Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Краснодарскому краю" при проведении электронного аукциона: "Выполнение капитального ремонта помещений поликлиники N1 ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю" (извещение N 0318100031717000201) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), несоответствующие ГОСТ. В п.28 требований к товарам (материалам) установлены избыточные требования. Кроме того, по п.33 требований к товарам (материалам) заказчиком указаны размеры плиты без привязки к определенным параметрам.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Краснодарскому краю" проводился электронный аукцион: "Выполнение капитального ремонта помещений поликлиники N1 ФКУЗ "МСЧ МВД России по Краснодарскому краю" (извещение N 0318100031717000201).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 834 375,56 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Приложении N 1 к разделу IV Описание объекта закупки установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
12 |
Доски обрезные хвойных пород |
Длина, м |
более 4,0 |
Номинальная ширина, мм |
любая по ГОСТ 24454-80 |
||
Номинальная толщина, мм |
менее 44 |
||
Сорт по ГОСТ 8486-86 |
II/III |
В соответствии с п.1. ГОСТ 24454-80 "Настоящий стандарт распространяется на обрезные и необрезные пиломатериалы хвойных пород и устанавливает требования к размерам пиломатериалов, используемых для нужд народного хозяйства и экспорта. Термины и определения пиломатериалов - по ГОСТ 18288".
Согласно ГОСТ 18288-87 "Доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины".
В соответствии с требованиями аукционной документации участнику закупки необходимо указать конкретное значение номинальной ширина доски.
Согласно ГОСТ 24454-80 номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины мм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
С учетом требований ГОСТ, номинальная толщина досок, требуемых заказчику, находится в диапазоне от 16 до 44 мм. При этом, номинальная ширина досок заказчиком не установлена.
В соответствии с положениями ГОСТ номинальная ширина досок находится в диапазоне от 75 до 275 мм. Таким образом, в соответствии с требованиями аукционной документации, участник имеет возможность предложить доски с характеристиками: номинальная толщина 44 мм и номинальная ширина 75 мм. При этом, пиломатериал толщиной 44 мм и шириной 75 мм не является доской. Для доски толщиной 44 мм ширина не может быть менее 88 мм.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Аналогичные требования к пиломатериалам, которые вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения, установлены заказчиком также по п.27 "Бруски обрезные хвойных пород".
В п.33 Приложения N 1 к разделу IV Описание объекта закупки заказчиком установлены следующие требования:
- Плита гигиеническая потолочная: Размер плиты, мм - 600х600х17.
Заказчиком при описании п.33 указаны размеры плиты без привязки к определенным параметрам.
В п.28 Приложения N 1 к разделу IV Описание объекта закупки заказчиком установлены следующие требования:
28 |
Раствор готовый кладочный цементный ГОСТ 28013-98 |
Марка по прочности на сжатие в проектном возрасте |
М100 |
Основное назначение |
кладочный |
||
Марка по подвижности |
Пк2/ Пк3 |
||
Содержание золы уноса, % |
не более 20% массы цемента |
||
Вяжущие материалы |
Цементы для строительных растворов ГОСТ 25328-82 |
||
Заполнитель |
Песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014 и/или зола уноса по ГОСТ 25818-91 |
Заявитель указывает, что заказчиком установлены требования к указанию в составе заявки точных характеристик сырья, из которого сделан товар.
Согласно ГОСТ 28013-98 Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента.
В качестве заполнителя следует применять:
- песок для строительных работ по ГОСТ 8736;
- золы-уноса по ГОСТ 25818;
- золошлаковый песок по ГОСТ 25592;
- пористые пески по ГОСТ 25820;
- песок из шлаков тепловых электростанций по ГОСТ 26644;
- песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов по ГОСТ 5578.
В инструкции по заполнению заявки указано: "В случаях, если требования к характеристикам товара указаны с использованием союза "и/или" участник может указать один из параметров товара (использовать союз "или) или перечислить все допустимые характеристики (использовать союз "и"). При этом участники должны учесть, что союз "и/или" не требует конкретизации и указывает на неизменные значения".
Заказчиком установлено требование к содержанию золы-уноса, при этом предоставляя возможность участника закупки использовать в качестве заполнителя зола-уноса.
Таким образом, заказчиком установлены требования к указанию участниками закупки точных характеристик сырья, используемого при изготовлении раствора.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Требование к указанию участником закупки в составе заявок показателей товаров, определяемых по результатам испытаний, нарушает требования ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В п.25 Приложения N 1 к разделу IV Описание объекта закупки заказчиком установлены следующие требования:
- Гипсокартон влагостойкий Knauf или эквивалент: Горючесть по ГОСТ 30244: Г1/Г2.
Согласно п.5.3 ГОСТ 30244-94 горючие строительные материалы в зависимости от значений параметров горючести, определяемых по методу II, подразделяют на четыре группы горючести: Г1, Г2, Г3, Г4 в соответствии с таблицей 1. Материалы следует относить к определенной группе горючести при условии соответствия всех значений параметров, установленных таблицей 1 для этой группы.
Группа горючести материалов |
Параметры горючести |
|||
Температура дымовых газов |
Степень повреждения по длине S_L, % |
Степень повреждения по массе S_m, % |
Продолжительность самостоятельного горения |
|
Г1 |
<=135 |
<=65 |
<=20 |
0 |
Г2 |
<=235 |
<=85 |
<=50 |
<=30 |
Г3 |
<=450 |
>85 |
<=50 |
<=300 |
Г4 |
>450 |
>85 |
>50 |
>300 |
Примечание - Для материалов групп горючести Г1-Г3 не допускается образование горящих капель расплава при испытании |
Заказчик не требует предоставления в составе первой части заявки конкретного либо неконкретного значения результата испытаний на горючесть материалов, а именно указания конкретных значений параметров температуры дымовых газов, степени повреждения по длине и по массе, продолжительности самостоятельного горения. При этом участник закупки обязан выполнить требования заказчика в части указания группы горючести материалов.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия нарушений п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Краснодарскому краю" нарушение п.1) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по Краснодарскому краю" (Единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по делу NЭА-2204/2017 от 05.09.2017 г, повторно предписание не выдавать.
4. Повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 5 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2017