Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "МАРС" (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дизель-генераторных электростанций и дизель-генераторной установки для территориальных органов ПФР (номер извещения 0273100000117000127) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчик неправомерно установил требования предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей, сведения о химическом составе, результатах испытаний закупаемых товаров.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара "Дверной доводчик" ГОСТ Р 56177-2014.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 134 800 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.08.2017.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно установил в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12 технических требований раздела III документации об Аукционе (далее - Технические требования) требования предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей, сведения о результатах испытаний закупаемого товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно Техническим требованиям, Заказчиком установлены следующие положения:
- в пунктах 1-9 Технических требований установлено: "Генератор дизельной генераторной установки должен быть: пылезащищен, пыленепроницаем, защищен о проникновения твердых предметов диаметром более 0,9 мм, защищен от дождевания, сплошного обрызгивания, действия струи. Степень защиты генератора должна быть выше IР 12. Максимальная мощность должна быть не более 37,5 кВА";
- в пунктах 1-9 Технических требований установлено: "Автоматическая панель управления (АПУ) должна отвечать следующим требованиям: Степень защиты АПУ от проникновения внешних твердых предметов и от вредного воздействия в результате проникновения воды должен быть выше IР 20";
- в пункте 12 Технических требований установлено: "Дверной доводчик: Класс доводчика по безотказности, коррозионной стойкости должен быть 1; 2; 3. Количество безотказно выдерживаемых циклов закрывания не менее 250000. Коррозионная стойкость доводчика должна быть слабой; умеренной; высокой".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные показатели установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не содержат требований к описанию участниками закупки результатов испытаний закупаемых товаров. Кроме того, установленные в Технических требованиях показатели предоставляются производителями товаров и находятся в свободном доступе для неограниченного круга лиц.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком в пунктах 1-9, 12 Технических требований установлены требования о предоставлении результатов испытаний товаров, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии при проведении внеплановой проверки установлено, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении, результатов испытаний товара, например, в том числе:
- в пунктах 19, 22 Технических требований установлено: "Кабель-канал должен быть защищен: вертикально падающие капли воды не должны оказывать вредного воздействия; вертикально падающие капли не должны оказывать вредного воздействия, когда оболочка отклонена от вертикали в любую сторону на угол (до 15° включительно); вода, падающая в виде брызг в любом направлении, составляющем угол (до 60° включительно) с вертикалью, не должна оказывать вредного воздействия; вода, падающая в виде брызг на оболочку с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия; вода, направляемая на оболочку в виде струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия; вода, направляемая на оболочку в виде сильных струй с любого направления, не должна оказывать вредного воздействия".
- в пункте 23 Технических требований установлено: "Кривизна труб не должна превышать 2 мм на 1 м длины".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении, результатов испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе содержит разночтения применения символа "/" и показателей, взятых в скобки (например, (400/230)), предлогов "от", "до" (например, от 10 до 20%), которые вводят участника Аукциона в заблуждение.
Согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе "в случае перечисления показателей характеристики через точку с запятой или символа "/", Участник должен указать конкретное значение по своему выбору. В случае, если требуемые значения одновременно разделены запятой, символом "\" и точкой с запятой, символом "/", то следует руководствоваться правилом, что точка с запятой, символ "/" действуют только между соседними значениями, разделенными этим знаком (например, 2; 4; 6, 3; 8; 10 или 2; 4; 6\ 3; 8; 10 или 2/ 4/ 6, 3/ 8/ 10. То есть Участник закупки должен выбрать одно значение из значений 2; 4; 6 и одно значение из значений 3; 8; 10). Значения показателей, взятые в скобки участник указывает без изменений". Кроме того, "в случае если Заказчиком установлено требование к значению показателя с предлогом "от", участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть больше или равно значению, установленного Заказчиком. В случае, если Заказчиком установлено требование к значению показателя с предлогом "до", участнику необходимо указать конкретное значение данного показателя, которое должно быть меньше или равно значению, установленного Заказчиком".
На заседании Комиссии представители Заказчика дополнительно пояснили, что в случае использования одновременно предлогов "от", "до" участнику Аукциона необходимо указать конкретный показатель, который входит в требуемый диапазон значений.
Вместе с тем, представитель Заявителя не представил доказательств, что невозможно заполнить заявку надлежащим образом, в связи с чем, Комиссии не представляется возможном прийти к выводу, что положения инструкции не позволяют заполнить заявку.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии дверного доводчика ГОСТ Р 56177-2014, поскольку указанный ГОСТ распространяется на устройства управляемого закрывания дверей (далее - доводчик), устанавливаемые на распашные двери, требующие надежного управления закрыванием и применяемые в строительстве жилых и общественных зданий. Кроме того, согласно вышеуказанному ГОСТ доводчики рекомендуется устанавливать также на дверях для обеспечения беспрепятственного доступа в здания маломобильных групп населения.
Согласно пункту 11 Технических требований Заказчик устанавливает соответствие дверного доводчика требованиям ГОСТ Р 56177-2014.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что поставка дизельных электростанций и дизель-генераторных установок осуществляется вместе с контейнерами, которые подразумевают оснащение распашной дверью для обеспечения доступа к электроустановкам. Кроме того, требования к дверным доводчикам не регламентируются иными стандартами.
Вместе с тем, Представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАРС" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1
статьи 64 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 22.08.2017 по делу N К-1088/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2017 г. N К-1088-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2017