На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "ГидроСпецПром" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - Аукционная комиссия), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" от имени Заказчика на основании части 6 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системы), (далее - Уполномоченный орган) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Варфоломеевский группой водопровод,Саратовская область. (строительство). Магистральные водоводы в Алгайском районе. Водопровод речной воды В7 от НС Новоузенская до хут.Монахов и хут.Копанистый (номер извещения 0360100011816000027) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.05.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 56 508 686 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 12 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 12 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 03.06.2016;
6) победителем Аукциона признано ООО "Средневолжская строительная компания" с минимальным предложением о цене контракта 48 580 580 рублей.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также в соответствии с пунктом 2 приложением N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 документами, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям является копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе
Согласно извещению о проведении Аукциона от 13.05.2016 NИИ 1 и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ объекта капитального строительства.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.06.2016 N 0360100011816000027-3 Аукционная комиссия признала вторую часть заявки участника закупки с порядковым номером "10" (Заявителя) не соответствующей требованиям документации об Аукционе по следующему основанию: "Непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 5 ст.66 44-ФЗ: - п.3 ч.2 ст.31 44-ФЗ, - подпункт "б" подпункта 2 пункта 14.1 документации об электронном аукционе, - в составе второй части заявки не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя не содержит копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям, установленным документацией об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации N 99 в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В разделе 14.2 документации об Аукционе установлено:
"Если в таблице "Используемые материалы (товары). Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)" Приложения N1 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" значение показателей используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом контракта, товара является минимальным (не менее, от), максимальным (не более, до), сопровождается словами "не менее" участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "не менее".
В разделе "Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)" документации об Аукционе, в том числе установлено по позиции N 1:
"Труба ПЭ 100 SDR 11-110 "питьевая" - Труба напорная из полиэтилена хозяйственно-питьевого назначения ГОСТ 18599-2001: Минимальные значения показателей: Максимальное рабочее давление воды при 20 °С, МПа - не менее 0,1; Номинальная толщина стенки, мм - не менее 10. Значения показателей, которые не могут изменяться. Наружный диаметр, мм - 110".
Согласно ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" в таблице 4 "Размеры и максимальные рабочие давления труб из полиэтилена ПЭ 100", в том числе установлено:
"SDR 11 - Максимальное рабочее давление воды при 20 °С, Мпа: 1,6
SDR 13,6 - Максимальное рабочее давление воды при 20 °С, Мпа: 1,25
SDR 17 - Максимальное рабочее давление воды при 20 °С, Мпа: 1".
Таким образом, согласно положениям инструкции документации об Аукционе и разделу "Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)", участник закупки может указать максимальное рабочее давление воды при 20 °С, Мпа любое значение выше 0,1 что будет соответствовать техническим характеристикам в том числе трубы ПЭ 100 SDR 13,6 и SDR 17 установленным в ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия". Вместе с тем, Заказчиком установлено требование об использовании при выполнение работ трубы ПЭ 100 SDR 11-110 максимальное рабочее давление воды при 20 °С которой, согласно вышеуказанному ГОСТ, соответствует значению 1,6.
По аналогичному основанию установлены противоречивые требования к товарам по позициям N 2, N 8, N 9, N 10, N 11 в разделе "Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)" документации об Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к товару вводят участника закупки в заблуждение.
Таким образом, Уполномоченный орган установил противоречивые требования к товару по позициям N 1, N 2, N 8, N 9, N 10, N 11 в разделе "Функциональные, технические и качественные характеристики материалов (товаров)" документации об Аукционе.
Указанные действия Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данное нарушение Закона о контактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку все участники закупки допущены к участию в Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 03.06.2016 N К-894/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 июня 2016 г. N ВП-313-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2016