Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Сарстрой-2000"(далее - Заявитель) на действия Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,Национальной электронной площадкой(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных строительных работ по завершению строительства объекта: "Пристройка к терапевтическому корпусу ГУ "Главный клинический госпиталь МВД России" по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 35"(номер извещения 0173100012516000558) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) часть файлов проектной документации в формате DWG, не обеспечивающем возможности ознакомления с текстом файлов проектной документации, что затрудняет формирование заявки на участие в Аукционе.
Заказчик в письменных возражениях на жалобу (далее - Возражения) не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте- 29.12.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 852 494 930 руб.;
3) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
4) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
На заседании Комиссии установлено, что часть файлов проектной документации размещена Заказчиком на Официальном сайте в формате DWG.
Согласно Возражениям Заказчика проектная документация изготовлена с помощью программы "AutoCAD". "Данные файлы возможно прочитать с использованием данной программы, находящейся в свободной продаже, либо распространяемой бесплатно, а также с помощью программного продукта NanoCAD, распространяемом бесплатно на сайте производителя Nanosoft(www.nanocad.ru)".
Вместе с тем Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что размещенная Заказчиком на Официальном сайте часть файлов проектной документации в формате DWG, ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В подпункте 15.1 пункта 15 раздела 8 "Сведения по аукциону" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона: "Участник закупки должен иметь свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующим видам работ, предусмотренным Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и (или) работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генподрядчиком), стоимость которого по одному договору не должна быть менее цены государственного контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона".
Исходя из установленного Заказчиком требования вподпункте 15.1 пункта 15 раздела 8 "Сведения по аукциону" документации об Аукционе, в составе заявки на участие в Аукционе участниками закупки может быть предоставленосвидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генподрядчиком) или исключительно свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие видам работ, предусмотренным документацией об Аукционе, что не соответствует требованиям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет предоставить в составе заявки на участие в Аукционе надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом указанное требование к участникам закупки, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в приложении N 1 к техническому заданию (Таблица N 1) документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
"пункт 14Бетон тяжелый (тип 1): Содержание вредных примесей в заполнителе:Сера в пересчете на SO3 для крупного заполнителя1,5% массы, Максимальное допустимое содержание хлоридов1% массы, Гипс в пересчете на SO3 для крупного заполнителя1,5% массы, Сульфиды в пересчете на SO3 для мелкого заполнителя1,0% массы, Содержание породообразующих минералов не<10% объема, Ангидрит в пересчете на SO3 для мелкого заполнителя1,0% массы, Галит в крупном заполнителе, содержащий водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора:0,10% массы, Магнетит являющийся породообразующим минералом10% объема, Сильвин в крупном заполнителе, содержащий водорастворимые хлориды, в пересчетена ион хлора: 0,10 % массы, Гетит являющийся породообразующим минералом 10 % объема, Апатит являющийся породообразующим минералом 10 % объема, Галит в мелком заполнителе, содержащий водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: 0,15 % массы, Свободное волокно асбеста <0,25 % массы, Нефелин являющийся породообразующим минералом не >10 % объема, Уголь не >1 % массы, Фосфорит являющийся породообразующим минералом не 1 % объема, Сильвин в мелком заполнителе, содержащий водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора: 0,15 % массы;
пункт 21Растворы: Содержание сильвина включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора 0,04 % по массе, Массовая доля в заполнителях ангидрита в пересчете на SO3 не более 0,45 %, Содержание хлоритов в заполнителях не больше 1 % массы, Массовая доля в заполнителях галита, включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора превышает 0,1 %, Массовая доля гипса в пересчете на SO3 не более 0,45 %, Массовая доля слюды до 1 %, Массовая доля в заполнителях серы в пересчете на SO3 более 0,55 %, Массовая доля сильвина включающие в себя водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора не менее 0,04 %, Массовая доля в заполнителях марказита в пересчете на SO3 должны содержаться в количестве больше одного целого двадцати семи сотых процента;
пункт 88Кабели силовые (тип 1): Относительное удлинение изоляции при разрыве до старения 150 %, Прочность при разрыве изоляции после старения 10,0 Н/мм2, Отклонение значения прочности изоляции при растяжении* от -25 до +25 %, Относительное удлинение изоляции при разрыве после старения 125 %, Отклонение значения относительного удлинения изоляции при разрыве* от -25 до +25 %, Глубина продавливания 50 %, Увеличение массы изоляции при водопоглащении 10 мг/см2, Прочность при разрыве оболочки до старения 10,0 Н/мм2, Относительное удлинение оболочки при разрыве до старения 150 %, Прочность при разрыве оболочки после старения 10,0 Н/мм2, Отклонение значения прочности оболочки при растяжении* от -25 до +25 %, Относительное удлинение оболочки при разрыве после старения 125 %, Отклонение значения относительного удлинения оболочки при разрыве* от -25 до +25 %, Глубина продавливания 50 % Потеря массы оболочки при водопоглащении 1,5 мг/см2, Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил 1·1010 Ом·см, Допустимая температура нагрева жил кабеля в режиме перегрузки 90 °С, Предельная допустимая температура нагрева жил кабеля при коротком замыкании 250 °С, Допустимая температура нагрева жил кабеля по условию невозгорания при коротком замыкании 350 °С, Допустимые токовые нагрузки кабелей при нормальном режиме работы и при 100%-ном коэффициенте нагрузки кабелей на воздухе 27 А;
пункт 127Эмаль кремнийорганическая: Условная вязкость при температуре (20,00,5) °С по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) с диаметром сопла 4 мм от 12 до 20 с, Массовая доля нелетучих веществ 30-45 %, Время высыхания эмали при температуре (200*2) °С 2 ч, Эластичность пленки эмали при изгибе 3 мм, Твердость пленки эмали по маятниковому прибору М-3 0,5 у,е., Термостойкость пленки эмали, притемпературе (40010) °С 5 ч, Стойкость пленки эмали к статическому воздействию воды при температуре (202) °С 24 ч, Стойкость пленки эмали к статическому воздействию бензина при температуре (202) °С 2 ч, Концентрационные пределы воспламенения компонентов* 1,00-19,0 % (объемная доля)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 16раздела 8 "Сведения по аукциону" документации об Аукционе установлено, что "участник закупки не должен находиться под юрисдикцией Турецкой Республики, под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики (основание: постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено"). Представляется декларация о соответствии участника аукциона и (или) предлагаемого им товара установленным условиям".
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником в составе заявки при проведении Аукциона.
Кроме того, действующее законодательство Российской Федерации не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Учитывая изложенное, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении участником закупки в заявке декларации о соответствии требованиям Постановления N 1457, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
5.Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом, согласно сноске <*> в приложении N 1 Постановления N 99 установлено, что наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В подпункте 15.3 пункта 15 раздела 8 "Сведения по аукциону" документации об Аукционе установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки: "Предъявляется требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
* Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
Вместе с тем Заказчиком в документации об Аукционе не указана группа соответствующих работ, в соответствии с которой участнику закупки необходимо предоставить документы, установленные в подпункте 15.3 пункта 15 раздела 8 "Сведения по аукциону" документации об Аукционе и подтверждающие соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 2, 4, 5 нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии установлено, что в предмет торгов включены строительно-монтажные работы, а также поставка и монтаж оборудования.
В пункте 2.11 раздела 12 "Техническое задание" документации об Аукционе установлено: "Подрядчик, при выполнении строительно-монтажных работ на Объекте, осуществляет поставку и монтаж медицинского оборудования согласно установленному проектной документацией Перечню медицинского оборудования".
При этом Заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих, что необходимое к поставке медицинское оборудование неразрывно связанно с объектом строительства, установка которого невозможна впоследствии без изменений предусмотренных проектом решений объекта строительства.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки (один лот) включена поставка оборудования и выполнение работ по строительству здания, технологически и функционально не связанного с необходимым к поставке оборудованием, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 3, 6 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сарстрой-2000"необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 20.01.2017 N КГОЗ-008/17 по данному решению предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.01.2017 N КГОЗ-008/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 января 2017 г. N КГОЗ-018/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2017