Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СеверСтрой" на действия заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Козульская средняя общеобразовательная школа N2 имени Героя Советского Союза Дмитрия Константиновича Квитовича" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МБОУ "Козульская СОШN2 имени Д.К. Квитовича" (облицовка фасада, ремонт крыльца, ремонт отмостки)", на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300009317000070 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СеверСтрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: несоответствие аукционной документации требованиям Федерального Закона о контрактной системе.
В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Красноярским УФАС России, при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство, было принято решение об объединении рассмотрения жалобы ООО "СеверСтрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона и жалобы ООО "Альфа Тендер", ООО "АФК", ООО "Кем-Логистик", ООО "Корона", ООО "Сиббазисстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона, поступивших в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавших требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятых к рассмотрению по существу.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податели жалоб не обеспечили.
До рассмотрения жалоб от заказчика поступили пояснения и ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя заказчика.
Из содержания жалобы ООО "СеверСтрой" следует, что при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно заказчик в описании объекта закупки установил излишние требования к химическому составу и/или компонентам товаров, требующихся в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалоб не согласился, считая, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
С целью исследования документов предоставленных на рассмотрение жалобы, Комиссией был объявлен перерыв до 06.09.2017 года, 16 часов 45 минут.
После перерыва на заседании Комиссии в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податели жалоб не обеспечили.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт МБОУ "Козульская СОШN2 имени Д.К. Квитовича".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В частях 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик в пункте 26 информационной карты установил следующие требование к содержанию первой части заявки: "Первая часть заявки должна содержать: 1) Согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Из анализа аукционной документации следует, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара. При этом, Комиссией не установлен факт наличия в аукционной документации исключений, распространяющихся на случаи, если на момент заполнения заявки участник закупки не может знать конкретный показатель товара, поскольку такой показатель становится известным непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такой товар должен соответствовать).
При этом, Комиссия отмечает, что требование заказчиков предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства является требованием, влекущим за собой ограничение количества участников аукциона, поскольку принять участие в таком аукционе смогут только те лица, которые имеют в наличие товар с сертификатами качества, в которых указаны конкретные значения показателей, полученных при испытании определенной партии таких товаров.
Проанализировав аукционную документацию, Комиссия установила, что заказчик предъявляет, в том числе, следующие требования к товару, необходимому для использования в рамках выполнения работ, являющихся объектом закупки, например:
- пункт 2 "Проволока стальная" Вырывающая сила: не менее 0,80 кН, Срезающая сила: более 1,20 кН, Временное сопротивление разрыву.
- по пункту 5 "Пиломатериалы обрезные" в виде досок и брусков, предполагаемых к использованию при выполнении работ по монтажу опорных стоек для пролетов до 24 м. Согласно инструкции, заказчик требует указать конкретное значение количества и размеров по перечисленным в пункте N 5 допускаемым порокам древесины, таким как, сучки сросшиеся здоровые, трещины, прорость, покоробленность и т.д.
Согласно ГОСТ 6564-84 пиломатериалы и заготовки принимают партиями. Каждый пиломатериал в партии может иметь разное количество и размер пороков древесины, не превышающее значений, установленных ГОСТом.
- в пункте пункта N 13 Заказчиком установлены требования об указании конкретных значений дефектов кирпичей, используемых для кладки стен кирпичных наружных простых при высоте этажа до 4 м в количестве 0,2 м3.
- пункт 8 "Краски водно-дисперсионные": Массовая доля нелетучих веществ не менее 52 но не более 61%, Укрывистость высушенной пленки менее 211 г/м2, pH, единиц более 6 единиц, Стойкость пленки к статическо- му воздействию воды, при темпе- ратуре 20 оС более 11 ч, Морозостойкость краски не менее 5 циклов, Степень перетира менее 71 мкм, Время высыхания до степени 3 при температуре 20 оС не более 1 ч, Расход краски на один слой не более 200 г/м2, Эластичность пленки при изгибе не более 1 мм, Смываемость пленки краски менее 4.0 г/м2.
- и т.д.
Кроме того, анализ Приложения к техническому заданию позволил Комиссии по рассмотрению жалобы установить, что по иным товарным позициям (в том числе отраженным в доводах жалобы) заказчиком также предъявляются требования предоставить конкретные значения показателей, которые становятся известными непосредственно при испытании определенной партии товара после его производства (что, в том числе, следует из стандартов качества, которым такие товары должны соответствовать). Доводов подтверждающих обратное, со стороны заказчика представлено не было.
Ввиду изложенного, доводы жалобы, касающиеся вышеуказанных показателей товаров признаны Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная позиция Комиссии согласуется с позицией ФАС России, изложенной в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Решением Верховного Суда от 09.02.2017 N АКПИ16-1287 указано, что нарушение такого запрета, а именно установление заказчиком в документации, извещении о закупке не предусмотренных федеральным законом требований к описанию участниками закупки товаров, как правильно указано в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке, так как, по сути, влечет за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к такому участию.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим статьи 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 15 дней, начиная со дня выставления измененной документации о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 сентября 2017 г. N 1444
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.09.2017