Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 августа 2017 г. N А171-08/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)жалобу гр. Диевой Жанны Александровнына действия заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства") приосуществлении закупки на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении в 2017 году по адресам: по ул. Садовая до пер. Салганюка; ул. Советов; ул. Луковская (от ул. Близнюка до пл. 50 лет Октября; ул. Красноармейская; ул. Салганюка (от ул. Анджиевского до ул. Юбилейной) (электронный аукцион N0310300003117000058) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
27 июля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба гр. Диевой Ж.А. (далее - Заявитель) о нарушении МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, чтов ходе подготовки заявки на участие в электронном аукционе в техническом задании, были выявлены несоответствия:
1.В описании объекта закупки установлены требования к болтам с гайками и шайбами (пункт 1). Однако не указано, где данные материалы будут использоваться, что мешает Участнику закупки определиться с конкретными показателями на данный вид материалов. Кроме того, данные материалы отсутствуют в приложенном расчете стоимости затрат. Таким образом, непонятно включается ли стоимость данных материалов в начальную максимальную цену контракта и прямым образом влияет на решение участника закупки участвовать в данном электронном аукционе.
2.В описании объекта закупки установлены требования к брускам обрезным хвойных пород (пункт 3). Однако не указано, где данные материалы будут использоваться, что мешает Участнику закупки определиться с конкретными показателями на данный вид материалов. Кроме того, данные материалы отсутствуют в приложенном расчете стоимости затрат. Таким образом, непонятно включается ли стоимость данных материалов вначальную максимальную цену контракта и прямым образом влияет на решение участника закупки участвовать в данном электронном аукционе.
3.В описании объекта закупки установлены требования к кирпичу (пункт 7) на соответствие его ГОСТ 530-2012. В частности требования к водопоглощению изделия установлены в пределах 10-14%. Однако в пункте 5.2.4 ГОСТ 530-2012 указано следующее: водопоглощение изделии должно быть:
- не более 6,0% - для клинкерного кирпича;
-не менее 6,0% - для остальных изделий.
Таким образом, Заказчик, по мнению Заявителя вводит предполагаемых участников электронного аукциона в заблуждение, указывая противоречивые требования к материалам.
4.В описании объекта закупки установлены требования к смеси асфальтобетонной тип б марка II (пункт 10). Для данного типа асфальтобетонной смеси, согласно ГОСТ 9128-2009, который регламентирует технические требования к асфальтобетонным смесям, в п. 4.5 для асфальтобетонов типа Б содержание щебня (гравия) должно быть в пределах_св. 40 до 50%- В описании объекта закупки содержание щебня установлено св.50 до 60 %, что, по его мнению не соответствует техническим регламентам к данному виду асфальтобетонной смеси. Таким образом, Заказчик вводит предполагаемых участников электронного аукциона в заблуждение, указывая противоречивые требования к материалам.
25.07.2017 14:46 в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме, который был оставлен Заказчиком без ответа.
В п 4. ст. 65 Закона о контрактной системе указано: в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснении положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Заказчик, по его мнению, нарушил требования данной статьи, не направив ответ на запрос и ввел в заблуждение потенциальных, участников закупки, указав в п.24 информационной карты аукциона срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе; с 10.07.2017 г. но 27.07.2017 г.
Кроме того, Заказчик, по мнению Заявителя целенаправленно разместил описание объекта закупки в формате pdf, что усложняет подготовку заявки на участие в электронном аукционе, делая процесс сложным и трудоёмким. Данное деяние хоть и не нарушает требования законодательства, но приводит к ограничению количества участников закупки.
МКУ МО МГП "УГХ" указало, что с доводами жалобы не согласно, считает, что жалоба необоснованная и не подлежит рассмотрению по следующим основаниям:
10 июля 2017 г. в Единой информационной системе МКУ МО МГП "УГХ"было опубликовано извещение N0310300003117000058на проведение электронного аукционана выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении в 2017 году по адресам: по ул. Садовая до пер. Салганюка; ул. Советов; ул. Луковская (от ул. Близнюка до пл. 50 лет Октября; ул. Красноармейская; ул. Салганюка (от ул. Анджиевского до ул. Юбилейной).
Согласно п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документацииотаком аукционе. Согласно п. 11 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации огаком аукционе. Пунктом 24 раздела 3 "Информационной карты" (Аукционная документация извещение N 0310300003117000058) установлено: "Даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: с 10.07.2017 г. по 27.07.2017 г." Согласно п. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Срок окончания подачи заявок на участие в указанном: электронном аукционе был установлен 28.07.2017 г. Запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе поступил Заказчику 25 июля 2017 г. в 14 ч. 46 м. 27 июля 2017 г. в 17 ч. 19 м. на сайте ЕИС был опубликован ответ на запрос (скриншоты приложены). Таким образом, срок, о предоставлении разъяснений положений документации Заказчиком не нарушен.
Частями 1, 2 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Документация о закупке должна быть доступна для ознакомления ва ЕИС без взимания платы (часть 3 ст. 50, часть 2 статьи 65, часть 2 статьи 74 Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение) установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Файлы аукционной документации, размещенные Заказчиком не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. В Положении отсутствуют требования о том, что файл Аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста. Кроме того, существует много программ для редактирования документов pdf. Например, программа Acrobat доступна всем пользователям Интернета абсолютно бесплатно. Она позволяет быстро преобразовывать отсканированные документы в редактируемые файлы PDF. Если открыть отсканированный документ для редактирования, Acrobat автоматически в фоновом режиме выполняет распознавание текста и преобразует документ в редактируемое изображение и текст с правильно распознанными шрифтами в документе. Кроме того, в верхнем правом углу появляется подсказка, показывающая язык текста для распознавания. Она также указывает кнопку настроек, которая позволяет изменить язык текста для распознавания. По умолчанию за одно действие в редактируемый текст преобразуется текущая страница, а не весь документ. По мере перехода от одной страницы к другой редактируемой становится страница в фокусе. Таким образом, считаем что довод заявителя в части нарушения требований Закона о контрактной системе, не находит своего подтверждения.
Согласно Аукционной документации, подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
В описании объекта закупки, приложенном к Аукционной документации, указаны требования к товарам (материалам), которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам:, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за.исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемыхтовара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Описание объекта закупки (Техническое задание), приложенное к Аукционной документации, не содержит нестандартных показателей качества товаров. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 2 раздела 2 Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе. Инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
На основании изложенного просит признать жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла кследующим выводам:
10.07.2017 года в Единой информационной системе МКУ МО МГП "УГХ" разместилоизвещение N 031030000317000058на осуществление закупкина выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении в 2017 году по адресам: по ул. Садовая до пер. Салганюка; ул. Советов; ул. Луковская (от ул. Близнюка до пл. 50 лет Октября; ул. Красноармейская; ул. Салганюка (от ул. Анджиевского до ул. Юбилейной) (электронный аукцион N0310300003117000058) и Документация указанного Аукциона, утвержденная директором МКУ МО МГП "УГХ" (далее - Аукционная документация).
В соответствии с пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации, исполнитель обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
В Техническом задании, приложенном к Аукционной документации, указаны требования к товарам, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Техническое задание, приложенное к Аукционной документации, не содержит нестандартных показателей качества товаров.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В пункте 6.3 Аукционной документации указана Инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Указанная Инструкция не содержит требования о наличии товаров и проведении испытаний товаров, перед заполнением заявки на участие в Аукционе.
Согласно указанной Инструкции:
-в случае, когда наименование показателя сопровождается символом "*" - в таком случае участник вправе предложить в заявке диапазонное значение показателя и не исключать термины "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире","не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "не глубже", "не темнее", "не превышает", "не ранее", "не позднее", "максимальное значение","минимальное значение","min","max", "максимальный(ая), (ую)>>,"минимальный(ая),(ую)", "как минимум", символ "-";
- в случае, когда отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний, то участникам закупки допускается в составе первой части заявки указывать значения данных параметров либо в диапазонном виде, либо в конкретном виде, если участник закупки обладает конкретными характеристиками предлагаемого к использованию при выполнении работ товара (в данном случае подача участником закупки заявки с конкретными характеристиками, означает, что участник закупки обладает конкретной информацией относительно данных характеристик).
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, при этом, она не содержит требований к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 24 раздела 3 Информационной карты Аукционной документации установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе - с 10.07.2017 г. по 27.07.2017 г..
Согласно п. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднеечем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Срок окончания подачи заявок на участие в указанном: электронном аукционе был установлен 28.07.2017 г.
Запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе поступил Заказчику 25 июля 2017 г. в 14 ч. 46 м.
27 июля 2017 г. в 17 ч. 19 м. на сайте ЕИС был опубликован ответ на запрос.
Таким образом, срок, о предоставлении разъяснений положений документации Заказчиком не нарушен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу гр. Диевой Жанны Александровнына действия заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дорог в Моздокском городском поселении в 2017 году по адресам: по ул. Садовая до пер. Салганюка; ул. Советов; ул. Луковская (от ул. Близнюка до пл. 50 лет Октября; ул. Красноармейская; ул. Салганюка (от ул. Анджиевского до ул. Юбилейной) (электронный аукцион N0310300003117000058).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 августа 2017 г. N А171-08/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017