Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия Судебного департамента в Нижегородской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Государственным унитарным предприятием "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на осуществление функций генерального подрядчика по выполнению комплекса работ с целью поддержания технических и эксплуатационных показателей здания для размещения Нижегородского и Советского районных судов г. Нижний Новгород. (номер извещения 0332100002616000177) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о соответствии показателей товаров положениям ГОСТ, которые утратили силу, а также не установившего единицы измерения товара.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 751 900 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) в соответствии со счастью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
5) дата проведения Аукциона - 24.10.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В таблице технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам, например:
Пункт 30 (Огрунтовка) - условная вязкость от 15 до 40 по ГОСТ 8420.
Пункт 35 (Устройство кровель различных типов из металлочерепицы) - "ГОСТ 26877-91 Металлопродукция. Методы измерения отклонений формы", "Минимальное значение массы цинкового или железоцинкового покрытия, нанесенного с двух сторон на 1 м проката (взятому по одному образцу) 51; 68; 85; 120; 150; 170; 195; 235; 300; 385; 510 г/м".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при составлении документации об Аукционе допущены опечатки - ненадлежащим образом указаны единицы измерения массы цинкового или железоцинкового покрытия (пункт 35) - г/м, вместо г/м2, а единицей измерения условной вязкости (пункт 30) от 15 до 40 является секунда "с", также указан недействующий ГОСТ 26877-91 (пункт 35).
Кроме того, Комиссией установлено, что в документации об Аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, компонентного состава веществ, используемых при изготовлении товаров, а также характеристик товаров, не являющихся функциональными, технологическими, качественными и(или) эксплуатационными характеристиками товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товар.
Например:
Пункт 12 (Устройство боковой обмазочной изоляции стен, фундаментов из сухих смесей) - "Кислотность среды применения от 3 до 11 pH. Применение: температура поверхности не менее* +5 °С. Температура эксплуатации должна быть от -80 до +400 С. Упаковка должна быть в виде пластиковых ведер 25 кг или 10 кг или 5 кг".
Пункт 35 (Устройство кровель различных типов из металлочерепицы) - "Вата по физико-механическим и теплофизическим показателям должна соответствовать следующим требованиям: Плотность не менее 35 кг/м2, Влажность не более* 2%, средний диаметр волокна не более* 6мкм, содержание не волокнистых включений размером свыше 0,25 мм не более* 8% по массе, водостойкость не менее* 2 рН, содержание органических веществ не более* 2% по массе".
Пункт 24 (Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка) - "Модуль крупности должен быть от 2 до 2,5. Полный остаток на сите N 063 по массе не более 45%. Содержание зерен крупностью свыше 10 мм по массе не более * 0,5 процентов, свыше 5 мм не более 5 %. Содержание пылевидных и глинистых частиц по массе должно быть не более * 2 %. Содержание глины в комках по массе должно составить не более * 0,25 %".
Учитывая изложенное, документацией об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что по указанному основанию единственная заявка участника закупки не отклонена.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с положениями локально-сметного-расчета, пунктом 1.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что под комплексом работ понимаются работы по капитальному ремонту здания для размещения Нижегородского и Советского районных судов г. Нижний Новгород, в связи с чем в пункте 16 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе дополнительные требования к участникам закупки о наличии у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссией установлено, что дополнительные требования к участникам закупки установлены Заказчиком в документации об Аукционе без указания группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки нарушают пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку участником закупки в составе заявки представлены сведения, подтверждающие наличие опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением N 99.
3. На основании пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пункт 15 документации об Аукционе содержит следующий порядок предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе:
"Дата начала срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 2016. Дата окончания срока подачи запросов на разъяснения положений документации об аукционе: 2016. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об аукционе: 2016".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе даты начала и окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения подрядчика, в связи с тем, что на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, информация, указывающая на невозможность участниками закупки направить запрос на разъяснение положений документации, на заседании Комиссии не представлена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе, не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения по делу от 20.10.2016 N К-1703/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 октября 2016 г. N К-1711-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2016