Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Куваева А.Ю. (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту дорог общего пользования регионального значения г. Санкт - Петербурга в рамках реализации адресной программы ремонта дорог на 2016 год по целевой статье "Расходы на ремонт автомобильных дорог" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы. Лот: Южные административные районы г. Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002516000096) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа неправомерно объединивших в один предмет закупки ремонт дорог общего пользования регионального значения г. Санкт - Петербурга, расположенных в разных административных районах Санкт-Петербурга, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 011 134 889, 25 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 28.07.2016.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение ремонт дорог общего пользования регионального значения г. Санкт - Петербурга в рамках реализации адресной программы ремонта дорог на 2016 год по целевой статье "Расходы на ремонт автомобильных дорог" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на 2016-2018 годы. Лот: Южные административные районы г. Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга.
В соответствии с документацией об Аукционе, работы необходимо выполнить в следующих районах Санкт-Петербурга: Адмиралтейский, Колпинский, Московский, Пушкинский, Центральный, Фрунзенский.
На Заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что производится ремонт дорог по данным округам, входящие в состав Южного административного района Санкт-Петербурга, в соответствии с распоряжением Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от 15.06.2016 N 201-р "О внесении изменений в распоряжение Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от 02.02.2016 N 35-р", а также, что Заказчиком действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что работы, являющиеся объектом закупки ограничивает количество участников закупки, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктами 4.2.7., 5.7, 6.2.15, 7.13 документации об Аукционе, установлены основания для признания Аукциона несостоявшимся.
В соответствии с пунктом 8.1.2. проекта государственного контракта документации об Аукционе, в случае, если судебные акты или обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию Контракта, действуют более чем тридцать дней, электронный аукцион признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются победителю аукциона в течение пяти рабочих дней с даты признания электронного аукциона несостоявшимся.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено неправомерное требование в проекте государственного контракта о признании Аукциона несостоявшимся в связи с судебными актами или обстоятельствами непреодолимой силы, препятствующие подписанию Контракта, что нарушает часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией установлено, что в приложении N 2 документации об Аукционе "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным Заказчиком требованиям", например (аналогичные требования к описанию также установлены в отношении иных товаров), предусмотрено следующее:
"температура горячей плотной асфальтобетонной смеси при отгрузке - 145 °C; зерновой состава минеральной части смеси. Содержание зерен размерами мельче 0,071, 0,160, 0,315, 0,63,1,25, 2,5, 5, 10 мм; пористость минеральной части - 22%; остаточная пористость 2,5 % по массе, 5,0 % по массе; водонасыщение образцов, отформованных из смеси - 1,5-4,0; предел прочности при сжатии при температуре 50 °C - 1,2 Мпа, предел прочности при сжатии при температуре 20 °C, предел прочности при сжатии при температур 0 °C - 12 Мпа, водостойкость при длительно насыщении - 0, 75, сдвигоустойчивость по коэффициенту внутреннего трения - 0, 80, сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °C - 0, 36 Мпа, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °C и скорости деформирования 50 мм/мин - 3,0-6,5 Мпа, удельная эффективная активность естественных радионуклидов для минерального порошка (приготовление горячей асфальтобетонной смеси песчаной типа Г марки II) - 740 Бк/кг, Глубина проникания иглы ПБВ для приготовления ЩМА-20: при температуре 25 °С, при температуре 0 °С; Полные остатки на контрольном сите с диаметром отверстий 1,25D при рассеве щебня, используемого для приготовления ЩМА-20 на ПБВ-60; Предел прочности при сжатии горной породы в сухом состоянии и тп.".
Согласно инструкции по заполнению заявок документации об Аукционе, при заполнении заявок на участие в Аукционе, участникам закупки необходимо предоставить сведения в соответствии с ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" (далее - ГОСТ 31015-2002).
Вместе с тем, согласно пункту 6.2 ГОСТ 31015-2002 приемку смесей производят партиями. При приемке партией считают количество смеси одного вида и состава, выпускаемое предприятием на одной смесительной установке в течение смены, но не более 1200 т.
При отгрузке партией считают количество смеси, отгружаемое одному потребителю в течение смены.
В соответствии с пунктом 6.4. ГОСТ 31015-2002 для проведения приемосдаточных испытаний отбирают в соответствии с ГОСТ 12801 две пробы от партии, при этом отбор проб осуществляют из расчета получения одной объединенной пробы не более чем от 600 т смеси, и определяют температуру смеси, содержание вяжущего и зерновой состав минеральной части.
Если сменный выпуск смеси не превышает 600 т, то для отобранной пробы дополнительно определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.
Если сменный выпуск смеси превышает 600 т, то для первой и второй, а затем для каждой второй пробы определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.
Согласно пункту 6.5 ГОСТ 31015-2002 периодический контроль качества смеси осуществляют не реже одного раза в месяц и при каждом изменении материалов, используемых для приготовления смеси.
В соответствии с пунктом 6.7 ГОСТ 31015-2002 6.7 каждую партию отгружаемой смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты приемосдаточных и периодических испытаний, в том числе:
- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
- номер и дату выдачи документа;
- наименование и адрес потребителя;
- номер заказа (партии) и количество (массу) смеси;
- вид смеси;
- температуру смеси;
- показатель устойчивости к расслаиванию;
- сцепление битума с минеральной частью смеси;
- водонасыщение;
- пределы прочности при сжатии при температуре 50 °С и 20 °С;
- пористость минеральной части;
- остаточную пористость;
- водостойкость при длительном водонасыщении;
- показатели сдвигоустойчивости;
- показатель трещиностойкости;
- однородность смеси;
- удельную эффективную активность естественных радионуклидов;
- обозначение настоящего стандарта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 2 документации об Аукционе "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Куваева А.Ю. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом при проведении Аукциона не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано по делу от 25.07.2016 N К-1174/16.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 25.07.2016 по делу N К-1174/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июля 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2016