Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 68 ДЗМ": О.А. Бочкаревой,
ООО "Технопарк": Р.В. Крылова,
третьих лиц: М.А. Ильичева, А.Ю. Тумакова,
рассмотрев жалобу ООО "Технопарк" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 68 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту систем охранного видеонаблюдения (Закупка N 0373200173317000015) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/41797/17 от 18.08.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к персоналу исполнителя контракта, что является нарушением ст.31 Закона о контрактной системе, так как Заказчик не является Правительством Российской Федерации и не может устанавливать дополнительных требований к участникам закупки. В своей жалобе Заявитель указывают на следующие требования:
- Административно-технический персонал Исполнителя должен иметь допуск не менее IV группы по электробезопасности до 1000 В;
- Электротехнический (электротехнологический) персонал Исполнителя должен иметь допуск не менее III группы по электробезопасности до 1000 В"
- Персонал Исполнителя должен иметь действующие удостоверения по технике безопасности, допуски на работы в электроустановках, охране труда, охране труда при работе на высоте.
- Персонал организации должен знать и неукоснительно соблюдать при выполнении работ внутриобъектовый режим, правила ТБ, пожарной безопасности, требования ведомственных документов (РД, ВСН), другие нормы и правила."
- В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача по городу Москве от 29.12.2015 N4 "О проведении обязательного медицинского осмотра на туберкулез работников медицинских организаций и медицинских работников учреждений социальной защиты населения города Москвы", медицинское обследование на туберкулез сотрудников, осуществляющих выполнение работ и оказание услуг на территориях и в помещениях Заказчика.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.15 Информационной карты аукционной документации, содержащим требования к участникам закупки отсутствуют вышеуказанные требования, а также отсутствуют иные требования, помимо общих требований к участникам закупки, установленных в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика также пояснил, что вышеуказанные требования в техническом задании устанавливаются к персоналу Исполнителя, непосредственно выполняющему производство работ. Также представитель Заказчика пояснил следующее. Система видеонаблюдения связана с подключением к электричеству, в связи с этим, Заказчиком предоставляется доступ к электроустановкам, в связи с чем, персонал исполнителя должен обладать необходимыми допусками и удостоверениями. На основании Постановления главного государственного санитарного врача по городу Москве от 29.12.2015 N4 в ГБУЗ "ГП N68 ДЗМ" принят приказ, что допуск к работе сотрудников негосударственных организаций, осуществляющих работы на территории, в зданиях, строениях и филиалах учреждения, возможен только при наличии результатов ежегодного осмотра на туберкулез.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования к персоналу Исполнителя, в том числе указывающие на то, что такие допуски и удостоверения не являются обязательными документами при выполнении работ по контракту, а также указывающие на то, что в медицинских учреждениях возможно выполнять работы без документов, подтверждающих ежегодное медицинское обследование на туберкулез.
Кроме того, в составе жалобы также отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе и требуются в первой или второй части заявки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. По мнению Заявителя жалобы, следующее требование технического задания осложняет и делает невозможным выполнение обязательств по контракту:
"Не позднее 5 дня(ей) после подписания контракта предоставить на склад Заказчика материалы, необходимые для выполнения работ в соответствии с ресурсной ведомостью. Исполнитель несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и техническим условиям, за достоверность сведений о стране происхождения, условного обозначения (при наличии), торговой марки (при наличии), наименования производителя, за сохранность всех поставленных для реализации контракта материалов и оборудования. Исполнитель обязан представить Заказчику данные о выбранных им материалах и оборудовании, получить его одобрение на их применение и использование. В случае, если Заказчик отклонил использование материалов и/или оборудования из-за их несоответствия стандартам качества Исполнитель обязан за свой счет и своими силами произвести их замену в течении 2 (двух) дней".
В обоснование своих доводов Заявитель указывает на то, что проверка оборудования может проводится Заказчиком продолжительное время, что не позволит Исполнителю контракта в срок исполнить обязательства по контракту и смонтировать оборудование. Также, по мнению Заявителя жалобы, такая проверка повлечет за собой нарушение эксплуатационных характеристик товара, в связи с чем, такой товар будет невозможно использовать при осуществлении работ.
Согласно возражениям Заказчика, проверка товаров будет осуществлена на предмет соответствия требованиям ГОСТ, а также требованиям документации и достоверности сведений, указанных в заявке победителя, что не приведет к порче товаров. Кроме того, у Исполнителя контракта есть законное право о приостановке работ в связи с невозможностью их выполнения в срок по вине Заказчика. При этом, Заказчик не заинтересован в увеличении сроков выполнения работ.
Кроме того, установленное положение не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в том числе положениям ст.94 Закона о контактной системе:
2. Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст.94 Закона о контактной системе.
3. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контактной системе.
При этом, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя жалобы затруднился пояснить какую норму Закона о контрактной системе нарушает Заказчик при установлении вышеуказанного положения в Техническом задании. Также в жалобе отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что на участие в закупке подано 20 заявок, что свидетельствует о возможности выполнения работ, оказания услуг, на условиях, установленных аукционной документацией.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы, в приложении N2 к ТЗ (форма-2) Заказчиком изменен ряд названий товаров, которые невозможно соотнести со сметой и соответственно исполнитель не может точно рассчитать свои затраты на выполнение данной закупки.
Также, Заявитель указывает на то, что в ряде пунктов пунктов приложения N2 к ТЗ (форма-2) Заказчиком допускается указание нескольких значений, из-за чего исполнитель не может понять какое количество товара какого типа необходимо Заказчику. А так как товары отличаются по цене соответственно и не может оценить свои затраты.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель обжалует установление требований к товарам в приложении N2 к ТЗ (форма-2), так, в ряде пунктов пунктов отсутствует значение "требуемый параметр" но при этом есть требуемое значение, что вводит Заявителя жалобы в заблуждение и не позволяет идентифицировать потребность Заказчика.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что сметная документация служит источником обоснования НМЦК и указывает на виды и количество работ, которые необходимо осуществить в рамках исполнения контракта. При этом, в составе аукционной документации размещена ресурсная ведомость, содержащая указание на наименование требуемых товаров и их количество. При этом, в случае различной цены на типы требуемых товаров, Исполнитель самостоятельно определяет общую перелагаемую цену товаров, так как в ресурсной ведомости указано требуемое количество, что позволяет участнику закупки определить свои затраты (например, рассчитать цену контракта по максимальной цене товаров).
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить какие именно положения аукционной документации препятствуют ему определить соответствие товаров, указанных в ресурсной ведомости и Форме 2 аукционной документации, а также предоставить документы и сведения, указывающие на невозможность формирования ценового предложения в связи с отсутствием объема каждого типа товара.
Кроме того, в жалобе отсутствует информация о том, в каких позициях Формы 2 аукционной документации Заказчиком не установлено значение "требуемый параметр" но при этом установлено требуемое значение. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя жалобы также не указал на такие позиции.
На основании вышеизложенного, Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N0373200173317000015 от 22.08.2017 участникам закупки с порядковыми номерами N14, N16, N24, N25, N26, N27, N30, N35 отказано в допуске к участию в аукционе на основании непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе: не указаны товары и/или неверно указаны их конкретные характеристики поставляемых при производстве работ.
В соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
На основании пп.б п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В силу положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Заказчиком в п.17.1 информационной карты аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
"1. Согласие участника аукциона на оказание услуг или выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией.
2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара (работы, услуги), на поставку (выполнение, оказание) которого(-ой) заключается контракт.
В случае отсутствия в составе документации формы "сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 г. N 67-ПП "О системах закупок города Москвы", либо не заполнении заказчиком такой формы, участник аукциона предоставляет согласие на поставку товара или выполнение работ, оказание услуг, для которых используется товар".
Таким образом, в аукционной документации не установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в аукционе конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявок участников закупки N14, N16, N24, N25, N26, N27, N30, N35 выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, что соответствует п.17.1. информационной карты аукционной документации, а также не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Ч.4 ст. 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске участникам закупки N14, N16, N24, N25, N26, N27, N30, N35 к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе нарушает положения ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Технопарк" на действия ГБУЗ "ГП N 68 ДЗМ" необоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
Е.И. Ушкова
Исп. Дейнега Е.А. 8-495-784-75-05, доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 августа 2017 г. N 2-57-10038/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2017