Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И. Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика- Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал"- Нестреляй О.В. (доверенность N 469-ю от 13.09.2017 г.),Гончаровой Р.В. (доверенность N 468-ю от 13.09.2017 г.),
от уполномоченного органа- Комитета Ставропольского края по государственным закупкам- Обуховой А.Ю. (доверенность N 7 от 17.01.2017 г.),
от ООО " Гермес-СТ "- представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО " Гермес-СТ " на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченного органа- Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 ".
По мнению заявителя, действия заказчика при формировании аукционной документация не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили следующее:
Документация аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО " Гермес-СТ ", Комиссией установлено следующее:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
- По позиции "Бетон тяжелый" заказчиком установлено требование: "Морозостойкость не ниже F 150", а также установлено требование о соответствии ГОСТ 26633-2015.
При этом согласно указанному стандарту марки F 150 не существует.
ГОСТ 26633-2015 регламентируется:
- по позиции бетон тяжелый заказчиком установлено: "Класс прочности бетона на сжатие требуется В10 (М150), В15 (М200), В20 (М250), В25 (М350)_ Должен соответствовать ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
В соответствии с пунктом 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют: по прочности- на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120.
В приведенном заказчиком ГОСТ 26633-2015 данные значения (М150)__..(М350) отсутствуют, как и их характеристики.
- по позиции цемент заказчиком установлено: "По прочности на сжатие цемент должен быть марки 400 и/или 500_ Должен соответствовать ГОСТ 31108-2016 "Цемент общестроительный. Технические условия". Деление на марки ГОСТ 31108-2016 не предусмотрено. Таким образом, подготовить первую часть заявки не представляется возможным.
- по позиции арматура заказчиком установлено: "Требуется горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса: А-III (А400), диаметром, мм, 8, 12. Арматурная сталь должна быть из углеродистой и низколегированной стали марок 35ГС или 25Г2С или 32Г2Рпс". В соответствии с таблицей 5 ГОСТ 5781-82 арматурная сталь периодического профиля класса: А-III (А400) изготовляется из низколегированной стали марок 35ГС или 25Г2С или 32Г2Рпс. Углеродистая сталь в соответствии с ГОСТ 380-2005 для арматурной стали периодического профиля класса: А-III (А400) не применяется. Таким образом, заказчиком установлены противоречивые требования, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки использованы нестандартные показатели, при этом обоснование необходимости их использования аукционной документацией не предусмотрено, что, в свою очередь, является нарушением ст.33 Закона N44-ФЗ.
2.В позиции Цемент напрягающий установлены требования: "Линейное расширение в возрасте 28 сут, %, не более 1,5. Самонапряжение, МПа (кгс/см), не менее 2,0 (20)". Данные требования являются избыточными.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации,не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6.
С 01.07.2017 г. вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. При закупке любых работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства предусмотрены следующие требования к участникам закупки:
1) участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
2) участник аукциона - член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов (выбрать подходящие):
а) объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);
б) особо опасных, технических сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);
в) объектов использования атомной энергии;
3) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
4) совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
При этом, согласно п.2.1.1. аукционной документации:
"2.1.1. соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки: не установлено".
Таким образом, аукционная документация составлена без учета внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченного органа- Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 " установлены нарушения ч. 1 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64, Закона N 44-ФЗ при формировании документации.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО " Гермес-СТ " на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченного органа- Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 "- частично обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" нарушившим требования ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ .
3. Выдать заказчику - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченному органу- Комитет Ставропольского края по государственным закупкам - обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Заказчик:
Государственное унитарное предприятие
Ставропольского края
"Ставрополькрайводоканал"
355003, Ставропольский край,
г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 25
Уполномоченный орган:
Комитет Ставропольского края по государственным закупкам
пр. К.Маркса, 63, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355006,
Заявитель:
ООО " Гермес-СТ "
350000, Краснодарский край,
г. Краснодар, ул. им. Бабушкина, д. 252, помещ. 15, оф. 1
Заказчик:
Государственное унитарное предприятие
Ставропольского края
"Ставрополькрайводоканал"
355003, Ставропольский край,
г. Ставрополь, ул. Ломоносова, 25
Уполномоченный орган:
Комитет Ставропольского края по государственным закупкам
пр. К.Маркса, 63, г. Ставрополь, Ставропольский край, 355006,
Заявитель:
ООО " Гермес-СТ "
350000, Краснодарский край,
г. Краснодар, ул. им. Бабушкина, д. 252, помещ. 15, оф. 1
ПРЕДПИСАНИЕ N 629
по делу N РЗ-1738-2017 о нарушении законодательства о закупках
14.09.2017 года Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.
На основании своего Решения от 14.09.2017 года по делу N РЗ-1738-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО " Гермес-СТ " на действия заказчика - Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченного органа- Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 ", и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику- Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченному органу- Комитет Ставропольского края по государственным закупкам, устранить нарушения требований ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ , в связи с чем:
1. Документацию об аукционе в электронной форме N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 "- привести в соответствие с требованиями ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в аукционную документацию N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 ", путем размещения соответствующей информации на официальном сайте.
3. Протоколы, составленные при осуществлении закупки N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 "- отменить,
4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями 63, 65 Закона N 44-ФЗ.
Оператору электронной торговой площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" 117312, г. Москва, проспект 60-я Октября, д.9 info@roseltorg.ru:
1. Обеспечить возможность исполнения данного предписания, выданного комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок заказчику- Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал", уполномоченному органу- Комитет Ставропольского края по государственным закупкам.
2. Известить участников, подавших заявки на участие в данном аукционе о внесении изменений в аукционную документацию в электронной форме N 0121200004717000506 "Выполнение работ по капитальному ремонту зала фильтрации очистных сооружений ОСВ-50 тыс. м3 в сутки филиала ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Изобильненский "Райводоканал", расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Изобильный, Промзона, 6 ".
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Ю. Неботова
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 сентября 2017 г. N РЗ-1738-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2017