Резолютивная часть оглашена
06.10.2016 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Фортстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение восстановительного ремонта скважины N1 в с. Вольная Солянка м. р. Кинель-Черкасский Самарской области (извещение N 0342300000416000219, начальная (максимальная)цена контракта - 2 996 093,82 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Фортстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение восстановительного ремонта скважины N1 в с. Вольная Солянка м. р. Кинель-Черкасский Самарской области (извещение N 0342300000416000219, начальная (максимальная) цена контракта - 2 996 093,82 руб.).
Согласно доводам Заявителя аукционная документация утверждена с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик при описании в документации о закупке объект закупки должен носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Обязательным условием является использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае
непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
Заявитель считает, что в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержатся противоречия относительно знака ",".
А именно: "Значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", употребления "," в сочетании с союзом "или" конкретизируются.
В случае, если в аукционной документации, при описании материала содержатся взаимно исключающиеся показатели (товар: жидкий, твердый; указаны несколько марок, типов, и т.д.), тогда участник размещения заказа должен выбрать один показатель в соответствии с требованиями аукционной документации.
В то же время, если требования установлены к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), указанным через знак ", " либо союз "и", а далее установлено требование к параметрам и характеристикам товара (материала), указанным в диапазоне значений (односторонне или двухсторонне ограниченном), то участник закупки должен предложить значение, соответствующее каждой марке (типу, виду, отличительной характеристике) товара (материала).".
В пункте 52 "Монтаж площадок с настилом и ограждением из листовой, рифленой, просечной и круглой стали" технического задания указаны следующие характеристики: "Гвозди строительные с конической головкой. Трефовые, круглые, трефовые с перемычками. Условный диаметр стержня d, 4-5 мм., Длина гвоздя l, 100-120 мм. Наименьший диаметр головки D, 7,5-9 мм. Теоретическая масса 1000 гвоздей, кг, 8,075-17,8. Высота головки h min,мм , не менее 2,4.".
Таким образом, исходя из инструкции по заполнению заявки невозможно однозначно определить, какие характеристики должен предложить участник, поскольку ряд характеристик являются взаимоисключающими, следовательно, необходимо указать конкретный тип гвоздей. В то же время необходимо указать все типы гвоздей, так как далее установлено требование к параметрам, указанным в диапазоне значений.
В пунктах 27, 35, 37, 39 Технического задания содержатся аналогичные противоречия относительно знака ",".
По вышеуказанным положениям аукционной документации подавался запрос по разъяснению положений аукционной документации следующего содержания: "Уважаемый заказчик! Поясните следующее: В инструкции по заполнению первой части заявки указано: "значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", употребления "," в сочетании с союзом "или" конкретизируются"; а также: "В случае, если требования установлены к нескольким маркам (типам, видам, отличительным характеристикам) товара (материала), указанным через знак ", " либо союз "и", а далее установлено требование к параметрам и характеристикам товара (материала), указанным в диапазоне значений (односторонне или двухсторонне ограниченном), то участник закупки должен предложить значение, соответствующее каждой марке (типу, виду, отличительной характеристике) товара (материала)." Из данной информации неясно в каких случаях значения, перечисленные через "," требуется конкретизировать, а в каких нет. Просим установить требование в отношении "," ясное и четкое."
Ответ: Значения однородных показателей, сопровождающихся знаком ",", употребления "," в сочетании с союзом "или" конкретизируются.
По использованию "," подано два запроса разъяснений. Несмотря на очевидные противоречия в инструкции по заполнению заявки применительно к использованию ",", Заказчик, Уполномоченный орган по существу вопроса не ответили, ограничившись цитатой одного из абзацев инструкции, который и вызвал у участника закупки затруднение в применении.
Комиссия Самарского УФАС в указанных действиях усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка дачи разъяснений, выразившемся в отсутствии мотивированного ответа на заданный участником закупки вопрос.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании изложенного довод Заявителя обоснован.
Заявитель считает, что в требованиях инструкции по заполнению заявки к диапазонным показателям, сопровождающимся словами "от" _ "до" и требованиями технического задания содержатся противоречия.
В инструкции по заполнению заявки указано: "Диапазонные показатели сопровождаются словами "от" _ "до" _, при этом крайние значения показателей входят в требуемый диапазон.".
В пункте 37 "Пост управления кнопочный общего назначения, устанавливаемый на конструкции на стене или колонне, количество элементов поста до 3" технического задания указаны следующие характеристики: "Лак электроизоляционный МЛ-92. Должен предствалять собой раствор смеси глифталевого лака и меламиноформальдегидной смолы К-421-02 в органических растворителях. Маслостойкость пленки, Н, не менее 78. Потребительская тара для упаковывания: банки. вместимостью, см3, 368-1012. Номера банок от 1 до 5. Номер жести рекомендуемый 20 или 22. Банки (корпус, дно, кольцо, крышка) изготовляют из жести. Вид жести: Белая по ГОСТ 13345-85 или черная лакированная по нормативной документации. Марка жести: ЧЖК или ГЖК или ЭЖК. Внутренняя высота банки, Нв, мм, 88-129. Группа лака в зависимости от упаковки 1. Номинальная масса нетто материалов, упакованных в потребительскую и транспортную тару, специализированные ящичные поддоны-резервуары, специализированные контейнеры мягкие, контейнеры-цистерны и автоцистерны при фасовании по массе, кг, до 3 включительно. Предельное отклонение от номинальной массы нетто материалов, упакованных в потребительскую и транспортную тару, специализированные ящичные поддоны-резервуары, специализированные контейнеры мягкие, контейнеры-цистерны и автоцистерны при фасовании по массе, г, не более 40.".
Согласно инструкции по заполнению заявки участнику требуется указать номера банок в неизменном диапазоне от 1 до 5, также вместимости банок и внутренние высоты банок соответствующие данному диапазону и каждой банке в отдельности. В то же время при указании внутренней высоты банки невозможно указать значение для банки 3, так как в пункте 37 технического задания указано, что тара банки должна соответствовать ГОСТ 6128-81, исходя из которого внутренняя высота банки 3 равна 69 мм и в требуемый диапазон 88-129 не входит.
В письменных возражениях Заказчик указывает, что допустил техническую ошибку в техническом задании по требованиям к показателю внутренней высоты банок.
Учитывая вышеизложенное, данный довод признается обоснованным.
Указанное нарушение препятствует определению потребностей Заказчика, создает сложность в подготовке заявки и риск признания заявки несоответствующей требованиям документации закупки и ГОСТ.
Совокупность установленных нарушений носит критический характер, ограничивает количество участников закупки, о чем свидетельствует отказ Заявителя принимать участие в закупке, влияет на результат закупки.
Комиссия Самарского УФАС усматривает в действиях Заказчика признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с нарушением утверждения документации об аукционе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок,
Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фортстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 6 октября 2016 г. N 1100-11584-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2016