Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФБУ "Администрация волжского бассейна внутренних водных путей" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, конкурсной комиссией Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Конкурсная комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Шлюзы N 13-16 Городецкого гидроузла. Ремонтные плавучие затворы (батопорты). Реконструкция" (номер извещения 0332100025616000085) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившими в Конкурсной документации ненадлежащим образом порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1184 "О внесении изменений в правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1184).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 20.12.2016 на 21.12.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 947 400 190 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения предквалификационного отбора - 21.12.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно не в соответствии с Постановлением Правительства N 1184.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с Постановлением Правительства N 1184 величины значимости критериев оценки при осуществлении закупки выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливаются следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 80, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 20.
В Конкурсной документации в том числе установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: Цена контракта - 60 %; Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 30 % (далее - Критерий N 1); Квалификация участников
закупки - 10 % (далее - Критерий N 2).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Постановление N 1184 опубликовано на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.11.2016, вместе с тем, с 05.06.1996 по настоящее время акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу. Таким образом, начало действия Постановления Правительства N 1184 25.11.2016, вместе с тем, извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 24.11.2016.
Учитывая изложенное, в соответствии с действующим на момент публикации извещением о проведении Конкурса, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также нормативными-правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок Заказчик имел право установить в Конкурсной документации порядок оценки следующим образом: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 40.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с Конкурсной документацией по Критерию N 1 оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется с учетом показателя "Качество работ".
Для оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Качество работ" Критерия N1 используется 100-балльная шкала оценки, предусматривающая указание участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе, в том числе следующих сведений:
"1. Пояснительная записка, содержащая описание участником закупки систем обеспечения качества, контроля качества и мероприятий по контролю качества строительной продукции и продукции заводского изготовления, а так же описание методов заводского изготовления и транспортировки продукции по Объекту.
Максимальное значение - 5 баллов.
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений указанным требованиям - 0 баллов;
2. Проект организации работ на Объекте. (далее - Проект организации работ на Объекте).
Регламентирует организацию строительно-монтажных работ по п.п. 2.1-2.2 и составляется в строгом соответствии:
-СНиП 12-01-2004 "Организация строительства";
-СП 48.13330.2011 "Организация строительства";
-СП 70.13330. 2012 "Несущие и ограждающие конструкции";
-МДС12-29.2006 "Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты";
-МДС 12-46.2008 "Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ";
-РД 34 02.028-2007 "Механическое оборудование и специальные стальные конструкции гидротехнических сооружений. Изготовление, монтаж и приемка";
-ВСН 31-83 "Правила производства работ бетонных работ при возведении гидротехнических сооружений";
-ВСН 34-91 (Минтрансстрой СССР) "Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений";
-главы 23 и 24 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
А также другими законами, постановлениями, нормативно-техническими документами, технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ.
Участник конкурса должен представить перечень законодательных документов и нормативно-технической документации, на основании положений которых разработано предложение участника конкурса по п.п. 2.1-2.2, с учетом видов выполняемых работ, решений проектной документации и классификацией Объекта.
Предложение участника конкурса по настоящему п.п. должно содержать информацию по выполнению работ с привязкой к Объекту.
Максимальное значение значение - 95 баллов.
При отсутствии, либо при несоответствии представленных сведений требованиям настоящего показателя - 0 баллов".
При этом для получения оценки по пункту 2 "Проект организации работ на Объекте" показателя "Качество работ" Критерия N 1 участник закупки для получения оценки, в том числе указывает в заявке следующую информацию:
"2.1 Общие требования и положения по производству работ на Объекте, исходя из условий размещения строительной площадки, вида и состава монтируемого оборудования, проектных решений по объемам, видам и составу СМР, а также требований нормативно-технической документации.
Предложение участника конкурса по настоящему п.п должно содержать конкретные предложения по участника конкурса по выполнению работ на данном Объекте, согласно принятых проектных решений и требований нормативно-технической документации.
Предложение по настоящему подпункту должно содержать информацию и быть составлено в строгом соответствии с положениями:
1) описание конструктивных решений по изготавливаемому и монтируемому оборудованию, указания по его размещению на территории шлюзов;
2) виды, состав и объемы работ, согласно решений проектной документации;
3) п.п. а), б), д), е),з),и),к),н),о),ф) главы 23 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N87;
4) п.п. б),в),д),ж) главы 24 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N87;
5) календарный график производства работ (в виде диаграммы Ганта, отражающей и закрепляющей предложение участника конкурса по организационно-технологической схеме выполнения работ по Объекту, а также в соответствии с календарным планом выполнения работ, согласно Приложения N3 к проекту Государственного контракта).
Предложение участника конкурса по настоящему п.п. должно содержать информацию по выполнению работ на данном Объекте, с учетом производственных мощностей и возможностей участника конкурса".
Комиссия установила, что в соответствии с Конкурсной документацией предметом оценки по показателю "Качество работ" Критерия N 1 является, в том в числе описание участниками закупки существующего проекта организации работ на объекте, что не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта и соответствием целям проводимой оценки.
Кроме того, в соответствии с Конкурсной документацией по Критерию N 2 оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется с учетом следующих показателей: Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для реконструкции объекта (Коэффициент значимости показателя - 0, 05); Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (сотрудники рабочих специальностей) (Коэффициент значимости показателя - 0, 05).
Комиссия, учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, приходит к выводу, что порядок оценки заявок, установленный Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку не содержит показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" со значимостью не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В пункте 15 "Требования к описанию объекта закупки" Информационной карты Конкурсной документации, в том числе установлено: "Участник конкурса должен представить в составе заявки: Предложения в отношении объекта закупки по форме 2.1 Часть III "Примерные образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса", включающее в себя: предложения о перечне выполняемых работ (наименования, виды (содержание)), предложения о количественных характеристиках выполняемых работ, а так же если при выполнении работ предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом Контракта предложения о перечне поставляемых товаров (наименования, виды (содержание)), предложения о количественных характеристиках товаров - в соответствии с данными представленными в Части V "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ".
В Части V "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КОНКУРСНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ" содержится, в том числе следующее: "Для исполнения государственного контракта по объекту: "Шлюзы N 13-16 Городецкого гидроузла. Ремонтные плавучие затворы (батопорты). Реконструкция" исполнитель работ (далее - Генподрядчик) обязан выполнить следующие работы: Водолазное обследование дна речной акватории с стороны нижнего бьефа шлюза; Демонтаж (подъем) понтонов; Выполнение противофильтрационных мероприятий; Установка заградительного устройства; Демонтаж закладных частей; Монтаж закладных частей, бетонирование; Монтаж системы электрообогревная, пуско-наладочные работы; Демонтаж заградительного устройства; Демонтаж материалов, предотвращающих фильтрацию. Изготовление и поставка батопортов в кол-ве 2 шт".
В Таблице N 1 Приложения к Технической части Конкурсной документации содержится, в том числе следующее: "Материалы, применяемые при изготовлении заградительного устройства. Шлюз N13-14: Прокат тонколистовой горячекатаный в листах с обрезными кромками шириной от 1200 до 1300 мм, толщиной 3,2-3,9 мм, сталь марки: С235; Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием: горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы от 0,5 до 1 т".
При этом в Форме 2.1. Конкурсной документации установлено, что участник закупки должен указать, в том числе следующую информацию: "(Участник конкурса указывает сведения о количественных характеристиках выполняемых работ, о количественных характеристиках товаров (материалов, оборудования) поставляемых (используемых, устанавливаемых) в ходе выполнения работ)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в Конкурсной документации не установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить какие именно сведения (виды работ, показатели и требуемые значения, указанные в Части V) подлежат описанию и представлению участниками закупки в форме 2.1 Конкурсной документации. Вместе с тем, полнота описания указанных сведений является основанием для принятия Конкурсной комиссией решения о соответствии либо несоответствии заявки участника Конкурсе требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.12.2016 N К-2037/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2016 г. N К-2037-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2016