизводство объектов животного мира. |
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Необходимость разработки Программы обусловлена нарушениями обязательных требований природоохранного законодательства, выявляемыми при проведении плановых проверок, в рамках административных расследований, при плановых рейдовых обследований (осмотров) территорий в рамках регионального государственного экологического надзора.
Преобладающую часть в структуре выявленных нарушений составляют следующие нарушения.
1. В области обращения с отходами производства и потребления - несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления (ч. 1 ст. 8.2 и ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ), а именно:
- несанкционированный сброс отходов, захламление территории;
- нарушения при обустройстве мест временного хранения отходов;
- отсутствие необходимой документации в сфере обращения с отходами.
2. В области охраны атмосферного воздуха:
- не проведение инвентаризации (ст. 8.1 КоАП РФ).
3. В области использования и охраны водных объектов:
- несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе (ст. 8.12.1 КоАП РФ);
- самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ);
- нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13 КоАП РФ) значительно увеличилось.
4. Наиболее распространенными нарушениями общих требований природоохранного законодательства явились:
отсутствие сдачи предусмотренной законодательством экологической отчетности (ст. 8.5 КоАП РФ);
- невнесение или нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41 КоАП РФ);
- не постановка и постановка с нарушением сроков объектов негативного воздействия на специальный государственный учет (ст. 8.46 КоАП РФ).
5. Нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39 КоАП РФ).
В этой связи возникает необходимость принятия мер, направленных на профилактику правонарушений и нарушений обязательных требований, установленных природоохранным законодательством.
III. Состояние подконтрольной сферы
3.1. Описание видов и типов подконтрольных субъектов
Региональному государственному экологическому надзору на территории Ивановской области подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием объектов, включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Реестр), а также водные объекты и особо охраняемые природные территории регионального значения, а также объекты, подлежащие постановке на учет в реестр.
3.2. Описание ключевых наиболее значимых рисков: их распределение в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов), территорий, видов экономической деятельности и динамика их изменений за отчетный год
Ключевым видом риска является вероятность причинения вреда окружающей среде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности.
С целью учета риска для окружающей среды региональные подконтрольные объекты распределены по 3 категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду: объекты, оказывающие среднее негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
Разделение объектов на категории осуществляется в зависимости от видов экономической деятельности и уровней негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. N 1029.
Критерии отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410.
Наиболее значимыми факторами, формирующими риски, в зависимости от видов подконтрольных субъектов являются:
незнание и различное толкование содержания обязательных требований поднадзорными субъектами;
невозможность получить реальную информацию о количестве и месте нахождения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Ивановской области объектов, не включенных в Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
IV. Описание текущих и ожидаемых тенденций, которые могут оказать воздействие на состояние подконтрольной сферы
4.1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды, в том числе исключение избыточных, дублирующих и устаревших обязательных требований, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ужесточение санкций на отдельные экологические правонарушения, повышение квалификации руководителей и работников поднадзорных субъектов могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.
4.2. В то же время возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среде.
V. Статистические показатели состояния подконтрольной сферы
В 2021 году в связи с особенностями проводимой на федеральном уровне реформы контрольно-надзорной деятельности сокращено (до 3 мероприятий) количество плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в 2017 году - 5, в 2018 году - 3, в 2019 году - 4, в 2020 году - 1). За 2020 год проведено 308 контрольно-надзорных мероприятий (за аналогичный период 2019 года - 316), включающих в себя 1 плановую выездную проверку, 6 предварительных проверок, 57 административных расследований, 82 рассмотренных административных дела, 14 рейдовых выездных мероприятий, а также 148 выездов по поступившим обращениям граждан.
Всего по результатам контрольно-надзорной деятельности было выявлено 130 нарушений обязательных требований природоохранного законодательства (149 - в 2019 году). Большинство нарушений было выявлено в сфере охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, а также в сфере общих экологических требований (отсутствие сдачи предусмотренной законодательством экологической отчетности, невнесение или нарушение сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, не постановка и постановка с нарушением сроков объектов негативного воздействия на специальный государственный учет).
Всего по результатам контрольно-надзорной деятельности (включая административные расследования) наложено административных штрафов на общую сумму 4551,5 тыс. руб., из них:
- в отношении граждан - 52,5 тыс. руб.,
- в отношении должностных лиц - 373 тыс. руб.,
- в отношении индивидуальных предпринимателей -166 тыс. руб.,
- в отношении юридических лиц - 3960 тыс. руб.
В 2020 году было вынесено 14 предупреждений.
Отдельно необходимо отметить, что из общей суммы наложенных штрафов 236 тыс. рублей были наложены судебными органами по итогам рассмотрения составленных Департаментом протоколов об административных правонарушениях.
Общее количество судов, в которых принимал участие Департамент - 39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.