изготовлено в полном объеме 14 сентября 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе:
Нановой Т.А.-главного государственного инспектораотдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
Даниловой В.А.- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" (далее - ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ", заявитель, Общество): Паревский П.А. (представитель по доверенности)
от заказчикаМинистерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Минохраны природы РС (Я), заказчик): Леонтьев А.Р., Соловьева Е.А., Иванов И.П. (представители по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" на действия заказчикаМинохраны природы РС (Я), при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики (извещение N 0116200007915004386),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки,действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 года,
у с т а н о в и л а:
02сентября2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" на действия заказчика Минохраны природы РС (Я), при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики (извещение N 0116200007915004386).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 09 сентября 2015 года в 11 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Энергетическая компания ТРОЕЛ" жалобу поддержал в полном объеме.
29.05.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение N 0116200007915004386 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики.
17 июня 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом Госкомзакупок РС (Я) размещены изменения извещения N 0116200007915004386 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики, а также конкурсная документация.
29 июня 2015 года ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" посредством почтовой службы DHL express подало заявку на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома Арктической зоны республики (извещение N 0116200007915004386), при этом к заявке была приобщена копия платежного поручения от 29.06.2015 г. N2 на сумму 200 000,00 рублей с назначением платежа "Обеспечение исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома Арктической зоны республики, л/с 55078035227".
07 июля 2015 года ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" посредством электронной почты направило вместе с сопроводительным письмом копию платежного поручения от 06.07.2015 г. N3 на сумму 100 000,00 рублей с назначением платежа "Обеспечение исполнения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома Арктической зоны республики, л/с 55078035227".
10 июля 2015 года по результатам рассмотрения и оценки заявок в открытом конкурсе на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома Арктической зоны республики был составлен протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, в соответствии с которым, на основании пункта 25 части 1 статьи 93, было принято решение о заключении государственного контракта с единственным поставщиком - ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ".
22 июля 2015 года получено согласование Министерства финансов Республики Саха (Якутия) N105-15 на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Обществом с ограниченной ответственностью "Энергетическая компания "ТРОЕЛ".
23 июля 2015 года заказчик посредством электронной почты направил в адрес ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" проект государственного контракта с указанием проверить проект контракта, внести реквизиты и направить ответным письмом заказчику. При этом заказчиком в проекте контракта сумма 1 500 000,00 рублей была указана без учета налога на добавленную стоимость.
25 июля 2015 года ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" посредством электронной почты уведомило заказчика о внесении обеспечения исполнения государственного контракта в размере 300 000,00 рублей.
28 июля 2015 года ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" посредством электронной почты направило заказчику протокол разногласий N 1 к государственному контракту.
30 июля 2015 года ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" посредством электронной почты направило заказчику протокол разногласий N 2 к государственному контракту и письменное уведомление о прибытии 05.08.2015 г. представителя ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" в г. Якутск для подписания государственного контракта с заказчиком.
06 августа 2015 года заказчик посредством электронной почты направил ответ на протоколы разногласий к государственному контракту N1 и N2.
10 августа 2015 года заказчик попросил срочно подписать проект государственного контракта с указанием, что крайний срок подписания контракта истекает 11.08.2015 г. ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" направило скан-копию подписанного государственного контракта.
12 августа 2015 года на электронную почту ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" поступил протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения конкурса от 11.08.2015 г.
Указывает на то, что протокол признания участника уклонившимся от подписания контракта несостоятелен, ссылка на часть 3 статьи 54 Закона о контрактной системе недопустима, поскольку ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" не является участником конкурса, или его победителем, а является единственным поставщиком по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе. При этом контракт с единственным поставщиком заключается в срок не боле чем двадцать дней с момента получения согласования, предусмотренного пунктом 3 приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 г. N 189, таким образом протокол о признании единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта был составлен преждевременно.
Отмечает, что в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 г. N 189 обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должно содержать следующие информацию и прилагаемые документы:
1) дату и номер извещения об осуществлении закупки, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок;
2) копии протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);
4) копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.
Подчеркивает, что таким образом Минохраны природы РС(Я) было ознакомлено с доказательствами об обеспечении исполнения государственного контракта, в том числе с платежными поручениями N 2 от 29.06.2015 г. на сумму 200 000,00 рублей и N 3 от 06.07.2015 г. на сумму 100 000,00 рублей.
Просит обязать заказчика заключить государственный контрактна оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики.
В ходе рассмотрения дела представители Минохраны природы РС(Я) пояснили следующее:
29.05.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение N 0116200007915004386 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики.
17 июня 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом Госкомзакупок РС (Я) размещены изменения извещения N 0116200007915004386 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 000 000, 00 руб.
Датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе было установлено 07.07.2015 года. На участие в открытом конкурсе было подано 3 заявки.
Согласно протоколу и оценке заявок на участие в открытом конкурсе от 10.07.2015 года, соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, признана заявка ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ". На основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе открытый конкурс был признан несостоявшимся.
В связи с вышеизложенным, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт предполагалось заключить с единственным поставщиком ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ". Цена предложенная единственным участником составляет 1 500 000,00 руб., таким образом начальная (максимальная) цена контракта была снижена более чем на 25% (снижение цены контракта составило 62,5%).
22 июля 2015 года заказчиком было получено согласование Министерства финансов Республики Саха (Якутия) N105-15 на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ".
23 июля 2015 г. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе в адрес ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" посредством электронной почты был направлен проект контракта.
25 июля 2015 года на электронную почту заказчика поступило письмо об оплате 300 000,00 рублей, при этом в письмо была вложена скан-копия платежного поручения на сумму 100 000,00 рублей.
28 июля 2015 года от ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" на электронную почту поступил протокол разногласий N 1 к проекту контракта на оказание услуг по очистке от металлолома Арктической зоны Республики, предусматривающий изменение сроков действия контракт (до 30.03.2016 г.).
30 июля 2015 года от ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" на электронную почту поступил протокол разногласий N 2 к проекту контракта на оказание услуг по очистке от металлолома Арктической зоны Республики.
Поясняет, что в соответствии с Законом о контрактной системе, составление протокола разногласий, в случае проведения открытого конкурса, не предусмотрено.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направляется в контрольный орган в сфере закупок в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления указанного обращения. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования, то есть до 11.08.2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если участником предусмотрена выплата аванса).
06 августа 2015 года Минохраны природы РС(Я) направлен ответ на протоколы разногласий N1 и N2, поступившие от ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ".
10 августа 2015 года ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" направило на электронную почту заказчика скан-копию подписанного проекта государственного контракта.
11 августа 2015 года заказчиком принято решение о признании ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" уклонившимся от заключения контракта, в связи с неполучением на бумажном носителе подписанного со стороны ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" проекта государственного контракта, а также в связи с непредоставлением ООО "Энергетическая компания ТРОЕЛ" подтверждения обеспечения исполнения государственного контракта. Данный протокол не был опубликован на официальном сайте Российской Федерации по размещению заказов www.zakupki.gov.ru в связи с технической невозможностью прикрепления протокола о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
29 мая 2015 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг опубликовано извещение N 0116200007915004386 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики.
17 июня 2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом Госкомзакупок РС (Я) размещены изменения в извещение N 0116200007915004386 о проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики, а также конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 4 000 000, 00 руб.
07 июля 2015 года состоялась процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПВК1.
Согласно данному протоколу на участие в открытом конкурсе подано 3 (три) заявки:
- участник закупки N 01-20/3842 - ООО "ПРОМСНАБ";
- участник закупки N 01-20/4081 - ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ";
- участник закупки N 01-20/4191 - ООО "СЕВЕРВОСТОКСКРАП".
10 июля 2015 года состоялась процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, о чем составлен протокол N ПРО1.
Согласно указанному протоколу заявка участника закупки N N 01-20/4081 допущена к участию в открытом конкурсе, заявки участников закупки N 01-20/3842, N 01-20/4191 не допущены к участию в открытом конкурсе. Открытый конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 6 статьи 53 Закона о контрактной системе. По результатам конкурса должен быть заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
11 августа 2015 года заказчиком составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения конкурса.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики не заключен.
Комиссия антимонопольного органа признала жалобу ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" следует, что Минохраны природы РС(Я),нарушив процессуальные сроки заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), неправомерно составило протокол об уклонении единственного поставщика (подрядчика исполнителя) от заключения государственного контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе согласование заключения контракта в случае признания открытого конкурса несостоявшимся проводится в том числе при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования.
Материалами дела установлено, что согласование N105-15 на заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" было выдано Министерством финансов Республики Саха (Якутия) 22 июля 2015 года (исх.N 16-4-42/110).
Из вышеизложенного следует, что двадцатидневный срок с даты получения заказчиком согласования Министерства финансов Республики Саха (Якутия) истек 11 августа 2015 года, то есть последним днем для подписания проекта государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома Арктической зоны республики является 11 августа 2015 года.
Между тем, протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения конкурса заказчиком был составлен 11 августа 2015 года, следовательно, заказчиком был нарушен срок, предусмотренный пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, для заключения контракта.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 настоящей статьи, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что заказчик обязан передать участнику конкурса, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе, оригинал протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и проект контракта. Единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан подписать и передать заказчику оригиналы контракта в установленном количестве и передать их заказчику вместе с документами, подтверждающими предоставление обеспечение исполнения контракта. Заказчик подписывает контракт после получения всех экземпляров государственного контракта и документа по обеспечению исполнения контракта. С этого момента контракт считается заключенным.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика подтвердили факт поступления денежных средств от ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 300 000,00 рублей, а также изъявили желание заключить контракт с ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ", поскольку у заказчика имеется потребность в исполнении контракта по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома Арктической зоны республики.
Представитель ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" также подтвердил заинтересованность в заключении и исполнении вышеуказанного контракта.
В ходе рассмотрения дела представители Минохраны природы РС(Я) пояснили, что 23 июля 2015 года направили проект контракта победителю посредствомэлектронной почты.
Таким образом, в нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе проект государственного контракта не направлен надлежащим образом ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ".
Следовательно заказчиком нарушен порядок направления/вручения проекта контракта лицу, с которым предполагалось заключить контракт.
Таким образом единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) было представлено обеспечение исполнения контракта, заказчиком данный факт не оспаривается. Жалоба признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Энергетическая компания "ТРОЕЛ" на действия заказчика Министерства охраны природы РС (Я), при проведении открытого конкурса на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по очистке от металлолома территории Арктической зоны республики (извещение N 0116200007915004386)обоснованной.
2. Признать заказчика Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) нарушившим часть 12 статьи 53, пункт 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 сентября 2015 г. N 06-656/15т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.09.2015