Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Черняка Г.Е. (далее также - податель жалобы) на действия заказчика - Муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБУК "Сельский Дом культуры п. Нидым"" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300044917000068, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 24.08.2017 поступила жалоба ИП Черняка Г.Е. на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ИП Черняка Г.Е. на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалоб ООО "Перспектива", ООО "НОВОСТРОЙ", ООО "Молот" (NN 1386, 1396, 1404 соответственно) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовал представитель заказчика Соболев Г.Ю. (доверенность от 03.03.2017, удостоверение личности).
Явку своих представителей с документами, подтверждающими полномочия, на вышеуказанное заседание Комиссии ООО "Перспектива", ООО "НОВОСТРОЙ", ИП Черняк Г.Е., ООО "Молот" не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В жалобе ООО "Перспектива" содержались следующие доводы.
1. Податель жалобы полагает, что в проекте контракта неправомерное установлено условие о подписании контракта в бумажном виде (пункт 12.6. проекта контракта), поскольку из положений Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронного аукциона контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями заказчика и победителя аукциона. Заключение контракта в бумажном виде в данном случае не предусмотрено.
2. Заказчик установил разные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, поскольку согласно проекту контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если исполнение контракта обеспечивается внесением денежных средств), составляет 10 (десять) дней, от даты принятия заказчиком всех выполненных работ подрядчиком, предусмотренных условиями контракта (пункт 8.9. проекта контракта).
В жалобе ООО "НОВОСТРОЙ" содержался довод о том, что в нарушение требований законодательства в составе размещённой документации об аукционе отсутствует проектная документация. В то же время проектная документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям, и у заказчика она имеется. Податель жалобы отметил, что отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
Из жалобы ИП Черняка Г.Е. следует, что заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Податель жалобы считает, что заказчиком установлены требования к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям аукционной документации и соответствующему стандартам значения показателей. Кроме того, заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Такие нарушения, по мнению ИП Черняка Г.Е., допущены заказчиком при описании требований к товарам пункта 48 "Арматурная сталь круглая горячекатаная для армирования железобетонных конструкций периодического профиля либо гладкого", пункта 52 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные", пункта 33 "Проволока сварочная легированная диаметром 4 мм", пункта 18 "Гвозди толевые круглые" Приложения N 1 к документации электронного аукциона.
Из жалобы ООО "Молот" следует, что заказчиком установлены требования к товарам в противоречие указанным заказчиком ГОСТам, что не позволяет представить достоверные сведения в составе первой части заявки и определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. Такие нарушения, по мнению ООО "Молот", допущены заказчиком при описании требований к товарам пункта 10 "Бруски обрезные хвойных пород", пункта 50 "Трубы стальные сварные водогазопроводныес резьбой короткой оцинкованные" Приложения N 1 к документации электронного аукциона.
С вышеуказанными доводами подателей жалоб заказчик не согласился на основании доводов, подробно изложенных в письменном возражении на жалобы, просил признать жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лица, допущенного к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБУК "Сельский Дом культуры п. Нидым".
На основании части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Комиссией установлено, что пункт 12.6 проекта контракта предусматривает следующее условие: "Настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны".
Единая информационная система в сфере закупок (далее - единая информационная система) - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 9 статьи 3 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Из смысла части 4 статьи 59 Закона о контрактной системе следует, что под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Статьей 60 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности документооборота при проведении электронного аукциона, а именно обмен документами и информацией, связанными с проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого участника, заказчика или оператора электронной площадки.
Процедура заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона регламентирована статьей 70 Закона о контрактной системе, которая предусматривает обмен документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика.
Вышеуказанная специфика заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона учтена заказчиком в пункте 35 аукционной документации.
Из буквального толкования содержания условия, предусмотренного пунктом 12.6 проекта контракта, однозначно не следует, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа на бумажном носителе. Следовательно, контракт по результатам проведения электронного аукциона подлежит заключению путем обмена документами и информацией, связанными с заключением такого контракта, между победителем такого аукциона и заказчиком через их размещение в единой информационной системе в форме электронных документов, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно такого победителя и заказчика, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе указано, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с указанными нормами Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 8.5. контракта установлено следующее положение "Способ обеспечения исполнения Контракта определяется Подрядчиком Контракта, самостоятельно".
Помимо указанного проект контракта содержит следующие условия:
8.6. В случае предоставления обеспечения Контракта в форме банковской гарантии, ее срок действия должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Для целей предоставления банковской гарантии устанавливается срок действия Контракта с даты заключения Контракта до "11" ноября 2017 года.
8.9. Срок возврата Муниципальным заказчиком Подрядчику денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта (если исполнение Контракта обеспечивается внесением денежных средств), составляет 10 (десять) дней, от даты принятия Заказчиком всех выполненных работ Подрядчиком, предусмотренных условиями Контракта.
Комиссия отмечает, что действующим законодательством не определены особые требования к сроку, на который должно предоставляться обеспечение исполнения контракта путем внесения денежных средств, однако срок возврата обеспечения, внесенного денежными средствами, должен быть установлен заказчиком в контракте.
Ввиду изложенного Комиссия не усматривает в действиях заказчика, установившего различные сроки действия обеспечения исполнения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта, нарушений законодательства о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В проекте контракта Комиссия установила наличие следующих положений:
1.1. Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту объекта: МБУК "Сельский Дом культуры п. Нидым" в строгом соответствии с проектной документацией (Приложение N 1 к Контракту), локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Контракту), графиком производства работ (Приложение N 3 к Контракту), которые являются неотъемлемыми частями настоящего Контракта, утвержденными Муниципальным заказчиком, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы по условиям данного Контракта.
4.1. Муниципальный заказчик обязан:
4.1.1. По предварительному письменному запросу Подрядчика до начала выполнения работ передать Подрядчику проектно-сметную документацию.
В то же время из содержания извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации следует, что объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: МБУК "Сельский Дом культуры п. Нидым". В пункте 6 аукционной документации заказчиком указано, что описание объекта закупки, а именно, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, наименование выполняемых работ и затрат, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работы, услуги установленным заказчиком требованиям указаны в Приложении N 1 и Приложении N 1.1. к документации электронного аукциона (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что оно содержит ведомость объемов работ и требования к материалам, используемым при выполнении работ: технические и качественные характеристики, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров для работ, установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что в указанном разделе аукционной документации заказчиком были изложены, исходя из своей потребности, требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Комиссией установлено, что пунктом 30 аукционной документации предусмотрены аналогичные вышеизложенным требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе. Таким образом, участникам закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежит предоставить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах. Заказчик при необходимости формирует функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, исходя из своей потребности.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Комиссия обращает внимание на то обстоятельство, что Закон о контрактной системе не вменяет обязанности заказчику в случае проведения закупки на выполнение ремонтных работ в предоставлении в составе аукционной документации проектной документации, подтверждающей описание объекта закупки (даже при ее наличии). В силу пункта 1 части 1 статьи 64 и статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при необходимости должен предоставить функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, установить объемы и содержание работ, а также перечислить материалы, используемые при производстве работ. Рассматриваемые требования установлены и перечислены заказчиком в Приложении N 1 и Приложении N 1.1. к документации электронного аукциона.
Таким образом, у участника закупки имеется возможность сформировать представление об объеме и характере работ, являющихся объектом закупки, а также о товарах и материалах, необходимых к использованию при выполнении указанных работ, и их показателях, соответствующих потребности заказчика, и подготовить соответствующее предложение в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Ввиду изложенного довод ООО "НОВОСТРОЙ" о неправомерности действий заказчика по невключению в состав размещённой документации об аукционе проектной документаций, признан Комиссией необоснованным.
Исследовав Приложение N 1 к документации электронного аукциона, Комиссия установила предъявление заказчиком в том числе следующих требований к товарам, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки (позиции 10, 18, 33, 48, 50, 52):
10. Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м. Толщина 100 мм., и более. Ширина 150-200 мм. Влажность древесины не более 22%, не менее II сорта. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не более 1250 мкм. ГОСТ 18288-87, ГОСТ 8486-86.
При этом согласно пункту 1 ГОСТ 18288-87 "Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения" стандартизованные термины с определениями приведены в таблице 1. В пункте 20 указанной таблицы 1 содержится следующее определение бруска: брусок - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины. Заказчиком же установлено требование к толщине бруска 100 мм и более.
18. Гвозди толевые круглые, диаметр стержня не менее 3,0 мм., длина не менее 40 мм., отклонение от соосности головки относительно стержня не более 0,5 мм., отклонения от круглости головок не более 1 мм., односторонний равномерный прогиб стержня гвоздя не более 0,5 мм. Диаметр головки гвоздя, не менее 6,0 мм. Высота головки гвоздя, не более 1,0 мм. Масса 1000 шт. не менее 1,5 кг. ГОСТ 4029-63.
При этом согласно ГОСТ 4029-63 "Гвозди толевые круглые. Конструкция и размеры" требованию заказчика "диаметр стержня не менее 3,0 мм., длина не менее 40 мм" удовлетворяют только гвозди размера 3,0х40 мм, так как это максимальный размер данного вида гвоздей по ГОСТ 4029-63. Минимальный размер диаметра головки гвоздя D равен 2,5 диаметрам стержня d (Dmin=2,5d), а минимальное значение высоты головки гвоздя h соответствует 0,25 диаметрам стержня d (hmin=0,25d). Таким образом, минимальное значение диаметра головки гвоздя 3х40 мм равно 7,5 мм (3*2,5 мм). Заказчиком же установлено требование к данному показателю "не менее 6,0 мм". А минимальное значение высоты головки гвоздя 3х40 мм равно 0,75 мм (3*0,25 мм), Заказчиком же установлено требование к данному показателю "не более 1,0 мм". Кроме того согласно ГОСТ 4029-63 теоретическая масса 1000 шт. гвоздей толевых 3,0х40 мм имеет приблизительное значение 2,230 кг. Заказчиком же установлено требование к данному показателю "не менее 1,5 кг".
33. Проволока сварочная легированная диаметром 4 мм. Предельное отклонение для проволоки, не более -0,24 мм. Поверхность проволоки должна быть чистой и гладкой, без трещин, расслоений, плен, закатов, раковин, забоин, окалины, ржавчины, масла и других загрязнений. ГОСТ 2246-70.
Из инструкции по заполнению заявки участниками электронного аукциона, содержащейся в пункте 36 аукционной документации, следует, что в случае установления заказчиком максимальных значений показателей (сопровождающихся словами "не более", "не больше", "до", "не выше", "не превышает", "", "не лучше", "не больше", "не позже") участнику закупки необходимо указать конкретные значения показателей (технических параметров), равные или меньшие значений, установленных настоящей документацией, за исключением случаев, когда в соответствии с техническими регламентами верхние значения не входят в значения включительно.
При этом согласно таблице 1 ГОСТ 2246-70 "Проволока стальная сварочная. Технические условия" проволока диаметром 4 мм имеет предельное отклонение "-0,16" мм (для проволоки, предназначенной для сварки (наплавки)) или "-0,12" мм (для проволоки, предназначенной для изготовления электродов)). Исходя из требования заказчика к предельному отклонению для проволоки "не более -0,24 мм", участник закупки не может указать значения по данному показателю, соответствующие ГОСТ 2246-70 ("-0,16" мм или "-0,12" мм), поскольку по правилу сравнения двух отрицательных чисел меньше то число, модуль которого больше. Исходя из указанного правила значения "-0,16" мм и "-0,12" мм больше, чем значение "-0,24 мм".
48. Арматурная сталь круглая горячекатаная для армирования железобетонных конструкций периодического профиля либо гладкого, класса А-I, либо A-II, либо А-III. Изготовленная в мотках или стержнях. Площадь поперечного сечения, см2, не менее 1,131, масса теоретическая 1 м профиля, кг, не более 2,470. Марка стали 35ГС, либо 25Г2С, либо 32Г2Рпс. ГОСТ 5781-82.
При этом согласно таблице 5 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" сталь класса А-I выпускается марок Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп; сталь класса А-II выпускается марок 18Г2С; Ст5пс; Ст5сп; сталь класса А-III выпускается марок 25Г2С; 32Г2Рпс и 35ГС. То есть требованию заказчика к марке стали "35ГС, либо 25Г2С, либо 32Г2Рпс" удовлетворяет только сталь класса А-III.
50. Трубы стальные сварные водогазопроводные с резьбой короткой оцинкованные. На поверхности труб не допускаются трещины, плены, вздутия и закаты. Трубы длиной не более 12 м и не менее 4 м. Диаметр условного прохода не менее 32 мм и не более 40 мм, толщина стенки не более 3,5 мм. Масса 1 м трубы, кг, не более 3,84 кг. Длина резьбы до сбега на более 15 мм. Толщина цинкового покрытия 150 мкм. ГОСТ 3262-75. ГОСТ 9.307-89
При этом согласно Таблице 4 ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические требования" длина резьбы до сбега труб с короткой резьбой и диаметром условного прохода 32 мм и 40 мм должна составлять 13,0 и 15,0 мм соответственно. Заказчиком же установлено требование к данному показателю "более 15 мм". Комиссия отмечает, значение предлога "на", используемого заказчиком при описании требования к рассматриваемому показателю, определить не представляется возможным.
52. Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Радиус закругления полок, мм, не более 1,8. Площадь поперечного сечения, см2, не более 5,69. Масса 1 м, кг, не более 4,47. Ширина полки, мм, не более 56. Толщина полки, мм, не более 5. ГОСТ 8509-93.
При этом согласно ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" уголки равнополочные с шириной полки (b) 56 мм имеют радиус закругления полок (r) 2,0 мм. Радиус закругления полок "не более 1,8" мм имеют уголки с шириной полки не более 50 мм. То есть требованию заказчика к радиусу закругления полок "не более 1,8" мм удовлетворяет уголки с шириной полки не более 50 мм.
При таких условиях значения, содержащиеся в аукционной документации, позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям ГОСТов, но, в свою очередь, соответствуют требованиям аукционной документации.
Таким образом, заказчиком установлены значения показателей товаров, не соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, вводящие участников закупки в заблуждение и позволяющие указать в заявке противоречащие положениям стандартов значения показателей, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того Комиссия обращает внимание на то, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
В то же время не представляется возможным на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе, не имея в наличии необходимый для выполнения работ товар, представить в первой части такой заявки конкретное значение показателя "Масса 1000 шт" для товара "18. Гвозди толевые круглые", поскольку значение такого показателя участник закупки может указать только исходя из справочного приложения "Теоретическая масса гвоздей" ГОСТ 4029-63, в котором "Масса 1000 гвоздей, кг" приведена со знаком "", что означает, что приведенные значения являются приблизительными, а не конкретными.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика при установлении требований к товарам, указанным в позициях 10, 18, 33, 48, 50, 52 Приложения N 1 к документации электронного аукциона, не соответствуют части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем жалобы ИП Черняка Г.Е., ООО "Молот" являются обоснованными.
Комиссия приняла во внимание тот факт, что на момент рассмотрения жалоб по существу аукционной комиссией заказчика были рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе, оформлен и размещен в единой информационной системе Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.08.2017. Изучив содержание указанного протокола, Комиссия выявила, что ни одна из поданных заявок не была отклонена аукционной комиссией заказчика от участия в электронном аукционе по причине предоставления несоответствующих требованиям аукционной документации сведений о товарах, указанных в позициях 10, 18, 33, 48, 50, 52 Приложения N 1 к документации электронного аукциона.
Кроме того, доказательства того факта, что ИП Черняк Г.Е., ООО "Молот" имели намерение принять участие в электронном аукционе у Комиссии отсутствуют. При этом указанные податели жалоб не воспользовались предоставленным Законом о контрактной системе правом и не направили заказчику запросы о даче разъяснений спорных положений аукционной документации, подали жалобы на действия заказчика в адрес Красноярского УФАС России в день окончания подачи заявок, кроме того не проявили интерес к рассмотрению Комиссией их жалоб по существу (на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу не явились, своих представителей не направили, ходатайств о проведении такого заседания в отсутствие их представителей при наличии уважительных причин невозможности явки в адрес Красноярского УФАС России не представили). Из указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП Черняк Г.Е., ООО "Молот" не были заинтересованы в участии в электронном аукционе.
Таким образом, выявленные нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе не повлияли и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
В связи с вышеуказанным, Комиссия приняла решение предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников не выдавать.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалоб по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат электронного аукциона.
4. Передать материалы по жалобе ИП Черняка Г.Е. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 августа 2017 г. N 1403
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2017