Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Европейский центр образования" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на сбор, анализ и распространение лучших инновационных практик использования культурного наследия народов России для патриотического и нравственного воспитания молодежи Шифр: 2016-05.04-03-037-Ф-162.030 (номер извещения 0173100003716000476) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя на участие в Конкурсе требованиям Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 13.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 600 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки, 6 заявок из которых признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано Образовательное частное учреждение высшего образования "Московская международная академия" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 9 500 000 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки заявок должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений Закона о контрактной системе и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
Согласно представленному представителем Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 18.10.2016 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя положениям Конкурсной документации, в связи со следующим.
В части 1 "Детализированный план выполнения работ (оказания услуг)" формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки", представленной в составе заявки участника закупки, в столбце 3 "Дата выполнения действий" (Том 2; стр.2) по действию "I.1.1." указана дата более ранняя - чем дата первого возможного действия - "08.11.2016 г.", что является нарушением требований пункта е) инструкции по заполнению детализированного плана выполнения работ (оказания услуг), установленной в разделе V "Формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе с инструкцией по их заполнению" Конкурсной документации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при составлении Протокола рассмотрения заявок допущена техническая ошибка, а надлежащим основанием признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации является неверное указание Заявителем даты предоставления отчетной документации.
Пунктом 4 раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)" предусмотрена таблица, согласно которой датой предоставления отчетной документации является 21.11.2016.
При этом согласно правилам заполнения формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" заявка на участие в Конкурсе признается не соответствующей требованиям Конкурсной документации и отклоняется в связи с указанием даты предоставления отчетной документации и/или даты окончания выполнения работ (оказания услуг), отличных от установленных дат в Разделе IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)".
В представленной представителем Заказчика заявке Заявителя указана дата предоставления отчетной документации - 21.22.2016, что не соответствует пункту 4 раздела IV "Заказ на выполнение работ (оказание услуг)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя на участие в Конкурсе требованиям Конкурсной документации на вышеуказанном основании, не противоречат положениям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, действия Единой комиссии, указавшей в Протоколе рассмотрения заявок неверную причину отклонения заявки Заявителя нарушают часть 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В разделе V Конкурсной документации предусмотрены формы документов, представляемых участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе и правила заполнения указанных форм, например следующие:
При заполнении формы 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" участнику закупки необходимо указать действия исполнителя и Заказчика в логической последовательности (алгоритм) с добавлением сквозной нумерации третьего порядка в рамках каждого наименования работ, исключив префиксы "не менее" или "не более". Также участник закупки при указании своих действий должен учитывать процедуру взаимодействия с Заказчиком.
Учитывая, что статьей 51 Закона о контрактной системе предусмотрены требования исключительно в отношении формы заявки на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком наряду с требованиями к форме установлены излишние требования к оформлению вышеуказанной формы, влекущие за собой ограничение количества участников Конкурса и ограничение доступа к участию в Конкурсе.
Также Комиссией установлено, что для надлежащего заполнения формы "Предложение о цене государственного контракта" участнику следует учесть подробные правила, не относимые к цене контракта, в числе которых участнику закупки в своей заявке необходимо указать номера этапов, наименования этапов в строгом соответствии c требованиями Раздела IV. Заказ на выполнение работ (оказание услуг).
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, в Конкурсной документации установлены излишние требования к оформлению сведений, представляемых в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки участников закупки не признавались несоответствующими требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Европейский центр образования" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 26.10.2016 по делу N К - 1737/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 октября 2016 г. N К-1737-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2016