Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СПБ "Союз Строй" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Аукционная комиссия) при проведении ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог иркутской области" (далее - Заказчик), Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Иркутск - Большое Голоустное на участке км 46+700 - км 70 в Иркутском районе Иркутской области (номер извещения 0134200000116002877) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 09.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 378 476 860 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 09.09.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО "СПМК-7" с минимальным предложением о цене контракта 1 371 584 475,70 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2016 N 0134200000116002877-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявитель не представил в заявке характеристику товара "Матрацы "Рено" 2*3*0,17" о норме по погружению в раствор сернокислой меди в отношении проволоки обвязки и стяжки диаметром 2.2 мм.
В пункте 2.2.4 документации об Аукционе установлено: "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара, а также перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), которые должны быть представлены участником закупки указаны в требованиях к показателям товара используемого при выполнении работ по реконструкции автомобильной дороги Иркутск -Большое Голоустное на участке км 46+700 - км 70 в Иркутском районе Иркутской области, являющимися приложением N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе".
В приложении N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе установлено что, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе установлено: по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17": "Цинковое покрытие или покрытие сплавом цинка с алюминием и мишметаллом должно быть прочным и выдерживать не менее 5 витков при навивке на цилиндрический стержень диаметром, равным 3 диаметрам проволоки, сплошным и равномерным, выдерживать количество и нормы по погружению в раствор сернокислой меди, указанные в таблице".
В таблице указано число и продолжительность погружений образцов проволоки диаметром 2,2 мм., 2,4 мм., 2,6 мм., 2,8 мм., 3,0 мм., 3,4 мм., 3,9 мм., также установлена масса цинкового покрытия и сплава цинка с алюминиевым вмешательством.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа первая часть заявки Заявителя не содержит сведений в части характеристик о норме по погружению в раствор сернокислой меди в отношении проволоки обвязки и стяжки диаметром 2.2 мм по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17".
Также в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 06.09.2016 N0134200000116002877-1 участникам закупки с порядковыми номерами заявок "5", "6" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что участники закупки с порядковыми номерами заявок "5", "6" представили в заявке информацию, не соответствующую требованиям документации об Аукционе, а именно по позициям "Раствор кладочный цементный", "Столбики сигнальные пластиковые", "Матрацы "Рено" 2*3*0,17 и 2*4*0,17".
В приложении N 1 к части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об Аукционе установлено:
по позиции "Раствор кладочный цементный": "Песок входящий в состав растворной смеси должен быть природный или смесь песка природного и отсева дробления (указать количественное соотношение в %) или песок из отсева дробления горных пород и соответствовать ГОСТ 8736 или ГОСТ 31424,
по позиции "Столбики сигнальные пластиковые": сигнальный столбик должен быть стойким в течение 72 ч и более 1 к статическому воздействию: воды при температуре 1 (25_5) °С и топлива после испытаний по ГОСТ Р 41.27; 3%-ного водного и насыщенного водного растворов хлорида натрия (NaCI) при температуре 1 (0_2) °С, 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре 1 (20_2) °С после испытаний по ГОСТ 9.403.",
по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17 и 2*4*0,17": "Временное сопротивление проволоки разрыву 1 должно быть от 35 до 55 кгс/мм2 (340-540 Н/мм2), минимальное удлинение 1 - 12% на базовой длине образца 100 мм.".
Представленная представителями Заказчика, Уполномоченного органа первая часть заявки с порядковым номером заявки "5" содержит следующую информацию:
по позиции "Раствор кладочный цементный" содержит следующую информацию: "Песок входящий с состав раствора соответствует требованиям ГОСТ 8736".
по позиции "Столбики сигнальные пластиковые": "Сигнальный столбик стойкий в течение 72 ч. к статическому воздействию: воды при температуре1 (25_5) °С и топлива после испытаний по ГОСТ Р 41.27. 3%-ного водного и насыщенного водного растворов хлорида натрия (NaCI) при температуре (0_2)°С, 10%-ного водного раствора щелочи гидроксида натрия при температуре1 (20_5) °С после испытаний по ГОСТ 9.403."
Согласно пояснениям представителей Заказчика первая часть заявки с порядковым номером заявки "6" не содержит информацию по позиции "Матрацы "Рено" 2*3*0,17 и 2*4*0,17" в отношении временного сопротивления проволоки по разрыву 1 и минимального удлинения 1 - 12% на базовой длине образца 100 мм.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, Уполномоченный органа устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю, а также участникам Аукциона с порядковыми номерами "5", "6" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В пункте 7.23 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "В случае если Подрядчик по настоящему Контракту не является субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", такой Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций с передачей им работ на сумму не менее 20% от общей цены Контракта".
Таким образом, при установлении в проекте государственного контракта обязанности по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен объем такого привлечения (не установлен конкретный размер), что нарушает часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 11.3, 11.4, 11.5, 11.6, 11.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
11.3. В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик обязан уплатить Заказчику неустойку в виде пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональной объему обязательств и фактически исполненных Подрядчиком. Определяется по формуле П= (Ц - В) х С (где Ц - цена контракта; В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Подрядчиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Размер ставки определяется по формуле , (где - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента K; ДП - количество дней просрочки).
Коэффициент К определяется по формуле K = ДП / ДК x 100% (где ДП - количество дней просрочки; ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При K, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При K, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
11.5. В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик обязан уплатить Подрядчику неустойку в виде пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.
11.6. В случае ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств (за исключением просрочки исполнения обязательств), предусмотренных Контрактом, допустившая нарушение Сторона обязана уплатить в пользу другой Стороны неустойку в виде штрафа. Штраф, уплачиваемый Государственным заказчиком, составляет 0,5% цены контракта за каждое нарушение. Штраф, уплачиваемый Подрядчиком, составляет 0,5% цены контракта за каждое нарушение. Размер штрафа определен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил, все возможные размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПБ "Союз Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 5, 7 ,8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 14.09.2016 N К-1470/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N К-1470-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016