Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии: |
Н.С. Ивановой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
членов Комиссии:
с участием представителей: |
Ю.К. Быстровой
М.В. Мельникова
|
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
Заказчика - ФГКУ "Войсковая часть 2442"
Заявителя - ООО "Энергострой" |
А.Н. Галинского Н.А. Бирюкова
А. Ю. Сирык |
представителя по доверенности; представителя по доверенности,
представителя по доверенности, |
рассмотрев жалобу ООО "Энергострой" (вх. N 5077 от 25.08.2017) (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 2442" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона (извещение N 0335100014517000047) на выполнение работ по сносу здания и благоустройству земельного участка (далее - Аукцион).
и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 25.08.2017 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что требование о наличии у участника закупки действующей лицензии, выданной органами ФСБ России, на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну завышено, ограничивает возможный состав участников закупки, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, проведение работ по сносу здания и благоустройству земельного участка не является законным основанием для установления в документации требования о наличии указанной лицензии. В здании, подлежащем сносу, не могут находиться помещения, где должен обеспечиваться режим сохранения сведений, составляющих государственную тайну, а, следовательно, такое требование неправомерно.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик считает, что при формировании документации об Аукционе им не допущены нарушения действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в качестве одних из требований к участникам закупки, было установлено:
- наличие у участника закупки лицензии "О праве доступа к работам на объектах, сведения о которых составляют государственную тайну".
При этом, пунктами 22, 104 Указа Президента РФ от 30.11.1995 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (далее - Указ N 1203) и частью 1 статьи 5 Закона РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) установлено, что государственную тайну составляют сведения о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, сведения, раскрывающие методы, средства, организационные, технические или иные меры, направленные на обеспечение режима секретности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.
Учитывая, что при выполнение работ по сносу зданий и благоустройству земельного участка, исполнитель по государственному контракту выполняет работы на закрытом военном городке и получает выше перечисленную информацию отнесенную к государственной тайне, считает установленные требования о наличии у участников закупки лицензии "О праве допуска к работам на объектах, сведения о которых составляют государственную тайну" не противоречащими требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Соответственно, требование о предоставлении копии лицензии, подтверждающей указанное выше право, не противоречит указанному закону.
Наименования документов устанавливающих требования о наличии лицензии, выданной органами ФСБ России, на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну в соответствии с Законом о государственной тайне опубликованию не подлежит.
Требование наличия у сотрудников исполнителя по государственному контракту справки формы 8 (справка о допуске к работам на объектах, сведения о которых составляют государственную тайну) также направлено на реализацию соответствия требованиям законодательства РФ о государственной тайне.
Кроме того абзац 1 статьи 27 Закона о государственной тайне не определяет исчерпывающий перечень случаев, когда организации при выполнении работ необходимо иметь лицензию ФСБ, данный пункт определяет общее понятие по условиям допуска к государственной тайне.
В данной связи Заказчик считает свои действия законными, а жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
14.08.2017 Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона (N0335100014517000047) и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 632 097,00 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме этого, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п. 6 части II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе (далее - ИК) установлены требования к участникам закупки:
1) Участник закупки обязан иметь в наличии действующую лицензию, выданную органами ФСБ России, на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну (основание: ст.ст.17, 27 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне").
Срок окончания действия указанной лицензии должен превышать срок окончания работ по государственному контракту не менее чем на 30 (тридцать) календарных дней.
В требованиях к составу и содержанию второй части заявки в документации об Аукционе (пункт 18 ИК) для подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, Заказчиком установлены требования о предоставлении копии (скана) действующей лицензии, выданной органами ФСБ России, на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну. Срок окончания действия указанной лицензии должен превышать срок окончания работ по государственному контракту не менее чем на 30 (тридцать) календарных дней.
Согласно статье 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 указанного Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии со ст. 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона о государственной тайне государственную тайну в военной области составляют сведения:
- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
- о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
- о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
- о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта являются работы по сносу здания и благоустройству земельного участка, включающие в себя, в том числе, перевозку грузов 1 класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 5 т на расстояние до 35 (на объект Заказчика) (п. 6 Технического задания документации об аукционе).
Пунктом 1.1 проекта контракта определено, что Подрядчик принимает на себя обязательство качественно и в срок выполнить работы по сносу здания и благоустройству земельного участка (далее - работы) Заказчика, расположенного по адресу: Российская Федерация, Калининградская область, Озерский район, г. Озерск, пер. Пограничный, д. 3 (далее - объект), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его на условиях Контракта.
Пунктом 1.2 проекта контракта установлено, что перечень и объем работ, являющихся предметом Контракта, указан в Техническом задании (приложение N 1 к Контракту). Выполняемые Подрядчиком работы должны соответствовать требованиям Рабочего проекта организации демонтажа строительных конструкций существующего здания, разработанного Подрядчиком в соответствии с Проектом организации демонтажа строительных конструкций существующего здания (приложение N 2 к Контракту).
Приложением N 1 к п. 1.2 государственного контракта "Техническое задание на выполнение работ по сносу здания и благоустройству земельного участка" документации об Аукционе (далее - ТЗ) установлен перечень работ:
1. Снос здания: разборка зданий методом обрушения;
2. Погрузка и вывоз строительного мусора автотранспортом, которые включают:
- погрузка при автомобильных перевозках мусора строительного с погрузкой экскаваторами;
- перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 40 км;
- резка металлических конструкций;
- погрузка при автомобильных перевозках стальных профилей крупных (балки, сваи, квадратная сечением более 40 x 40 мм, круглая диаметром более 40 мм, толстолистовая, тюбинги, швеллеры, шпунт металлический и т.п.);
- перевозка грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 5 т на расстояние до 35 км (на объект Заказчика).
3. Подвоз грунта:
-погрузка при автомобильных перевозках грунта растительного слоя;
-перевозка грузов I класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 15 км;
-грунт песчаный, супесчаный;
-засыпка траншей и котлованов;
-подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона с внесением растительной земли слоем 15 см механизированный способом;
-посев газонов вручную (Соответствие семян газонной травы________)
В ходе выполнения работ по предмету Контракта Подрядчику будет осуществлен доступ на объекты, являющиеся носителями сведений, составляющие государственную тайну в соответствии ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 г. N5485-1 "О государственной тайне", п.22 Указа Президента РФ от 30.11.1995 г. N1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", ФЗ N40 от 03.04.1995 г. "О федеральной службе безопасности".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, данным на заседании Комиссии, объект, на который будет вывозиться груз, является режимным; в соответствии с пунктами 22 и 104 Указа N 1203 сведения, раскрывающие средства, направленные на обеспечение режима секретности, а также сведения о защищенности и эксплуатации режимных объектов относятся к государственной тайне. Именно поэтому, для вывоза груза на режимный объект после сноса здания подрядчику и необходимо иметь лицензию ФСБ. При этом, в составе своей заявки на участие в аукционе Заявитель мог приложить лицензию ФСБ субподрядчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем правилом, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно локальной смете N 9 (локальному сметному расчету) на объект: проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства основной объем работ составляет снос здания, выполнение которого не требует специальных разрешений. При этом, согласно локальной смете N 9, стоимость перевозки грузов I класса автомобилями бортовыми грузоподъемностью до 5 т на расстояние до 35 км (на объект Заказчика, согласно техническому заданию), на которую требуется лицензия ФСБ, составляет около 0,1 % общей цены контракта.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что включение в объект закупки работ по вывозу грузов, имеющих незначительный объем от общего, но при этом требующих наличия действующей лицензии, выданной органами ФСБ России, на проведение работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, ограничивает количество потенциальных участников закупки, нарушает принцип обеспечения конкуренции, предусмотренный статьей 8 Закона о контрактной системе, и нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы Заказчика о возможности подачи участником закупки в составе своей заявки на участие аукционе соответствующей лицензии ФСБ у субподрядчика опровергается фактическим обстоятельствами дела, а именно положением пункта 6 ИК, согласно которому именно сам участник закупки обязан иметь в наличии действующую лицензию, выданную органами ФСБ России, на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энергострой" обоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное казенное учреждение "Войсковая часть 2442" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Федеральному государственному казенному учреждению "Войсковая часть 2442", аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.К. Быстрова
М.В. Мельников
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 31 августа 2017 г. N КС-204/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2017