Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Технополис" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию санитарного, вентиляционного, оборудования тепло и электроснабжения зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов (номер извещения 0348100021717000113) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ.
3. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещена документация в формате не позволяющим копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.
4. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 250 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.08.2017.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию санитарного, вентиляционного, оборудования тепло и электроснабжения зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов, код по ОКПД2 33.12.18.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию небытового холодильного и вентиляционного оборудования", начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 250 000 рублей.
Вместе с тем, Комиссия, изучив Техническое задание Конкурсной документации, установила, что в рамках объекта закупки предусмотрено, в том числе, оказание услуг по техническому и аварийно-техническому обслуживанию следующих систем: "вентиляции и кондиционировании воздуха, холодоснабжения; внутреннего водопровода и распределительного узла; системы внутренней канализации; вводного трубопровода системы отопления; транзитных трубопроводов систем отопления, горячего водоснабжения и вентиляции; внутренней системы отопления здания; центрального теплового пункта (ЦТП); узел учет тепловой энергии (УУТЭ); электроснабжения, молниезащиты, контура заземления зданий; ливневой канализации, текущий ремонт элементов инженерного оборудования".
Комиссией установлено, что указанные работы, услуги относятся к работам (услугам) отнесенным к кодам: 33 "Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования", 43.22 "Работы по монтажу систем водопровода, канализации, отопления и кондиционирования воздуха", 43.21 "Работы электромонтажные" и включены в Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что работы (услуги), выполняемые в рамках контракта, включены в Перечень и должны осуществляться путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона нарушают часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Техническом задании Конкурсной документации установлены требования к материалам, используемым при выполнении работ, например, (включая, но не ограничиваясь):
"3. Лампы люминесцентные. Стабильность светового потока после 2000 ч горения, после 70% номинальной продолжительности горения 70-80 %. условия работы должны зажигаться при напряжении, равном 90% номинального, и температуре1 10 - 35 °C, а также должны работать при напряжении, равном 90 - 110% номинального, при максимальной, минимальной окружающей температуре 10 - 60 °C.
9. Трубки медные для систем кондиционирования. Коэффициент теплопроводности по данным производителя, Вт/(м К) при температуре минус 100 градусов Цельсия 0,024-0,032, при температуре минус 50 градусов Цельсия 0,029-0,034, при температуре 0 градусов Цельсия 0,036-0,040, при температуре плюс 20 градусов Цельсия 0,038-0,045. Сопротивление диффузии водяного пара по данным производителя >7000. Плотность по данным производителя 0_15 кг/м3. Должны быть без асбеста. Запах должен быть нейтральный.
16. Фреон. Молекулярная масса по данным производителя >72 г/моль Температура кипения (при 1,0325-105Па) по данным производителя ниже -51,5 °С Критическая температура по данным производителя не должна быть более 73 °С Критическое давление по данным производителя 40-50 Мпа. Критическая плотность по данным производителя >488 кг/м3. Плотность насыщенной жидкости при 25°С* по данным производителя от 1,04 кг/м3. Удельная теплоемкость паров при 25°С по данным производителя 0,15-0,20 кДж/(кгК).
26. Смазка. Температура каплепадения по данным производителя не ниже 78 °С Массовая доля воды по данным производителя не более 2,5 % Содержание свободных органических кислот по данным производителя - не допускаются. Содержание механических примесей, нерастворимых в соляной кислоте по данным производителя - не допускаются Температура вспышки смазки по данным производителя выше 200.
29. Прокладка паронитовая. Диаметр условного прохода должен быть 50 мм. Диаметр наружный должен быть 95/106 мм. Масса прокладки до 0,026 кг. Должна быть предназначенна для применения при условном давлении Ру, кгс/кв.см: <40. Максимальная температура, °С :<220" и другие.
У читывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки об указании в составе заявки на участие в Конкурсе данных показателей товаров, используемых при выполнении работ, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрены положения, согласно которым участник закупки в заявке на участие в Конкурсе указывает излишние детализированные показатели товаров.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещена документация в формате не позволяющим копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте. Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила). Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что размещенная Заказчиком в ЕИС Конкурсная документация не содержит ограничения для ознакомления, а также копирования - текст размещен в формате, обеспечивающим возможность для копирования фрагментов и поиска.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в ЕИС размещена документация в формате не позволяющим копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов, не представил.
Таким образом, довод подтверждения не нашел.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки", а именно: Заказчиком не раскрыто понятия "предложение объективно увеличивающее базовый срок возникновения потребности", а также отсутствует четкая градация распределения баллов.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 25 Информационной карты Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе: Цена контракта - величина значимости критерия оценки заявок - 60 %; Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - величина значимости критерия оценки заявок - 20 %; качественные характеристики объекта закупки - величина значимости критерия оценки заявок - 20% (далее - Критерий N 1).
Согласно Конкурсной документации по Критерию N 1 установлен следующий порядок оценки: "Показатель критерия: предложения по конкретным решениям, предлагаемым при выполнении работ и ведущим к увеличению срока эксплуатации частей объекта до возникновения потребности в проведении их капитального ремонта, за исключением возникновения такой потребности вследствие повреждения объекта непредвиденного или аварийного характера. Значимость показателя: 100%. Для целей оценки по данному показателю под объектом понимаются указанные в техническом задании настоящей конкурсной документации элементы зданий, в том числе их инженерные сети, системы и коммуникации. Для целей оценки по данному показателю под капитальным ремонтом понимается комплекс технических мероприятий, направленных на восстановление первоначальных эстетических и/или эксплуатационных (производственных, технических) качеств и характеристик отдельных частей объекта. Предложения участников закупки для учета при оценке должны соответствовать следующим требованиям: не противоречить техническому заданию и действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области работ; должны не противоречить общепризнанным закономерностям и свойствам материального мира, научным и(или) научно-техническим результатам; должны быть включены в цену контракта, предлагаемую участником закупки в своей заявке на участие в конкурсе, путем соответствующего декларирования.
Комиссией будут оцениваться сведения, предоставляемые по форме 4 Раздела III Конкурсной документации, о конкретных предложениях участников закупки, в том числе в отношении качества и свойств материалов, детализации и новаторства в отношении технологий и конструкций, применяемых при проведении работ, которые увеличивают базовый срок эксплуатации частей объекта до возникновения потребности в проведении их капитального ремонта.
Комиссией будут оцениваться сведения, предоставляемые по форме 4 Раздела III Конкурсной документации, о конкретных предложениях участников закупки, в том числе в отношении качества и свойств материалов, детализации и новаторства в отношении технологий и конструкций, применяемых при проведении работ, которые увеличивают базовый срок эксплуатации частей объекта до возникновения потребности в проведении их капитального ремонта. Участником представляются предложения в виде комплексов решений по следующим ключевым частям объекта: 1) Система вентиляции и кондиционирования воздуха, холодоснабжения: предложения по качеству материалов (оборудования); предложения по технологическим решениям; предложения по конструктивным решениям; предложения по технологической последовательности работ. 2) Система водоснабжения и канализации предложения по качеству материалов (оборудования); предложения по технологическим решениям; предложения по конструктивным решениям; предложения по технологической последовательности работ. 3) Система отопления: предложения по качеству материалов (оборудования); предложения по технологическим решениям; предложения по конструктивным решениям; предложения по технологической последовательности работ. 4) Система электроснабжения: предложения по качеству материалов (оборудования); предложения по технологическим решениям; предложения по конструктивным решениям; предложения по технологической последовательности работ.
Базовый, запланированный заказчиком, срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта каждой из вышеуказанных частей объекта составляет 5 лет с момента окончания работ по контракту и приемки таких работ заказчиком. Количество баллов, которые присваиваются заявке участника закупки по данному показателю, зависит от наличия, либо отсутствия предлагаемых в заявке предложений отдельно по каждой из вышеуказанных частей объекта, реализация которых при выполнении работ объективно позволит увеличить базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта каждой из частей объекта не менее чем на 5 лет. Объективность увеличения базового срока возникновения потребности в проведении капитального ремонта каждой из частей объекта будут оцениваться по совокупности предложений в отношении всех направлений конкретной части объекта: предложения по качеству материалов (оборудования); предложения по технологическим решениям; предложения по конструктивным решениям; предложения по технологической последовательности работ. Участники вправе допускать отсутствие предложений в отношении части каких-либо из вышеуказанных направлений, не влияющих, по их мнению, на увеличение базового срока возникновения потребности в проведении капитального ремонта такой части объекта.
Порядок присвоения баллов: "Система вентиляции и кондиционирования воздуха, холодоснабжения" количество присваиваемых баллов: в заявке отсутствуют предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 0 баллов; заявка содержит предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 25 баллов.
"Система водоснабжения и канализации" количество присваиваемых баллов: в заявке отсутствуют предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 0 баллов; заявка содержит предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 25 баллов.
"Система отопления" количество присваиваемых баллов: в заявке отсутствуют предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 0 баллов; заявка содержит предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 25 баллов;
"Система электроснабжения" количество присваиваемых баллов: в заявке отсутствуют предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 0 баллов; заявка содержит предложения, объективно увеличивающие базовый срок возникновения потребности в проведении капитального ремонта данной части объекта не менее чем на 5 лет - 25 баллов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом установлены критерии оценок заявок на участие в Конкурсе, так как порядок оценки позволяет определить порядок начисления баллов за представленные участниками закупки сведения в составе заявки.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседании Комиссии не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки, не представил.
Таким образом, довод своего подтверждения не нашел.
5. Согласно пункту 1 Технического задания Конкурсной документации оказание услуг по эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию санитарного, вентиляционного, оборудования тепло и электроснабжения зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов согласно Адресному перечню (Приложение N 1 к Техническому заданию) в объеме, указанном в Приложение N 2 к Техническому заданию ("Техническое обслуживание инженерных систем и оборудования"), с заменой оборудования при необходимости, показатели которого указаны в Приложении N 3 к Техническом задании.
Приложение N 1 к Техническому заданию Конкурсной документации "Адресный перечень" (далее - Приложение N 1) содержит 69 объектов, на которых необходимо оказывать услуги по эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию санитарного, вентиляционного, оборудования тепло и электроснабжения зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов.
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих, что все объекты, на которых необходимо оказывать услуги в рамках исполнения контракта функционально и (или) технологически неразрывно связаны между собой.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено оказание услуг по эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию санитарного, вентиляционного, оборудования тепло и электроснабжения зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов не связанных между собой, что приводит к увеличению объема оказываемых услуг, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и влечет к ограничению количества участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, объединившего в один лот закупки оказание услуг по эксплуатации зданий и сооружений, техническому обслуживанию санитарного, вентиляционного, оборудования тепло и электроснабжения зданий районных (городских) судов Московской области и гарнизонных военных судов, расположенных по 69 разным адресам, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
6. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и определяется по формуле.
В пункте 7.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено следующее: "Исполнитель при нарушении контрактных обязательств выплачивает Государственному заказчику:
В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, Государственный заказчик направляет Исполнителю требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется по формуле".
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации не установлен в соответствии с Правилами определения неустойки размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а именно не указано условие о том, что размер такой пени устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта надлежащим образом размер пени за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных контрактом, нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технополис" обоснованной в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в части установления ненадлежащих требований к описанию участниками закупки в составе заявок товаров, используемых при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,4 части 1 статьи 50, части 7 статьи 34, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе
4. Передать материалы дела от 07.08.2017 N К-1001/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2017 г. N К-1001-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017