На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) от 09.08.2017 года N 79 "О проведении внеплановой проверки" Комиссия Самарского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев обращение МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Заказчик), Управления организации торгов Администрации городского округа Самара (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса на выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимого имущества (объектов дорожного хозяйства), находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, сопровождение осуществления их государственного кадастрового учета (извещение N 0142300048517000241, начальная (максимальная) цена контракта - 2 822 796,17 рублей) (далее - Открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса.
Согласно обращению Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в качестве оценки показателя "Опыт участника по выполнению кадастровых работ", а именно положение о предоставлении сведений об исполненных контрактах на выполнение кадастровых работ, заключенных участниками закупки за 2014-2017 годы на сумму исполнения каждого отдельно взятого контракта (договора,) не менее чем на 600 000, 00 рублей.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом, указанном в обращении, и сообщили, что при проведении открытого конкурса действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу частей 3, 4 статьи 48 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Правительство Российской Федерации вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" может быть, в частности, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе" Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Приложение N1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) содержит исчерпывающий перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предъявляются дополнительные требования к участникам закупки.
Вид работ, являющийся объектом закупки - "Выполнение кадастровых работ" - не входит в указанный перечень.
Таким образом, положения части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановления N 99 к положениям конкурсной документации указанных закупок не применяются.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок участников открытого конкурса:
N |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критериев % |
1 |
Цена контракта |
60 |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
Оценка по показателю "Опыт участника по успешному выполнению кадастровых работ" производится исходя из сведений, о количестве исполненных (без нарушения обязательств, сроков, без штрафных санкций и пеней) контрактов (договоров), представленных участником в заявке в соответствии с Таблицей 2 Приложения N 2 к заявке на участие в открытом конкурсе. В данной таблице участник должен представить сведения об исполненных контрактах (договорах) на выполнение кадастровых работ, заключенных участниками за 2014-2017 годы (без нарушения обязательств, сроков, без штрафных санкций и пеней) на сумму исполнения каждого отдельно взятого контракта (договора) не менее чем на 600 тысяч рублей. В графе "Фактическая сумма исполнения контракта (договора), (тыс. руб.)" должна быть указана сумма, на которую контракт (договор) был исполнен, а не заключен.
Для расчета баллов по критерию "опыт участника по успешному выполнению кадастровых работ" будут учитываться контракты (договоры) на выполнение кадастровых работ, заключенные участниками за 2014-2017 годы (без нарушения обязательств, сроков, без штрафных санкций и пеней) на сумму исполнения каждого отдельно взятого контракта (договора) не менее чем на 600 тысяч рублей, подтвержденные копиями документов (копиями контрактов (договоров), копиями актов выполненных работ, скриншотами (снимок экрана компьютера) с изображением номера реестровой записи контракта (договора), внесенной в реестр контрактов на официальном сайте единой информационной системы (ЕИС) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru, что в 4,7 раза меньше начальной (максимальной) цены контракта.
Контакты (договоры), сумма исполнения каждого из которых, менее чем 600 тысяч рублей и контракты (договоры), не подтвержденные копиями документов, учитываться не будут.
Согласно подпункту "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На участие в открытом конкурсе подано 6 заявок, что свидетельствует об обеспечении конкуренции при осуществления закупки.
Запросов разъяснений по поводу обжалуемых положений документации закупки в адрес заказчика не поступало.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель доказательств нарушения Заказчиком Закона о контрактной системе не представил.
Начальная (максимальная) цена - 2 822 796,17 рублей), контракт заключен по цене - 2 019 205.87 рублей, снижение составило - 803 590,3 рублей. (28, 5%).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика, Уполномоченного органа соответствующими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 17 августа 2017 г. N 2-10257-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017