Резолютивная часть решения оглашена: "15" августа 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено: "17" августа 2017 г.
г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, каб.201
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя ПредседателяКомиссии: |
Ватанина С. В. -заместителя начальника отдела; |
Членов Комиссии: |
Амировой В. Р.- ведущего специалиста-эксперта; Сальмановой Э.М. - ведущего специалиста-эксперта, |
рассмотрев жалобуООО "ВАЗ-Строй" (вх.13966/ж от 08.08.2017 г.) на действия заказчика - ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0311200027217000013 на предмет: "Выполнение работ по строительству биологических очистных сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан", в присутствии (отсутствии);
- заказчика -Багаутдиновой А. Р. (доверенность N17/2 от 18.01.2017 г.;
- заявителя -Кириллова П. В. (доверенность б/н от 01.08.2017 г.);
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0311200027217000013было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru25.07.2017 года.
Заказчик -ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 72000000,00 руб.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, представил устныепояснения.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по аукциону приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода объединения заказчиком в один лот функционально и технологически несвязанных объектов закупки.
Согласно документации по вышеуказанному электронному аукциону на выполнение работ по строительству биологических очистных сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан, предметом закупки являются следующие виды работ:
1. Строительство систем водоотведения в с. Лубяны
2. Строительство канализационной насосной станции с сетями и очистных сооружений канализации в г.Мамадыш
3. Строительство канализационной насосной станции с сетями и завершение строительства очистных сооружений канализации в г.Мамадыш
4. Строительство очистных сооружений с сетями в с. Тихоново
Таким образом, предметом вышеуказанной закупки являются работы по строительству систем водоотведения, канализационной насосной станции с сетями и очистных сооружений канализации с сетями.
Вместе с тем, указанные выше муниципальные образования находятся на удаленном расстоянии друг от друга (около 100 км).
Исходя из вышеизложенных предметов закупки, следует, что часть объектов имеют различные функциональные характеристики, а именно необходимо осуществить строительство канализационной насосной станции с сетями (на 2 объектах) и очистных сооружений канализации (на 3 объектах), так и строительствосистем водоотведения (1 объект).
Исходя из вышеизложенных предметов закупки, следует, что часть объектов имеют различные функциональные значения.
Заказчиком в извещении и в документации установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в документации об аукционе.
Таким образом, учитывая, что начальная максимальная цена контракта составляет 72 000 000, 00 рублей, 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта - 14 400 000,00 рублей. В случае если бы заказчик не укрупнил лот не функционально схожих, данная сумма была бы значительно ниже, что привело бы к увеличению количества участников.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта. Обладая индивидуально-определенными потребительскими свойствами, каждый объект, подлежащий выполнению работ по строительству биологических очистных сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан, привлекает к торгам определенный круг потребителей.
Объединение в один лот различные объекты строительства, расположенные в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан, обладающих индивидуальными, различными потребительскими и функциональными свойствами, ведет к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в строительстве объекта с определенными потребительскими и функциональными характеристиками.
Это свидетельствует об ограничении конкуренции на рынке выполнения работ по строительству биологических очистных сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан, а такжеприводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
В подтверждение вышеизложенного, можно привести следующее обстоятельство: на моментпроведения аукциона, ценовое предложение поступило только от одного участника (АО "УКС"), несмотря на то, что рынок выполнения работ по строительству биологических очистных сооруженийявляется конкурентным.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот по объектам функционально не связанных и не схожих между собой, что привело к ограничению конкуренции и нарушению требований Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции.
2. Относительно довода, что в документации отсутствуют требования к характеристикам применяемых материалов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар,должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождениятовара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (егословесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации вышеуказанного аукциона в пункте 3.3.2. Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе обозначающее согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (приналичии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, которыйявляется эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания взаявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (приналичии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Однако,в техническом задании Заказчика отсутствуют показатели необходимого товара. Вместе с тем, в Приложении N2 к аукционной документации "Описание объекта закупки" установлено, что характеристики материалов соответствующие значениям, установленным документацией, считать конкретными показателями используемого товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Учитывая, что в Приложении N2 к аукционной документации "Описание объекта закупки" установлено, что все характеристики имеющихся материалов, в том числе, перечисленных в ресурсных расчетах, считаются конкретными, данное условие противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения анализа представленных материалов, Комиссией Татарстанского УФАС России выявлено следующее нарушение.
Заказчиком в Приложении N2 к аукционной документации "Описание объекта закупки", установлены ссылки на нормативные акты, признанными утратившими законную силу:
1) СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства, основные положения (Документ утратил силу с 1 июля 2013 года в связи с изданием Приказа Госстроя от 10.12.2012 N 83/ГС, которым утвержден Свод правил СП 47.13330.2012);
2) СНиП 41-03-2003 г Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов (Документ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 N 608, которым утвержден Свод правил СП 61.13330.2012).
Данные действия заказчика содержат несоответствия и противоречия и вводят потенциальных участников закупки в заблуждение, тем самым, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ВАЗ-Строй" (вх.13966/ж от 08.08.2017 г.) на действия заказчика - ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" при проведении открытого аукциона в электронной форме N0311200027217000013 на предмет: "Выполнение работ по строительству биологических очистных сооружений в населенных пунктах Республики Татарстан" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" нарушения статей 6, 8, пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
3. Выдать заказчику- ГКУ "Фонд газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ" предписание об устранениинарушений статей 6, 8,пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции"
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя Комиссии: |
С. В. Ватанин |
Члены Комиссии:
|
В. Р. Амирова
Э. М. Сальманова |
Сальманова Элина Марсельевна
8 (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15 августа 2017 г. N 361-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017