Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.А. Мироновой,
при участии представителей УМБУК "ДК "Звёздный": Д.В. Жихаревой, С.И. Грыу, а также в отсутствие представителей ООО "СТАРС-СТРОЙ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/43954/17 от 30.08.2017),
рассмотрев жалобу ООО "СТАРС-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия МБУК "ДК "Звёздный" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по выполнению ремонта кровли "ДК "Звёздный" (Закупка N 0348300514417000002) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N
МГ/43954/17 от 30.08.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционах, а именно, по товарам: п. 1 "Материал рулонный кровельный и гидроизоляционный": Теплостойкость материала; Разрывная сила в продольном и поперечном направлении; Потеря посыпки; п. 2 "Биполь": Водопоглощение в течение 24 ч; Теплостойкость материала; Масса вяжущего с наплавляемой стороны материала; Максимальная сила растяжения вдоль; п. 3 "Праймер битумный": Условная вязкость праймера битумного; Температура размягчения праймера; Время высыхания при 20°С; Цветки; п. 4 "Битумы нефтяные кровельные": Глубина проникания иглы при 25 °С; Температура вспышки; п. 5 "Плиты минераловатные на синтетическом связующем": Плотность плит; Теплопроводность при 25°С; Влажность плит; Разнотолщинность плит; п. 6 "Плиты минераловатные на синтетическом связующем": Плотность плит; Теплопроводность при 25°С; Влажность плит; Разнотолщинность плит; п. 7 "Смеси сухие цементно-песчаные": Максимальная крупность наполнителя; Объем износа; Водоудерживающая способность смесей, готовых к применению; п. 10 "Растворы строительные": Содержание золы-уноса; Средняя плотность затвердевших легких растворов в проектном возрасте; Подвижность растворов цементных; Наибольшая крупность зерен заполнителя; Средняя плотностьзатвердевших тяжелых растворов в проектном возрасте; п. 12 "Мастика приклеивающая холодная": Прочность сцепления мастики с бетонным и стальным основанием; Прочность сцепления мастики между слоями; Теплостойкость мастики; Расход мастики; п. 14 "Материал рулонный кровельный. Тип 1": Максимальная сила растяжения вдоль и поперек; Водопоглощение материала рулонного в течение 24 ч; Теплостойкость материала рулонного; п. 15 "Материал рулонный кровельный. Тип 2": Водопоглощение материала рулонного в течение 24 ч; Теплостойкость материала рулонного; Максимальная сила растяжения вдоль и поперек.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ, а также ТУ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. При этом, например, значение параметра "Глубина проникновения иглы при 25 °С" для товара по п.4 регламентирует п.3 "Проведение испытания" ГОСТ 11501-78 "Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что 08.08.2017 по делу N 2-57-9254/77-17 Комиссией Московского УФАС России рассмотрена жалоба на действия Заказчика, по результатам рассмотрения которой принято решение о признании жалобы обоснованной в части установления избыточных требований к товарам, в связи с чем Заказчику выдано предписание, согласно которому Заказчику предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 08.08.2017 N 2-57-9254/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком осуществлено внесение изменений в аукционную документацию без учета решения Московского УФАС России N 2-57-9254/77-17 от 08.08.2017.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены противоречивые требования к товарам, а именно к товару по п.9 "Керосин": "Область применения керосина: Керосин должен получаться путём перегонки или ректификации нефти, а также может получаться путем вторичной переработкой нефти. Керосин должен быть веществом умеренно опасным или малоопасным. Керосин может быть использован как сырьё для пиролитического получения"; "Степень воздействия на организм человека по ГОСТ 12.1.007: Должен быть не менее 4 и не более 3 класса", при этом, согласно Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки (далее - Инструкция): "В случае, если в Требованиях установлено "не менее 2 и не более 10", участник может указать либо 1 значение (например 3), которое одновременно удовлетворяет обоим условиям или предоставить 2 различных значения, при условии, что они оба удовлетворяют требованиям (например 3 и 7). Аналогично трактуются требования в виде (должен быть от 1 и до 4) - если возможно указание 1 значения, одновременно удовлетворяющего двум интервалам - это не будет служить основанием для отказа к допуску подобной заявки. В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку участнику закупки предоставить одно значение, удовлетворяющее обоим диапазонам, не представляется возможным, так как, если участник закупки предложит два значения "3-й - вещества умеренно опасные и 4-й - вещества малоопасные", которые будут удовлетворять требованиям Заказчика по параметру "Степень воздействия на организм человека по ГОСТ 12.1.007", то у участника закупки отсутствует возможность предложить значение, удовлетворяющее требованиям Заказчика по параметру "Область применения керосина", т.к. Заказчику требуется "Керосин должен быть веществом умеренно опасным или малоопасным", таким образом, участник закупки должен указать или опасное вещество, или малоопасное веществ.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 29.08.217 Заказчиком даны разъяснения положений Аукционной документации NРД8, согласно которым при описании требований к товару по п.9 произошла техническая ошибка, при этом, показатель "Степень воздействия на организм человека по ГОСТ 12.1.007" аукционной комиссией при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе учитываться не будет.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 установлены противоречивые требования к товару по п.9 "Керосин".
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности, к товару по п.5 "Плиты минераловатные на синтетическом связующем", при этом, в аукционной документации установлено требование о соответствии данного товара ТУ 5762-043-17925162-2006 "Теплоизоляционные минераловатные плиты Техно", разработанное ЗАО "ТехноНИКОЛЬ", при этом, в силу ст.33 Закона о контрактной системе Заказчиком необоснована необходимость использования ТУ 5762-043-17925162-2006 для соответствия предлагаемого товара требованиям аукционной документации, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также может повлечь ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТАРС-СТРОЙ" на действия МБУК "ДК "Звёздный" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п.2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Е.А. Миронова
А.С. Спирякова
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 сентября 2017 г. N 2-57-10625/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2017