Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителя Департамента торговли и услуг города Москвы: Е.В. Дубинец,
в отсутствие представителей ООО "КАШИН ГРУПП", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/44910/17 от 04.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "КАШИН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия Департамента торговли и услуг города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещения Департамента по адресу: Новотушинский проезд. д. 8А (СМП) (Закупка N 0173200023617000041) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 04.09.2017 N МГ/44910/17 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Средство биоцидное" установлены требования к характеристикам "Концентрация водородных ионов", "Массовая доля биоактивных компонентов: картоцид", "Массовая доля биоактивных компонентов: юглон";
- в п. "Грунтовка" установлены требования к характеристикам "Массовая доля нелетучих веществ", "Стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20 +/- 2) °C", "pH", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/-2) °C", "Степень перетира", "Условная вязкость при температуре (20,0 +/- 0,5) °C по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм", "Смываемость пленки";
- в п. "Акрилатный гель для инъектирования" установлены требования к характеристикам "Вязкость смеси", "Время реакции", "Полное отверждение", "Плотность при 20°C", "Прочность при растяжении", "Относительное удлинение при разрыве", "Модуль эластичности", "Степень набухания", "Адгезия к бетону", "Водонепроницаемость";
- в п. "Проникающая гидроизаляция" установлены требования к характеристикам "Расход", "Плотность раствора", "Жизнеспособность при 20°С и отн. вл. 50%", "Минимальная температура нанесения", "Предел прочности при растяжении", "Относительное удлинение при разрыве", "Адгезия к бетону", "Адгезия к металлу", "Способность перекрывать трещины (при толщине покрытия 2 мм)", "Водонепроницаемость: позитивное гидростатическое давление", "Водонепроницаемость: негативное гидростатическое давление", "Время схватывания при 20°С и отн. вл. 50%", "Технологический перерыв между слоями", "Потери давления";
- в п. "Раствор строительный тип 1" установлены требования к характеристикам "Водоудерживающая способность", "Расслаиваемость свежеприготовленных смесей", "Содержать золы-уноса", "Влажность сухих растворных смесей", "Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте", "Отклонение средней плотности раствора в сторону увеличения", "Марка вяжущего по прочности при сжатии в 28- суточном возрасте" "Расход вяжущего на 1 м3 песка", "Предел прочности вяжущего при изгибе и сжатии в возрасте 28 сут.", "Минимальный расход цемента в растворе на 1 м3 сухого песка", "Наибольшая крупность зерен заполнителя", "Удельная эффективная активность (Аэфф)", "Полный остаток на сите N 063", "Содержание зерен крупностью св. 10 мм", "Содержание зерен крупностью св. 5 мм", "Содержание зерен крупностью менее 0,15 мм", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках", "стойкость к химическому воздействию щелочей цемента", "Содержание вредных примесей: уголь", "Массовая доля влаги", "Массовая доля потерь при прокаливании (п. п. п.)", "Удельная поверхность", "Насыпная плотность", "Массовая доля оксида кремния Si02", "Массовая доля свободных щелочей (в пересчете на Na20 )", "Массовая доля оксида кальция СаО", "Индекс активности";
- в п. "Сетка штукатурная" установлены требования к характеристикам "Число проволок на 1 дм сетки", "Живое сечение сетки", "Масса 1 м2";
- в п. "Шпатлевка масляно-клеевая" установлены требования к характеристикам "Время высыхания до степени 3 при температуре (20+/- 2)°С", "Степень перетира", "Массовая доля нелетучих веществ", "Эластичность при изгибе", "Прочность при ударе на приборе У-1";
- в п. "Краски водно-дисперсионные" установлены требования к характеристикам "Массовая доля нелетучих веществ", "Условная светостойкость (изменение коэффициента диффузионного отражения)", "Время высыхания до степени 3 при температуре (20 +/- 2) °C", "Степень перетира", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды, при температуре (20 +/- 2) °C", "Укрывистость высушенной пленки";
- в п. "Раствор строительный тип 2" установлены требования к характеристикам "Расслаиваемость", "Водоудерживающая способность", "Средняя плотность, D, затвердевших растворов в проектном возрасте", "Влажность сухих растворных смесей", "Норма подвижности по погружению конуса", "Содержать золы-уноса", "Расход вяжущего на 1 м3 песка", "Предел прочности при сжатии в возрасте 28 сут.", "Начало, конец схватывания цемента", "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) в цементе", "Содержание зерен крупностью св. 5 мм", "Наибольшая крупность зерен заполнителя", "Удельная эффективная активность (Аэфф)", "Полный остаток на сите N 063", "Содержание зерен крупностью св. 10 мм, "Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм", "Содержание пылевидных и глинистых частиц", "Содержание глины в комках".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 9 заявок, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении заявок от участия в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам "Раствор строительный тип 1", "Раствор строительный тип 2", поскольку из аукционной документации Заказчика не представляется возможным установить количество данных товаров, применяемых при выполнении работ.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил и Комиссией Управления установлено, что количество указанных товаров, которое необходимо использовать при выполнении работ указано Заказчиком в локальных сметах, в том числе ведомости материалов, предусматривающей использование, в том числе товаров "Растворы цементно-известковые, марка 75", "Растворы цементные, марка 75".
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод жалобы, а также свидетельствующих о том, что положения аукционной документации не позволяют участникам закупки определить количество товаров "Раствор строительный тип 1", "Раствор строительный тип 2", применяемых при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении приложения к аукционной документации, в котором установлены требования к характеристикам применяемых при выполнении работ товарам, в виде двух отдельных документов, а также действия Заказчика, выразившиеся в размещении указанного приложения к аукционной документации в формате, создающем препятствия к формированию первой части заявки на участие в аукционе, а именно препятствующем осуществлению функций копирования фрагментов текста.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
П. 14 Правил установлено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации Заказчиком размещено Приложение N 1 к техническому заданию, содержащее требования к характеристикам применяемых товаров, сформированное автоматически Единой автоматизированной информационной системой торгов города Москвы в формате "pdf", который препятствует копированию фрагментов текста, в связи с чем для упрощения процедуры заполнения заявки Заказчиком также размещено Приложение N 1 к техническому заданию в формате "docx" идентичного содержания и позволяющее осуществить копирование и поиск фрагментов текста, что не противоречит положениям ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе и нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе при размещении приложения к аукционной документации, содержащего требования к применяемым при выполнении работ товарам указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. В своей жалобе Заявитель указывает на размещение в составе аукционной документации инструкции по заполнению заявки, не соответствующей типовой инструкции, принятой Межведомственной рабочей группой по проверке обоснованности заявленных потребностей с начальной (максимальной) цены контракта от 100 млн. рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, в частности, отсутствует указание на конкретные положения документации о закупке, которые, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки могут препятствовать формированию заявки на участие в аукционе, а также отсутствует указание на положения инструкции по заполнению заявки, которые, по мнению Заявителя, препятствуют определению участниками минимальных, максимальных значений показателей товаров, а также значений, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КАШИН ГРУПП" на действия Департамента торговли и услуг города Москвы обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: С.С. Бугримова
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 сентября 2017 г. N 2-57-10822/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017