Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Соломон" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Тульской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений (номер извещения 0166100004317000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Неправомерно объединены в один лот лицензируемые работы, не лицензируемые работы и поставка оборудования;
2. В Конкурсной документации установлена форма 3.1 (в рамках которой представляются сведения в отношении критерия оценки "Деловая репутация"), заполнение которой является избыточным.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 613 240 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.07.2017;
5) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации;
6) дата предквалификационного отбора заявок на участие в Конкурсе - 07.08.2017;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.08.2017.
1. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что согласно положениям технического задания Конкурсной документации предметом закупки является выборочный капитальный ремонт помещений здания Арбитражного суда Тульской области, расположенных в объекте культурного наследия "Здание бывшего реального училища, где в октябре-ноябре 1919 г. Находился Военсовет Тульского Укрепленного района, являвшийся высшей гражданской и военной властью в губернии во время борьбы с Деникиным" по адресу: г. Тула, Красноармейский проспект, 5", для выполнения капитального ремонта которого к участнику закупки предъявляется требование о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом (пункт 14 информационной карты Конкурсной документации).
Также, представители Заказчика пояснили, что предметом закупки является комплексное выполнение капитального ремонта помещений здания с учетом градостроительной характеристики, объемно-пространственной и планировочной композиции здания, строительных конструкций, материалов, требуемых для выполнения работ. Кроме того, закупаемое в рамках проводимого Конкурса оборудование является технологически и функционально связанных с выполнением работ для обеспечения возможности передвижения лиц с ограниченными возможностями.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение работ по капитальному ремонту и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанно между собой.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Деловая репутация участника закупки" (далее - Критерий N 1) с соответствующими значениями значимости 60%, 40%, а также коэффициентами значимостей 0,6; 0,4.
По Критерию N 1 оценивается наличие положительных отзывов о выполнении участником работ, относящихся к работам по сохранению объектов культурного наследия, реставрации культурного объекта, ремонтно-реставрационных работ, путем изучения данных, представленных в форме 3.1. В целях оценки заявок по данному показателю единой комиссией будут приниматься в расчет сведения о полученных отзывах (благодарственных письмах) за контракты/договоры, выполненные в период с мая 2014 по май 2017 г".
Согласно форме 3.1 участнику закупки необходимо указать в таблице следующие сведения "Наименование заказчика и его телефон и/или адрес электронной почты, а также иные реквизиты по усмотрению участника", "Наименование предмета контракта /договора", "N и дата заключения контракта/ договора", "Месяц и год завершения выполнения работ".
На заседании Комиссии представители Заказчика, пояснили, что условия оценки и присвоения баллов сведений по Критерию N 1, в частности, вышеуказанные сведения о заказчике, договоре, которые подлежат указанию в форме 3.1, установлены в соответствии с потребностью Заказчика с учетом особенностей объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ, в том числе, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования с необходимостью предоставления документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; - наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Согласно положениям технического задания Конкурсной документации предметом закупки является выборочный капитальный ремонт помещений здания Арбитражного суда Тульской области, расположенных в объекте культурного наследия "Здание бывшего реального училища, где в октябре-ноябре 1919 г. Находился Военсовет Тульского Укрепленного района, являвшийся высшей гражданской и военной властью в губернии во время борьбы с Деникиным" по адресу: г. Тула, Красноармейский проспект, 5".
Пунктом 15 информационной карты Конкурсной документации установлены, в том числе следующие дополнительные требования к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе: - ремонт деревянных перекрытий зданий; - монтаж окон из ПВХ; - монтаж систем кондиционирования и вентиляции; - монтаж внутренних систем энергоснабжения; - слаботочных систем; - монтаж систем отопления, водоснабжения и канализации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам в отношении излишнего указания видов работ, опыт по выполнению которых требуется от участника закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, не соответствуют части 2 статьи 31, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Соломон" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 01.08.2017 по делу N К - 973/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2017 г. N К-974-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017