Резолютивная часть оглашена
04.09.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Юла", ООО "Профит-плюс" (далее - Заявители) на действия МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по объекту: "Ремонт тротуара при автомобильной дороге "Клявлино-с.Клявлино, ул.Чапаевская" вдоль ул.Чапаевская от ул.Кооперативная до ул.Капралова ст.Клявлино Клявлинского района Самарской области" (извещение N 0142300015517000013, начальная (максимальная) цена контракта - 5 945 243,19 рублей) (далее-аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Юла", ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно доводам Заявителей в аукционной документации Заказчика установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению Заявителей включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Кроме того, ООО "Профит-плюс" считает, что в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, а именно химический состав материалов излишне детализирован.
Также, согласно доводам Заявителя ООО "Профит-плюс" Заказчик в аукционной документации ненадлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, тем самым нарушив Закон о контрактной системе.
Также, Заявитель ООО "Профит-плюс" считает, что Заказчик в проекте контракта не установил идентификационный код закупки, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Также, согласно доводам ООО "Профит-плюс" Заказчиком в проекте контракта неверно установлен срок оплаты выполненных Подрядчиком работ.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявители ООО "Юла", ООО "Профит-плюс" считают, что в аукционной документации Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
По мнению Заявителей включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации: "Сведения, предоставляемые участником закупки не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог". Значения показателей не должны допускать разночтений или двусмысленных толкований и не содержать слов "не более", "не менее", "от", "до", "или", "+/-", "в основном", "и другое", "ориентировочно", "возможность", "типа", "должен соответствовать", "должен быть" и т.п., то есть должны быть конкретными, за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара, с обязательным указанием в заявке ссылки, на то, что данные показатели указаны согласно сопроводительным документам на товар.
Показатели: условная вязкость, расход материалов, температура эксплуатации, фракции и их процентное содержание, время высыхания (схватывания, застывания, твердения), химический состав и массовые доли компонентов, укрывистость, циклы морозостойкости должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям заказчика и нормативно-технической документации".
В Приложении N 1 документации об электронном аукционе Заказчиком установлены Требования к применяемым товарам и материалам.
Однако, Инструкция по заполнению заявки участника не содержит требований по конкретизации характеристик компонентов товара, показателей товара, которые не могут быть определены на этапе подачи заявок.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам ООО "Профит-плюс" в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, а именно химический состав материалов излишне детализирован.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Все требования к товарам (материалам и оборудованию), которые необходимо использовать при выполнении работ, установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТами.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что описание материалов в обжалуемой части соответствует части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки. В то же время аукционная документация Заказчика не требует конкретизировать в заявках на участие в электронном аукционе химический состав материалов, температуры, влажности.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Профит-плюс" Заказчик в аукционной документации ненадлежащим образом установил срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, тем самым нарушив Закон о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 945 243,19 рублей.
Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0142300015517000013 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 14.08.2017 года, 15.08.2017 года в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения.
Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее, чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Дата и время начала подачи заявок - 14.08.2017 года в 10 часов 14 минут.
Дата и время окончания подачи заявок - 30.08.2017 года 10 часов 00 минут.
Антимонопольным органом установлено, что Заказчиком не продлен срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Заявитель ООО "Профит-плюс" считает, что Заказчик в проекте контракта не установил идентификационный код закупки, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комиссия Самарского УФАС России, изучив проект контракта Заказчика установила, что в проекте контракта не указан идентификационный код закупки, однако, Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика указывать идентификационный код закупки в проекте контракта.
Согласно доводам ООО "Профит-плюс" Заказчиком в проекте контракта неверно установлен срок оплаты выполненных Подрядчиком работ.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0142300015517000013 установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 2.4 проекта контракта аукционной документации определено, что оплата за выполненные Подрядчиком и принятые в порядке, предусмотренном п.6.1.Контракта работы, осуществляется путем перечисления денежных средств в безналичном порядке в валюте Российской Федерации (рубль) на расчетный счет Подрядчика в течение 30-ти дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), предоставления Подрядчиком справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и счета-фактуры (счета) по мере поступления средств из местного бюджета.
Окончательный расчет за выполненные и принятые Заказчиком работы производится не позднее 25.12.2017 г.
В связи с тем, что Закон о контрактной системе не содержит требование о содержании в проекте контракта, заключаемого с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязательного условия об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, в действиях Заказчика нарушение Закона о контрактной системе не установлено.
Вместе с тем, в целях недопущения нарушений при заключении контракта, Заказчику следует учесть требования части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Юла" необоснованной, жалобу ООО "Профит-плюс" частично обоснованной
2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3.Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 сентября 2017 г. N 1052-13060-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017