Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Утверждено
постановлением
Администрации района
от 19.11.2020 N 1024
Положение
по организации, составу, порядку деятельности сил и средств Сокольского районного звена Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Сокольского муниципального района
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Положение определяет организацию, состав и порядок деятельности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Сокольского муниципального района.
1.2. Администрация Сокольского муниципального района в соответствии с п. 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" самостоятельно в пределах границ Сокольского муниципального района организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы (далее - АСДНР).
1.3. Экстренное реагирование на угрозу и (или) возникновение чрезвычайных ситуаций осуществляют органы управления и силы организаций и муниципальных образований Сокольского муниципального района, на территории которых произошла чрезвычайная ситуация, а также органы управления и силы постоянной готовности, в зоне ответственности которых произошла данная чрезвычайная ситуация.
1.4. Аварийно-спасательные работы на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф или иных стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
1.5. Мероприятия по проведению и обеспечению аварийно-спасательных работ планируются заблаговременно при разработке Планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1.6. Финансирование мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется за счет средств бюджета Сокольского муниципального района.
Организации всех форм собственности, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, участвует в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.
1.7. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с их классификацией:
1) локальная чрезвычайная ситуация - ликвидируется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, расположенных на территории Сокольского муниципального района;
2) муниципальная чрезвычайная ситуация - ликвидируется силами и средствами органа местного самоуправления;
3) межмуниципальная чрезвычайная ситуация - ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация и проведение АСДНР при чрезвычайных ситуациях муниципального характера осуществляются по следующим основным направлениям:
а) привлечение аварийно-спасательных формирований и создание группировки сил и средств;
б) ведение АСДНР;
в) обеспечение АСДНР;
г) управление силами и средствами при ведении АСДНР;
д) руководство силами и средствами при ведении АСДНР.
1.8. Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации включают в себя следующие этапы:
1) определение границ зоны чрезвычайной ситуации;
2) ввод (вывод) сил и средств ликвидации ЧС в зону (из зоны) чрезвычайной ситуации;
3) поиск пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации;
4) деблокирование, извлечение, спасение пострадавших из аварийной среды;
5) защита пострадавших от поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации;
6) оказание пострадавшим первой помощи;
7) локализация и ликвидация поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации;
8) обеспечение жизнедеятельности сил ликвидации чрезвычайной ситуации;
9) эвакуация населения из зоны чрезвычайной ситуации и его возвращение в места постоянного проживания.
2. Привлечение аварийно-спасательных формирований и создание группировки сил и средств
2.1. Привлечение сил и средств Сокольского районного звена Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Сокольского РЗ ТП РСЧС) с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
а) в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Сокольского муниципального района (привлечение сил гражданской обороны - в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Сокольского муниципального района);
б) по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Вологодской области, высшего должностного лица органа местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.
2.2. В целях своевременного и качественного выполнения работ, оперативного управления силами и средствами Сокольского РЗ ТП РСЧС решением руководителя Администрации, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сокольского муниципального района (далее - КЧС и ПБ района) создается группировка сил и средств для проведения АСДНР.
Основу группировки составляют силы постоянной готовности Сокольского муниципального района: аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и построение группировки уточняется при возникновении чрезвычайных ситуаций и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
2.3. В целях непрерывного проведения АСДНР группировка сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций используется эшелонированно: первый, второй (при необходимости - третий) эшелоны и резерв:
2.3.1. В состав первого эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 30 мин.
Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пострадавшим.
2.3.2. В состав второго эшелона включаются силы и средства с готовностью не более 3 часов.
Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.
2.3.3. Для завершения аварийно-спасательных и других неотложных работ может создаваться третий эшелон.
В состав третьего эшелона включаются силы и средства Сокольского РЗ ТП РСЧС, привлекаемые к ликвидации чрезвычайных ситуаций по Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Сокольского муниципального района с готовностью более 3 часов.
2.3.4. В состав резерва включаются силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
2.4. Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по рабочим сменам с соблюдением целостности их организационной структуры.
3. Организация и ведение АСДНР
3.1. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и ведутся на основе единого замысла с предоставлением руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации подчиненным инициативы в выборе конкретных методов и технологий управления и ведения работ в соответствии с реальной обстановкой. При этом строго соблюдается принцип централизации управления.
3.2. Ведение АСДНР на территории Сокольского муниципального района осуществляется в соответствии с решением руководителя Администрации, председателя КЧС и ПБ Сокольского муниципального района на ликвидацию чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) муниципального характера, в котором указывается:
1) краткие выводы из оценки обстановки;
2) объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;
3) состав сил, привлекаемых для ликвидации ЧС;
4) задачи подчиненным, взаимодействующим и другим силам, задействованным в ликвидации ЧС;
5) порядок всестороннего обеспечения;
6) организация взаимодействия и управления.
Решение руководителя Администрации, председателя КЧС и ПБ Сокольского муниципального района оформляется на плане Сокольского муниципального района или объекта. К решению прилагаются краткое описание действий (замысел), необходимые расчеты, таблицы, графики, справочные и другие материалы.
3.3. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы ведутся, как правило, непрерывно, днем и ночью, в любую погоду до полного их завершения.
При крупных авариях и катастрофах, больших объемах АСДНР и в сложных условиях их проведения, работы организуются в 2 - 3 смены.
Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения работоспособности человека при работе в определенных условиях.
Общая продолжительность работ спасателей - не более 12 часов в сутки. Периоды интенсивной работы в ходе смены не должны превышать:
а) при работе легкой и средней тяжести - 30 мин. для каждого часа работы;
б) при тяжелых работах - 3 - 5 мин. в течение каждых 30 мин. работы.
Время отдыха - не менее 12 часов в сутки. Продолжительность отдыха в ходе работы: 15 мин. - после каждых 45 мин. работы; 3 часа - после рабочей смены.
При планировании круглосуточного ведения АСДНР продолжительность рабочих смен (рабочих циклов), включая перерывы на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, характеризующих устойчивую работоспособность в течение заданного времени.
При постановке задач ночным сменам предусматривается, что темп работ ночью должен быть таким же, как и в дневных условиях, но, учитывая более сложные условия, заданный объем работ уменьшается на 25%, соответственно увеличивается время отдыха.
Смена формирований (подразделений) производится непосредственно на рабочих местах. При этом инженерная техника, как правило, не выводится с участков работ, а передается подразделению (формированию), прибывшему на смену, непосредственно на месте работ.
3.4. Решение задач АСДНР выполняется в три этапа в определенной последовательности и в минимально короткие сроки:
3.4.1. Первый этап - решаются задачи по экстренной защите персонала объектов и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия поражающих факторов источников аварий (катастроф) и подготовке к проведению (выполнению) АСДНР, при этом в первую очередь осуществляется оповещение персонала объекта (объектов) и населения о чрезвычайной ситуации;
3.4.2. Второй этап - основной задачей является непосредственное выполнение АСДНР, и одновременно продолжается выполнение задач первого этапа.
Выполнение аварийно-спасательных работ включает:
а) ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;
б) локализацию и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;
в) розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
г) вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных сооружений и спасение находящихся в них людей;
д) оказание первой помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;
е) вывод (вывоз) населения из опасных мест;
ж) санитарную обработку населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальную обработку техники и территорий.
Выполнение других неотложных работ включает:
а) прокладку колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;
б) локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;
в) укрепление или обнаружение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
г) ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ.
Одновременно могут проводиться и такие работы, как обеззараживание очагов поражения, сбор материальных ценностей, обеспечение питанием нуждающегося в нем населения, утилизация зараженного продовольствия и другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпидемии.
3.4.3. Третий этап - решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии (катастрофы), и по восстановлению функционирования объектов (ГОСТ Р 22.3.01).
Осуществляются мероприятия по восстановлению жилья (или возведению временных жилых построек), энерго- и водоснабжению объектов коммунального обслуживания, линий связи, организации медицинского обслуживания производственного персонала и населения, снабжения продуктами и предметами первой необходимости.
3.5. До ввода аварийно-спасательных формирований на территорию (объект), подвергшуюся чрезвычайной ситуации, должна быть проведена комплексная разведка, а после нее - обследование территории (объекта).
3.6. Комплексная разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате чрезвычайной ситуации, и должна установить:
1) места нахождения и количество пострадавших людей, материальных и культурных ценностей, приемы и способы их спасения;
2) наличие участков (зон), опасных для работы по причинам: возможного взрыва, пожара, обрушения конструкций, истечения аварийно химически опасных веществ, радиоактивного загрязнения, наличия электрических сетей и т.д.;
3) необходимое количество и типы аварийно-спасательной техники и оборудования для проведения аварийно-спасательных работ;
4) наличие и возможность использования для проведения работ искусственных и естественных водоемов, расположенных в районе проведения аварийно-спасательных работ;
5) состояние подъездных путей в зону чрезвычайной ситуации.
3.7. Обследование территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, проводится в целях определения участков (секторов), объемов, видов и способов ведения аварийно-спасательных работ.
К обследованию в обязательном порядке привлекаются руководители аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений). При отсутствии времени на обследование зоны чрезвычайной ситуации аварийно-спасательные работы начинаются по указанию руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций с проведением разведки без обследования данной зоны.
3.8. На основании полученных данных комплексной разведки и обследований территории (объекта), подвергшейся чрезвычайной ситуации, руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации разрабатывается и утверждается План проведения аварийно-спасательных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил, требований безопасности и т.д.
Силы и средства аварийно-спасательных формирований (подразделений), создаваемые в соответствии с Положением о Сокольском районном звене ТП РСЧС и распоряжением соответствующего руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций, приступают к ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с утвержденным Планом проведения аварийно-спасательных работ.
3.9. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать ее невозможно, то КЧС и ПБ Сокольского муниципального района обращается за помощью в Правительство Вологодской области, путем направления в адрес КЧС и ПБ Правительства области соответствующего решения КЧС и ПБ района или письменного запроса.
3.10. Руководителем ликвидации чрезвычайных ситуаций организуются одновременно со спасательными работами первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, истечения аварийно химически опасных веществ и других вторичных поражающих факторов.
3.11. О ходе проведения аварийно-спасательных работ информация представляется руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации или отделом по делам ГОЧС и ОБН Администрации района, через ЕДДС района согласно табелю срочных донесений руководителю Администрации, председателю КЧС и ПБ Сокольского муниципального района.
3.12. Вывод сил и средств из зоны чрезвычайной ситуации после выполнения всех аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится поэтапно и организованно по распоряжению руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.13. Наряду с выполнением АСДНР проводятся следующие мероприятия:
а) временное отселение из пострадавших районов населения;
б) организация комендантской службы в районе разрушения и организация пропускного режима;
в) проведение необходимых мероприятий по организации и оказанию медицинской помощи населению, противоэпидемическому и санитарно-гигиеническому обеспечению;
г) размещение населения, пострадавшего в ЧС, в пунктах временного размещения (далее - ПВР);
д) организация учета и распределения поступающей материальной помощи;
е) организация справочно-информационной службы о месте и времени захоронения погибших, размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах временного проживания.
3.14. Чрезвычайная ситуация считается ликвидированной, когда устранена или снижена до приемлемого уровня непосредственная угроза жизни и здоровью людей, локализовано или подавлено воздействие поражающих факторов, организовано первоочередное жизнеобеспечение населения.
Решение о завершении аварийно-спасательных и других неотложных работ и переходе Сокольского РЗ ТП РСЧС на режим повседневной деятельности принимает руководитель Администрации, председатель КЧС и ПБ Сокольского муниципального района по представлению КЧС и ПБ района.
4. Обеспечение АСДНР
4.1. Для своевременного и качественного выполнения АСДНР организуется и проводится их всестороннее обеспечение - комплекс мер, осуществляемых в целях создания условий для успешного выполнения задач привлекаемыми к работам силами ликвидации ЧС.
4.2. Руководитель Администрации, председатель КЧС и ПБ Сокольского муниципального района в решении на проведение АСДНР определяет порядок их всестороннего обеспечения в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Сокольского муниципального района (Планом гражданской обороны и защиты населения Сокольского муниципального района).
4.3. К основным видам обеспечения относятся (ГОСТ Р 22.8.01):
а) разведка - является важнейшим видом обеспечения действий формирований и ведется с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения АСДНР в очагах поражения, зонах катастрофического затопления, в районах стихийных бедствий (аварий, катастроф);
б) инженерное обеспечение - организуется в целях создания благоприятной инженерной обстановки для проведения мероприятий по защите населения и ликвидации ЧС;
в) медицинское обеспечение - организуется в целях своевременного оказания медико-санитарной помощи пострадавшим, эвакуации, лечения их и восстановления работоспособности и здоровья личного состава сил ликвидации ЧС, проведения комплекса медицинских мероприятий по ликвидации ЧС;
г) противопожарное обеспечение - организуется в целях создания условий для выполнения задач ликвидации ЧС, сопровождающихся пожарами;
д) радиационное и химическое обеспечение организуется в целях создания условий для выполнения задач по ликвидации ЧС с радиационным и химическим заражением и заражением объектов внешней среды, снижения его воздействия на личный состав сил и население;
е) транспортное обеспечение организуется в целях обеспечения беспрепятственного маневра силами и средствами ликвидации ЧС, своевременного подвоза необходимых материально-технических средств, эвакуации пострадавших и населения;
ж) материальное обеспечение организуется в целях снабжения материальными средствами, необходимыми для ликвидации ЧС, жизнеобеспечения сил и населения;
з) техническое обеспечение организуется в целях поддержания в работоспособном состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой при ликвидации ЧС;
и) финансовое обеспечение организуется в целях рационального и целенаправленного распределения финансовых средств для оплаты расходов на мероприятия по ликвидации ЧС;
к) метрологическое обеспечение организуется в целях поддержания в постоянной готовности техники, различных видов аппаратуры и приборов, используемых при ликвидации ЧС;
л) гидрометеорологическое обеспечение организуется в целях всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрологических процессов, оценки их возможного влияния на действия сил и проведение мероприятий по защите населения при ликвидации ЧС;
м) охрана общественного порядка - организуется в местах проведения АСДНР и осуществляется формированиями охраны общественного порядка. При этом в организации (предприятии, учреждении) усиливается пропускной режим, охрана территории и контроль общественного порядка;
н) комендантская служба в зоне ЧС - организуется с целью обеспечения выдвижения сил ГО и РСЧС в район АСДНР, развертывания их органов управления.
5. Управление силами и средствами при ведении АСДНР
5.1. Управление ликвидацией ЧС - процесс целенаправленного воздействия со стороны руководителя (органов управления) на подчиненные органы управления и силы путем выработки и организации выполнения решений, определяющих задачи подчиненным, порядок и способы их выполнения, обеспечивающие наиболее полное использование потенциальных возможностей сил для эффективного выполнения стоящих задач.
Одним из важнейших условий успешного управления является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими) и подчиненными органами управления, обеспечение их согласованной и слаженной работы.
5.2. Вышестоящие (старшие) органы управления обязаны:
а) постоянно руководить подчиненными органами управления, своевременно ставить им задачи, разрабатывать и доводить до них приказы, распоряжения и другие необходимые документы;
б) информировать их об обстановке, положении и действиях соседей, а при необходимости ориентировать в части, их касающейся, о намеченных мероприятиях и решениях;
в) своими средствами организовывать и поддерживать с подчиненными органами управления устойчивую связь;
г) определять порядок представления донесений, сводок и других документов;
д) указывать места пунктов управления (далее - ПУ) подчиненных органов управления и порядок их перемещения;
е) оказывать помощь подчиненным органам управления в работе и контролировать их деятельность;
ж) обеспечивать их топографическими, специальными картами и другими материалами.
5.3. Подчиненные органы управления должны:
а) строго выполнять все указания вышестоящего (старшего) органа управления;
б) в установленные сроки и по мере необходимости докладывать ему данные обстановки, о принятых решениях и отданных распоряжениях;
в) своевременно представлять донесения и сводки, копии разработанных приказов, планов и других документов.
5.4. Основой для организации управления являются решение начальника (руководителя) органа управления и указания вышестоящего (старшего) органа управления.
Система управления строится по территориально-производственному принципу и базируется на существующих органах управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС.
5.5. Управление силами Сокольского РЗ ТП РСЧС включает:
а) определение задач и порядка работы органов управления Сокольского РЗ ТП РСЧС в различных режимах функционирования;
б) организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления, сил и средств Сокольского РЗ ТП РСЧС;
в) указание мест, порядка развертывания и работы ПУ, систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;
г) непрерывный сбор, анализ, отображение данных обстановки;
д) принятие решений;
е) постановку задач подчиненным;
ж) планирование действий;
з) организацию и поддержание взаимодействия, управления и мероприятий обеспечения;
и) практическую работу в подчиненных органах управления и силах Сокольского РЗ ТП РСЧС по оказанию им помощи и контролю за выполнением поставленных задач.
5.6. Управление силами Сокольского РЗ ТП РСЧС осуществляется:
а) с пункта управления повседневной деятельностью (далее - основной ПУ) - руководителем Администрации, председателем КЧС и ПБ Сокольского муниципального района (руководителем ликвидации ЧС) при отсутствии ЧС (угрозы ЧС), возникновении ЧС и организации АСДНР по ликвидации ЧС муниципального характера;
б) с запасного пункта управления (далее - ЗПУ) - руководителем Администрации, председателем КЧС и ПБ Сокольского муниципального района (руководителем ликвидации ЧС) при невозможности ведения управления с основного ПУ и в целях обеспечения непрерывности процесса управления;
в) с подвижного (мобильного) пункта управления на автомобильной базе (далее - ППУ) - руководителем Администрации, председателем КЧС и ПБ Сокольского муниципального района (руководителем ликвидации ЧС) в целях непосредственного управления силами АСДНР в любом районе.
Также на ППУ возлагаются функции дублеров стационарных запасных ПУ.
5.7. Все пункты управления оборудуются соответствующими техническими средствами, системами жизнеобеспечения, программным обеспечением, позволяющим вести информационный обмен в реальном масштабе времени с обеспечением всех возможных видов связи.
6. Руководство силами и средствами при ведении АСДНР
6.1. Общее руководство организацией и проведением ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляет КЧС и ПБ Сокольского муниципального района.
Координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Сокольского муниципального района осуществляет оперативная группа КЧС и ПБ или отдел по делам ГОЧС и ОБН Администрации Сокольского муниципального района.
6.2. Руководство силами и средствами Сокольского РЗ ТП РСЧС, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера, и организацию их взаимодействия осуществляет руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководитель аварийно-спасательной службы или аварийно-спасательного формирования, прибывший в зону чрезвычайной ситуации первым, принимает полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняет их до прибытия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, назначенного распоряжением (постановлением) Администрации Сокольского муниципального района.
6.3. При возникновении чрезвычайной ситуации в границах территории организаций руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации осуществляют руководители организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, непосредственно через структурные подразделения или работников, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
6.4. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определены Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .
6.5. В зависимости от обстоятельств, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации и ходом работ по ее ликвидации, руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно:
а) с целью эффективного ведения работ разделять территорию зоны чрезвычайной ситуации на зоны, участки, секторы и объекты проведения АСДНР;
б) назначать руководителей на участки проведения АСДНР, которые представляют наибольшую опасность в ходе развития чрезвычайной ситуации;
в) принимать решения о временном прекращении работ, выводе сил и средств из опасной зоны или их передислокации;
г) проводить дополнительные эвакуационные мероприятия;
д) принимать другие решения на проведение мероприятий, незапланированных изначально.
6.6. О принятых решениях руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации незамедлительно информирует руководителя Администрации, председателя КЧС и ПБ Сокольского муниципального района.
6.7. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, руководители работ на участках проведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за организацию и проведение АСДНР, безопасность людей, участвующих в работах.
6.8. При подготовке и проведении АСДНР в зоне ЧС руководитель ликвидации ЧС обязан:
а) на основе данных предварительной разведки и обследования зоны ЧС утвердить оперативный план проведения АСДНР;
б) определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения АСДНР, назначить руководителей аварийно-спасательных и других неотложных работ на участках (секторах);
в) поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение задач;
г) принять решение о необходимости развертывания ППУ, пунктов связи, определить порядок связи с вышестоящими органами управления, руководителями привлеченных аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
д) вызвать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
е) организовать создание резерва сил и средств, посменную работу аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), питание и отдых личного состава аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений);
ж) назначить ответственное должностное лицо за соблюдение безопасности при проведении АСДНР;
з) организовать пункты сбора пострадавших и оказания им первой помощи;
и) организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения АСДНР до вышестоящих органов управления, а также населения;
к) заслушивать по окончании проведения АСДНР руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и лично убедиться в завершении указанных работ;
л) определить порядок убытия с места проведения АСДНР сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС.
6.9. Оперативный план проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ предусматривает:
а) поиск, деблокирование и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
б) оказание пострадавшим медицинской помощи и их эвакуацию в учреждения здравоохранения;
в) проведение первоочередных мероприятий (тушение пожаров, локализацию заражений аварийно химически опасными веществами, радиационного загрязнения);
г) локализацию аварий в коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
д) устройство проездов и проходов, разборку завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подачу в них воздуха;
е) обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность;
ж) развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате ЧС;
з) спасение материальных и культурных ценностей.
6.10. В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 22.08.1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в случае крайней необходимости руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации вправе самостоятельно принимать решения:
а) о проведении эвакуационных мероприятий;
б) об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
в) о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
г) об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
д) о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
е) об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
ж) о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
з) о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
и) о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обязан принять все меры по незамедлительному информированию Администрации Сокольского муниципального района, руководства заинтересованных организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.
6.11. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера по согласованию с Администрацией Сокольского муниципального района и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимает решения по проведению АСДНР.
Решения руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6.12. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации может принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.
7. Финансирование аварийно-спасательных работ
7.1. Орган местного самоуправления осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, к которым относятся организация и проведение АСДНР, за счет созданных заранее резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7.2. Выпуск материальных средств из районного резерва материальных ресурсов производится в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций муниципального характера для проведения АСДНР. Выпуск материальных ресурсов из резерва осуществляется решением КЧС и ПБ Сокольского муниципального района с приложением перечня материальных ресурсов, выпускаемых из резерва, и предложений по их восполнению.
7.3. Финансирование аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера осуществляется за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Сокольского муниципального района на основании распоряжений (постановлений) Администрации Сокольского муниципального района о выделении средств за счет бюджетных ассигнований резервного фонда.
7.4. При недостаточности собственных сил и средств для проведения АСДНР Администрация Сокольского муниципального района, через КЧС и ПБ Сокольского муниципального района обращается за помощью к Правительству Вологодской области с просьбой о выделении из областного бюджета средств, предусмотренных на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, направлении региональных аварийно-спасательных формирований, использовании областного резерва материальных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.