На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника отдела рассмотрения жалоб в сфере размещения государственного оборонного заказа Управления контроля государственного оборонного заказа Игнатущенко П.П.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб в сфере размещения государственного оборонного заказа Управления контроля государственного оборонного заказа Панова М.И.,
главного государственного инспектора отдела рассмотрения жалоб в сфере размещения государственного оборонного заказа Управления контроля государственного оборонного заказа Морозовой В.Д.,
при участии представителей ФГКУ "4 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6897, Балашиха)" Колесникова С.С., Мирошниченко А.В., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ", ООО "НОВОСТРОЙ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены,
рассмотрев обращение ООО "НОВОСТРОЙ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГКУ "4 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (Войсковая часть 6897, Балашиха)" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "комплекс зданий военного городка (вторая очередь) войсковых частей 3111, 3472, г. Балашиха-15, Московская область", гарнизонный дом офицеров войсковой части 3111 (музей) (номер извещения 0348100053817000014) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения заседание Комиссии перенесено с 19.09.2017 на 22.09.2017.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к показателям закупаемых товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.08.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 51 267 640 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.09.2017;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что Аукционная комиссия Заказчика приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в Аукционе, его участником;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки, заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, так например: "Парафин твердый: Минимальная температура самовоспламенения не ниже 300 °С; Температура плавления 52-58 °С; Минимальная температура вспышки не ниже 160 °С. Растворы цементные тип 1: Содержание золы-уноса в растворной смеси, максимальное значение не более 20% массы цемента; Наибольшая крупность зерен заполнителя не более 2.5 мм; Содержание золы-уноса в растворной смеси, максимальное значение не более 20% массы цемента. Гвозди строительные: Угол заострения по граням не более 40°. Битум нефтяной строительный: Глубина проникания иглы при 25 °С 5...20; Температура размягчения по кольцу и шару 90-105 °С; Температура вспышки не ниже 240 °С. Растворы цементные тип 3: Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2.5 мм; Максимальное содержание золы-уноса в растворной смеси не более 20% массы цемента. Семена газонных трав: Содержание семян райграс однолетний в смеси не более 30; Содержание семян овсяница луговая в смеси не более 50; Минимальная всхожесть ежа сборная не менее 70; Содержание семян райграс пастбищный в смеси не более 50; Содержание семян мятлик луговой в смеси не более 10; Содержание семян овсяница красная в смеси не должна быть более 10; Содержание семян райграс многолетний в смеси должен быть до 30; Минимальная всхожесть райграс однолетний не ниже 75; Содержание семян тимофеевка луговая в смеси не должна быть >20; Минимальная всхожесть овсяницы луговой должна быть от 80; Содержание семян Овсяница тростниковая в смеси Должна быть не >20; Минимальная всхожесть овсяница красная не должна быть 65; Содержание семян фестулолиум в смеси Должен быть менее 40; Содержание семян ежа сборная в смеси не должна быть 20; Минимальная всхожесть райграс пастбищный Должна быть не менее 75; Минимальная всхожесть мятлик луговой Должен быть от 65".
При этом, к товарам установлено требование о соответствии ГОСТ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Разделом 3 "Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров" документации об Аукционе установлено, что: "Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме".
Вместе с тем, требование инструкции об указании конкретных значений по данным показателям противоречит положениям ГОСТ на соответствующие товары.
Комиссия приходит к выводу о том, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведений о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для преставления подробных сведений о нем.
На основании изложенного, установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не позволяет надлежащим образом заполнить такую заявку, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата и время начала подачи заявок - 24.08.2017 09:32, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.09.2017 09:00.
Таким образом, Заказчиком извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, что нарушает часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих предоставлению участниками в составе второй части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В пункте 2 документации об Аукционе установлено, в том числе что "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: участник закупки не является офшорной компанией".
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование ко второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС в плане-графике установлен идентификационный код: закупки 171500107715750010100100140004120413.
В извещении об Аукционе установлен идентификационный код закупки: 171500107715750010100100140014120413.
В документации об Аукционе, Заказчиком установлен идентификационный код закупки: 171500107715750010100100140144120413.
Таким образом Заказчиком в плане-графике, в извещении о проведении Аукциона и в документации об Аукционе указаны разные идентификационные коды закупки, что нарушает часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. В соответствии с частью 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта 51 267 640 руб.
Вместе с тем, в пункте 3 информационной карте документации об Аукционе указана начальная (максимальная) цена контракта 67 472 260 руб.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта указанная в документации об Аукционе, не соответствует начальной (максимальной) цене указанной в извещении об Аукционе, что нарушает часть 1 статьи 64 Закона контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 23, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 22.09.2017 N ПГОЗ-231/17, по настоящему решению предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 22.09.2017 N ПГОЗ-231/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Ведущий заседание Комиссии: П.П. Игнатущенко
члены Комиссии: М.И. Панов
В.Д. Морозова
Исп.: А.Ю. Сергеева
(499) 755-23-23 (090-126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2017