Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ": Е.В. Нерсисян,
ООО "Рельеф": М.А. Солониной,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на техническое обслуживание установок приточной вентиляции, системы кондиционирования воздуха (Закупка N0373200024417000190) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/41838/17 от 18.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1-2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п. 1 "Смазка солидол жировой": Вязкость эффективная при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации, Пенетрация при 25 С с перемешиванием (60 двойных тактов), Массовая доля кальциевых мыл жирных кислот, входящих в состав естественных жиров и т. д.;
- п. 41 "Ацетилен технический": Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, Массовая концентрация водяных паров при температуре 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), Объемная доля фосфористого водорода и т. д.;
- п. 50 "Керосин": Кислотность, Зольность, Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле и т. д.;
- п. 62 "Битумный лак Бт -577": Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при 20,0 0,5°С, Стойкость пленки к статическому воздействию воды при 20 2 ° С, Время высыхания пленки до степени 3 при 100 -110 °С и т. д.;
- п. 71 "Краски масляные жидкотертые": Условная вязкость краски (в диапазоне) по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре 20,0_0,5 °С, Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре 20_2 °С, Время высыхания до степени 3 при температуре 20_2 °С и другие.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам обжалуемых позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
При этом, Заявитель утверждает, что по п.2 "Болты строительные с гайками и шайбами" Заказчиком предъявлены избыточные требования к показателям, которые не входят в условное обозначение болтов в соответствии с положениями ГОСТ Р ИСО 8765-2013 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В". Аналогичное нарушение, по мнению Заявителя, содержится в описании требований к товарам по п.10, 11, 12, 15, 17.
Заявитель также указывает, что требования к товарам по следующим позициям установлены таким образом, что с учетом положений Инструкции по заполнению первой части заявки участнику закупки не представляется возможным представить требуемое значение показателей характеристик, а именно:
- п.2 "Болты строительные с гайками и шайбами": Номинальный диаметр резьбы болтов - 8-10 мм. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ Р ИСО 8765-2013 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В", параметр "номинальный диаметр резьбы болта" имеет символ может быть только целым, неизменяемым числом, а именно: 8 мм, 10 мм, 12 мм и так далее, при этом, в соответствии с Инструкцией в составе аукционной документации символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Аналогичные нарушения содержатся в описании требований к товарам по п.15,16,17.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление требований к товарам по следующим позициям:
- п.2 "Болты строительные с гайками и шайбами": диаметр болтов - <10,58 мм - что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием, поскольку технические требования к болтам установлены положениями ГОСТ Р ИСО 4016 "Болты с шестигранной головкой. Класс точности С" и ГОСТ Р ИСО 8765 "Болты с шестигранной головкой с мелким шагом резьбы. Классы точности А и В", однако указанными стандартами не предусмотрен такой параметр как "Диаметр болтов";
- п.4 "Смазка густая (типа "Литол"): Вязкость при +40°С - < 18 2/с, Вязкость при +100°С - < 18 2/с; п.6 "керосин": Температура вспышки в закрытом тигле - >828,5 кг/м3; п.14 "Прокладки резиновые уплотнительные": Сопротивление сжатию - <0,25 МПа (кгс/см2). По мнению Заявителя, по данным позициям Заказчиком установлены некорректные единицы измерения;
- п.5 "Ацителен технический" Заказчиком предъявлены требования к характеристикам "временное сопротивле ние разрыву", "относительное удлинение", "ударная вязкость", "твердость по Бринеллю", которые не нормируются производителями ацителена технического и не могут быть определены для данного товара, поскольку указанные характеристики определяются для твердых веществ, в то время как ацителен представляет собой газообразное вещество;
- п.14 "Прокладки резиновые уплотнительные": Температурный предел - <-40 °С - что, по мнению Заявителя, не позволяет однозначно определить требуемое значение параметра характеристики, поскольку, согласно положениям Инструкции символ "<" - означает, что участнику следует представить в заявке конкретный показатель, < указанного значения, в свою очередь, определение значения данного показателя с учетом вышеописанного требования Инструкции может происходить как по модулю у отрицательных температур (-30°С ), так и без модуля (-50°С).
Заявитель также обжалует установление в аукционной документации требований о соответствии характеристик необходимых товаров положениям ГОСТ, которые не могут быть применены в отношении закупаемых товаров, требования к которым установлены в технической части аукционной документации. Так например, список нормативных документов аукционной документации, которым должны соответствовать предлагаемые товары и материалы содержится указание на ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" (арматурная сталь), ГОСТ 15836-79 "Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия" (мастика битумно-резиновая), однако такие товары как мастика битумно-резиновая и арматурная сталь не входят в объект закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеизложенными доводами жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ N 15 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы
ООО "Строительная компания Атюс" по делу N2-57-9894/77-17 от 22.08.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.В. Кочетков
Л.Н. Харченко
Исп. Харченко Л.Н.(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2017 г. N 2-57-10057/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017