На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Строй-Сити" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского" (далее - Заказчик) при проведении АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса строительно-монтажных работ в корпусе 17 по объекту "Техническое перевооружение и реконструкция гиперзвуковых аэродинамических установок и прочностных стендов" ФГУП "ЦАГИ" (номер извещения 0548100000816000020) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, а именно: положения указанной инструкции устанавливают требования к описанию участниками закупки результатов испытаний, химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, содержат противоречивый порядок указания в заявках на участие в Аукционе товарных знаков товаров, а также максимальных и (или) минимальных значений в отношении установленных Заказчиком показателей товаров, используемых при выполнении работ.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 22.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 796 568, 29 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
6) 27.09.2016 Заказчиком заключен государственный контракт с
ООО "Лифт-Гарант" по цене 39 796 568, 29 рублей (реестровый номер записи 1770559633916000484).
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 3.2. "Требования к описанию товаров, работ, услуг" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Значения показателя, сопровождающиеся знаком "/" или разделенные знаком "," означают, что показатель должен соответствовать всем значениям, перечисленным заказчиком".
В Примечании "Приложения N 1 к Заявке (рекомендуемая форма)" документации об Аукционе содержится, в том числе следующее: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", "косая черта (слэш)", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Кроме того, подпунктом "б" пункта 3.1.5 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к составу заявки на участие в Аукционе: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии)".
В Примечании "Приложения N 1 к Заявке (рекомендуемая форма)" документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "В случае, если в соответствующем нормативно-техническим документе указано, что предлагаемый товар должен иметь товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование участник закупки должен указать его в составе заявки".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе содержит противоречивый порядок указания в заявках значений в отношении установленных Заказчиком показателей товаров, а также товарных знаков товаров.
В пункте 3.2 "Требования к описанию товаров, работ, услуг" документации об Аукционе содержится, в том числе следующее: "Показатели, сопровождающиеся словами "более", ">", являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, превышающее заявленное заказчиком.
Показатели, сопровождающиеся словами "менее", "<" являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, не превышающее заявленное заказчиком.
В случае, если показатель сопровождается термином "диапазон" участник также указывает неизменное диапазонное значение, причем в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не менее" или иными перечисленными в настоящем разделе участник может предложить значение диапазона равное либо более заявленного заказчиком (то есть диапазон, который предлагается участником, должен поглощать диапазон, требуемый заказчиком), в случае, если указанный термин или символ сопровождается словами "не более" или иными перечисленными в настоящем разделе участник может предложить значение диапазона равное либо менее заявленного заказчиком (то есть диапазонные значения, предложенные участником, по верхней и нижней границе не выходят за значения, заявленные заказчиком)".
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения инструкции не позволяют определить порядок указания участниками закупки в своих заявках максимальных и (или) минимальных значений в отношении показателей товаров, используемых при выполнении работ, установленных Заказчиком в документации об Аукционе.
Кроме того, в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ и установлено, в том числе следующее:
"1. Ацетилен газообразный технический. Объемная доля сероводорода - Не более 0,05. Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов - Не более 1,4; 6. Сетка армирующая фасадная. Прочность на разрыв по утку - Должна быть не менее 2000; 7. Смеси бетонные. Осадка конуса - Не должна быть более 15. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в крупном заполнителе - Должно быть не более 35; 12. Битумы нефтяные строительные. Глубина проникания иглы при 25 °C - Должна быть не более 40. Температура размягчения по кольцу и шару - Должна быть не более 105.17. Болты с шестигранной головкой. Относительное удлинение после разрыва для обработанного испытательного образца - Должно быть не менее 10".
Кроме того, аналогичные требования в отношении результатов компонентного состава, результатов испытаний товаров содержатся, в том числе, в пунктах 16, 19, 26, 27 и др. в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений компонентного состава, результатов испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 6.6.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Генеральный подрядчик имеет право по письменному согласованию с Государственным заказчиком привлекать к выполнению работ по Контракту третьих лиц (субподрядчиков), имеющих действующую лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Комиссия приходит к выводу о том, что проектом контракта документации об Аукционе неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ по контракту субподрядчиков.
Указанное требование не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии не представлены в полном объеме документы, предусмотренные частью 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, а именно документы, представленные участником закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам Аукциона заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать материалы от 27.09.2016 по делу N ВП - 470/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2016 г. N ВП-470/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2016