Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Титан" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия), при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 198+610 - км 211+000, Тверская область. Этап 1 км 198+610 - км 211+000 (право). Капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 198+610 - км 211+000, Тверская область. Этап 2 км 198+610 - км 211+000 (лево). Капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 198+610 - км 211+000, Тверская область. Этап 3 Лихославльская развязка 202 км. (номер извещения 0336100012516000050) (далее - Аукцион),и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии:
1. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
2. В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.07.2016 N0336100012516000050-1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) указана противоречивая информация об основании отказа Заявителю, а именно: в отношении позиции товара и соответствующему такому товару ГОСТ.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 07.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 959 556 270 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки.
1. По мнению Заявителя Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе, в связи с тем, что в заявке Заявителя указаны недостоверные сведения о конкретном значении показателя "сцепление при сдвиге при температуре 50° С" в отношении товаров по позициям 16, 17, 19, 23, 24 в Приложении N 4 документации об Аукционе, так например, в отношении позиции 16 Приложения N 4 документации об Аукционе в Протоколе указано следующее:
"Участник с порядковым номером 1 в первой части Заявки для товара "Смесь щебеночно-мастичная асфальтобетонная ЩМА-20 на полимерно-битумном вяжущем" - п. 16 Таблицы для показателя "сцепление при сдвиге при температуре 50° С" указал конкретное значение "0,20 Мпа". Однако, для указанных участником с порядковым номером 1 конкретных значений показателей "коэффициент внутреннего трения" "0,93" и "предел прочности при сжатии при температуре 50° С" "1,70 Мпа" конкретное значение показателя "сцепление при сдвиге при температуре 50° С" составляет "0,32 Мпа". Конкретное значение показателя "сцепление при сдвиге при температуре 50° С" "0,32 Мпа" соответствует требованиям ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" (не менее 0,18 МПа), но не соответствует приведенному в заявке - "0,20 Мпа", т.е. в Заявке N 1 приведено недостоверные сведения о конкретном значении показателя "сцепление при сдвиге при температуре 50° С". (В п.8 Инструкции, содержащейся в приложении N 4 к документации об электронном аукционе, указано: "Показатель "индекс пенетрации" нефтяных дорожных битумов и параметры сдвигоустойчивости асфальтобетонных смесей определяются расчетным методом согласно требованиям нормативной документации")".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В Приложении N 4 к документации об Аукционе Заказчиком определены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 4 к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров (сцепление при сдвиге при температуре, изменение температуры размягчения после прогрева и т.д.), так например:
"N 8. Щебень из природного камня для строительных работ, марка 1200, фракция 5 - 20 мм:
Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Диаметр отверстий контрольных сит, мм 0,5d d 0,5 (d + D) D 1,25 D
Полные остатки на ситах, % по массе От 95 до 100 От 90 до 100 От 30 до 60 До 10 До 0,5
Содержание глинистых частиц (методом набухания) не должно быть более 0,5%.
Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы не должно быть более 15 %.
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) должна быть не более 740 Бк/кг.
N 16. Смесь щебеночно-мастичная асфальтобетонная ЩМА-20 на полимерно-битумном вяжущем.
Зерновой состав минеральной части смеси должен соответствовать указанному в таблице, % мас.
Размер зерен, мм, мельче
20 15 10 5 2,5 1,25 0,63 0,315 0,16 0,071
90-100 50-70 25-45 20-30 15-25 13-24 11-21 9-19 8-15 8-15
Пористость минеральной части должна быть от 15 до 19(% по объему).
Остаточная пористость должна быть от 1,5 до 4,5(% по объему).
Водонасыщение должно быть от 1,0 до 4,0(% по объему).
Предел прочности при сжатии должен быть:
- при температуре 20° С не менее 2,2 МПа;
- при температуре 50° С не менее 0,65 МПа.
Сдвигоустойчивость:
- коэффициент внутреннего трения должен быть не менее 0,93;
- сцепление при сдвиге при температуре 50° С должно быть не менее 0,18 МПа.
Трещиностойкость должна быть от 2,5 до 6,0 (МПа).
Смеси должны выдерживать испытание на сцепление вяжущего с поверхностью минеральной части смеси, оценка качества сцепления должна быть не менее 4 баллов (хорошее).
Требования к компонентам смеси:
Пористость не должна быть более 35%.
Влажность не должна быть более 1,0 %.
Набухание образцов из смеси порошка с битумом не должно быть более 2,5%.
Стабилизирующая добавка. Требования к значениям показателей установлены в соответствии с ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия"
Термостойкость при температуре 220оС по изменению массы при прогреве не более 7,0%.
Содержание волокон длиной от 0,1 мм до 2,0 мм не менее 80%.
Вяжущее полимерно-битумное дорожное ПБВ60 должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52056-2003 "Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия".
Температура вспышки не должна быть ниже 230 ° С.
Концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны должна быть не более 300 мг/м3.
Концентрация блоксополимера бутадиена и стирола типа СБС, а именно полимера этинилбензола с бутадиеном 1,3 в воздухе рабочей зоны должна быть не более 10 мг/м3 ( 4-й класс опасности).
Глубина проникания иглы, 0,1 мм, должна быть:
- при 25° С не менее 60;
- при 0 °С не менее 32.
Температура размягчения по кольцу и шару не должна быть ниже 54° С.
Растяжимость должна быть:
- при 25 °С не менее 25 см;
- при 0 °С не менее 11 см.
Температура хрупкости не должна быть выше минус 20° С.
Изменение температуры размягчения после прогрева не должно быть более 5°С.
Эластичность должна быть:
- при 25 °С не менее 80%;
- при 0 °С не менее 70%".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Кроме того, аналогичные требования в отношении химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров содержатся в пунктах 17, 19, 23, 24 Приложения N 4 к документации об Аукционе, неправомерное описание которых, по мнению Аукционной комиссии, явилось основанием для отклонения заявки Заявителя.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) в допуске к участию в Аукционе, по причине указания недостоверных сведений о конкретном значении показателей результатов испытаний товаров используемых при выполнении работ по позициям 16, 17, 19, 23, 24 Приложения N 4 к документации об Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Аукционной комиссией в Протоколе рассмотрения заявок указана противоречивая информация об основании отказа, в допуске Заявителю, а именно, по позициям под номерами 17, 19, 23, 24 указан ГОСТ 31015-2002 отсутствующий в указанных позициях в
Приложении N 4 к документации об Аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Аукционной комиссией допущена техническая ошибка, а именно, в Протоколе рассмотрения заявок указан ГОСТ 31015-2002 не соответствующий указанным позициям под номером 17, 19, 23, 24.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, при составлении Протокола рассмотрения заявок ненадлежащим образом, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Титан" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5, пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 01.08.2016 по делу N К-1231/16, по данному делу предписание не выдавать.
5. Передать материалы от 08.08.2016 по делу N К-1283/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, в части противоречивой информации в Протоколе рассмотрения заявок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 августа 2016 г. N К-1283-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2016