Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России; члены Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; Е.В. Лепёхин, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России
в отсутствии уведомленных надлежащим образом представителей Заявителя и Заказчика,
рассмотрела жалобу ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество) на действия федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Остров Врангеля" (далее - Заказчик, ФГБУ "Государственный природный заповедник "Остров Врангеля") при проведении электронного аукциона "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки", извещение N 0388100001517000011 (далее - Аукцион).
В результате проведенной проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 18.08.2017 года поступила жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, , 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Из содержания жалобы следует, что в ходе размещения аукционной документации Заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1. В закупочной документации Заказчик не установил требование к участникам закупки, а именно наличие членства в СРО.
2. Отсутствует обоснование НМЦК.
3. В аукционной документации установлен ненадлежащий порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
4. Во второй части заявки Заказчик установил избыточные требования к участкам Аукциона.
5. Заказчиком нарушены части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заявитель пологая, что указанные нарушения ограничивают его участие в рассматриваемом аукционе, просит аннулировать результаты проведенного электронного аукциона.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя проверку Комиссия пришла выводу, что жалоба обоснована по следующим основаниям.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) следует, что 05.08.2017 года на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение и документация об Аукционе, с начальной (максимальной) ценой контракта 6 000 000,00 рублей.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Объектом закупки согласно извещения размещеного в ЕИС являются - "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки".
Однако утвержденная аукционная документация размещена в ЕИС с указанием объекта закупки, как "Осуществление мероприятий по обустройству центрального кордона "Ушаковское" для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Остров Врангеля" (ФГБУ "Государственный заповедник "Остров Врангеля").
В пункте 1.1 раздела III Техническое задание, указано наименование выполненных работ: Осуществление мероприятий по обустройству центрального кордона "Ушаковское".
В пункте 1.12 Технического задания указаны виды выполняемых работ:
- Строительно-монтажные работы
- Установка инженерного оборудования
- Ввод в эксплуатацию
- Предоставления документов кадастрового учета;
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых в закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Изучив представленные документы, Комиссией установлено, что техническое задание аукционной документации носит необъективный характер.
Кроме того, в таблице "Ведомость материалов, оборудования"* Технического задания Заказчиком установлено, например, показатели
N п/п |
Наименование материалов, оборудования |
Ед. измерения |
Количество |
1 |
Полипропиленовые трубы, диаметр 60 мм. |
Метры |
ориентировочно |
2 |
Полипропиленовые трубы, диаметр 32 мм. |
Метры |
ориентировочно |
3 |
Полипропиленовые трубы, диаметр 40 мм. |
Метры |
ориентировочно |
4 |
Полипропиленовые трубы, диаметр 26 мм. |
Метры |
ориентировочно |
5 |
Утеплитель - пенополиуретан |
Кг |
ориентировочно |
6 |
Балки ЛВЛ |
Метры |
ориентировочно |
Таблица Технического задания не содержит указания на номер материала либо указания, на то, что понимать под "ориентировочно".
Помимо изложенного, требования к конкретным показателям, которые необходимо указать участнику в заявке в соответствии с описательной частью технического задания, Заказчиком никак не систематизированы и представлены в ином порядке, чем приведены в таблицах технического задания.
Описание подобным образом объекта закупки не является объективным, так как не позволяет участнику в полной мере определить требования к используемым товарам и составить заявку надлежащим образом, а также четко и безошибочно определить требования к параметрам, указанным в техническом задании, кроме того требует как трудовых, так и временных затрат от участника закупки, в связи с тем, что порядок указания конкретных показателей не соответствует порядку этих показателей в техническом задании.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что необъективное описание объекта закупки, могло привести к возникновению у участников закупки ошибок при заполнении и формировании своих заявок, так как участники не смогли определить в каких случаях какое значение показателя должно быть указано.
Пунктом 1.19 Технического задания Заказчик установил, что применяемая система контроля качества за выполненными работами должна соответствовать требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ( ISO 9001-2001).
Между тем, на территории Российской Федерации прекращено применение данного ГОСТа.
Вышеописанные действия Заказчика, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию (пункт 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)") (далее - Рекомендации).
Согласно извещения предметом аукциона является "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки".
Согласно раздела 6 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об аукционе, при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчик применил метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (часть 2 статьи 22 Закона о контрактной системе).
В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (пункт 3.19 Рекомендаций).
Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 9 статьи 22 Закона о контрактной системе).
Аналогичное положение содержится в пункте 6.1 Рекомендаций.
Принимая во внимание тот факт, что предмет аукциона определен как выполнение работ по созданию объекта капитального строительства, Комиссия пришла к выводу об отсутствии у Заказчика оснований определять начальную максимальную цену контракта на основании информации о рыночных ценах на данный вид работ: такие сведения не позволяют установить окончательную стоимость затрат на выполнение строительных работ.
Исходя из вышеизложенного, определение начальной (максимальной) цены контракта путем применения метода сопоставимых рыночных цен не соответствует требованиям части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе, пункту 6.1 Рекомендаций.
3. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Изучив проект контракта, Комиссия установила, что пункты 7.2.3 и 7.3.3 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе, содержат следующие условия:
В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Договором, Поставщик вправе взыскать с Заказчика неустойку (штраф) в виде фиксированной суммы, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 в размере 2,5 процентов от цены Договора, что составляет _____________ рублей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Договором, Поставщик выплачивает Заказчику неустойку (штраф) в виде фиксированной суммы, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, в размере 10 процентов от цены Договора, что составляет_____________ рублей.
Комиссия считает, что данные условия не соответствуют вышеуказанным требованиям, учитывая следующее:при цене контракта, превышающей три миллиона рублей, размер штрафа должен составлять 2% и 5% (при начальной (максимальной) цене контракта 6 000 000,00 руб.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не был установлен порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил, что нарушает части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункта 13 раздел II Информационной карты документации об Аукционе установлены избыточные требования, например, такие как: "декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7,7.1,9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О договорной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к участниками закупки товаров, нарушают часть 6 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. По смыслу пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.
Однако данной информации в документации об электронном аукционе не имеется.
Следовательно, Заказчик нарушил требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. При проведении внеплановой проверки выявлены иные нарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию:
- о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
- дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона.
Однако пункты 14,15, 16 Технического задания аукционной документации на содержат данные требования.
Таким образом, государственным заказчиком нарушены требования части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия ФГБУ "Государственный природный заповедник "Остров Врангеля" при проведении электронного аукциона "Работы строительные по строительству гражданских сооружений, не включенные в другие группировки", извещение N 0388100001517000011 обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5 и 8 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 64, части 3 статьи 22, частей 2 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Чукотского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
_________________________ Е.В. Лепёхин
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 25 августа 2017 г. N 97/01-47/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2017