Резолютивная часть оглашена
20.09.2017 года г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Авангард" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт асфальтобетонного покрытия на тротуарах и посадочных площадках (извещение N 0142300048517000972, начальная (максимальная) цена контракта - 3 694 456 ,10 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Авангард" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт асфальтобетонного покрытия на тротуарах и посадочных площадках (извещение N 0142300048517000972).
Согласно доводам жалобы ООО "Авангард":
1. Пункты 2.4.3, 32, 35, 1.1.3 Аукционной документации вводят в заблуждение участников закупки.
2. Заказчиком установлены избыточные требования в части соответствия качества работ действующим стандартам.
3. Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу и показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.
4. В аукционной документации отсутствуют единицы измерения показателей, которые требуются Заказчику.
5. Заказчиком в аукционной документации установлено требование соответствия нормативным документам, утратившим силу.
6. В документации закупки отсутствует место выполнения работ.
Просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Согласно пункта 2.4.3 Общего порядка проведения электронного аукциона (далее - Общий порядок) "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "..." 5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов".
Пункт 2.4.3 входит в раздел 2 Общего порядка, регламентирующий общий порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе. Указанный пункт полностью воспроизводит положения части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и включает в себя полный перечень документов, возможных к предоставлению во второй части заявки.
Согласно пункту 1.2.2 Общего порядка "В случае, если Информационной картой документации об аукционе установлено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется только у субъектов малого предпринимательства или участник закупки должен являться социально ориентированной некоммерческой организацией, участник закупки в составе второй части заявки на участие в аукционе должен представить декларацию в произвольной форме о своем соответствии требованиям предъявляемым к субъектам малого предпринимательства или о том, что участник закупки является социально ориентированной некоммерческой организацией".
Извещением о проведении электронного аукциона (извещение N 0142300048517000972) преимущества и ограничения не установлены.
Следовательно, жалоба Заявителя в указанной части признается необоснованной.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Таким образом, указание на необходимость выполнять работы в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными нормами (при возможности) является не только правом, но и обязанностью Заказчика.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что описание закупки составлено в соответствии с требованиями технических регламентов и стандартов, при формировании заявки участник закупки должен предоставить конкретные показатели, соответствующие требованиям, установленным Заказчиком в аукционной документации.
3. В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Согласно аукционной документации:
Требования к товарам, используемым при выполнении работ | |||
N п/п |
Наименование товара, включая его товарный знак (его словесное обозначение (при наличии)) |
Наименование показателей товара и их значения |
Нормативная документация, которой должен соответствовать товар (при наличии) |
1 |
Асфальтобетонная смесь горячая песчаная плотная тип Д марка III |
Остаточная пористость свыше 2,5% до 5,0 % |
|
Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть, %: не более 22 | |||
Водонасыщение образцов, отформованных из смеси в диапазоне от 1,0 до 4,0 | |||
Предел прочности при сжатии, при температуре 50°С, МПа: не менее 1,1 | |||
Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин, МПа: не менее 2,5 не более 7,0. |
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе: "В случае, если перед наименованием показателя/группы показателей(в рамках одного предложения) находится фраза "В соответствии с требованиями ГОСТ <номер>" или "В соответствии с ГОСТ <номер>", или после описания показателя фраза "(ГОСТ <номер>)", (где выражение "<номер>" обозначает номер ГОСТа) это означает, что данный показатель/все показатели указанные в соответствующем предложении является диапазонным и в заявке должен быть приведен диапазон характеристик товара соответствующий описанию объекта закупки и требованиям ГОСТом для данного показателя, при этом если номер ГОСТа указан для товара в целом, то слова "ГОСТ" и/или указание на номер ГОСТа могут не приводиться".
Таким образом, данный довод Заявителя не находит своего подтверждения.
4. В приложении 3 к Описанию объекта закупки к асфальтобетонной смеси горячей песчаной плотной тип Д марка III установлено требование: "Водонасыщение образцов, отформованных из смеси в диапазоне от 1,0 до 4,0" в соответствии с ГОСТ 9128-2013.
Согласно пункта 4.1.10 ГОСТ 9128-2013 водонасыщение плотных асфальтобетонов из горячих смесей должно соответствовать указанному в таблице 5.
Таблица 5 ГОСТ 9128-2013 содержит указание на то, что все значения приводятся в процентах по объему.
Показатель водонасыщения для асфальтобетонной смеси плотного типа Д (для образцов, отформованных из смеси) согласно ГОСТ 1,0 - 4,0.
5. Пунктом 33 Приложения N1 к Описанию объекту закупки аукционной документации установлено, что качество работ должно соответствовать ВСН 37-84 Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ.
Согласно Общего порядка проведения электронного аукциона: "В случае если в закупочной документации содержатся ссылки на нормативные правовые акты, межгосударственные стандарты, утратившие силу, при подготовке заявки должен использоваться нормативный правовой акт, межгосударственные стандарт, действующие на момент подачи заявки".
Таким образом, согласно положениям аукционной документации, участник закупки при формировании заявки должен руководствоваться действующими на момент подачи заявки нормативными актами и государственными стандартами, то есть ОДМ 218.6.014-2014 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", действующим на момент подачи заявки.
Пунктом 7 Приложения N1 к Описанию объекту закупки аукционной документации установлено, что качество работ должно соответствовать ВСН 24-87 "Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог", утвержденные Минавтодором РСФСР от 29.06.88".
Учитывая корректное указание в документации на наименование инструкции, наименование органа, утвердившего данную инструкцию, дату ее утверждения, а также то, что Заявитель безошибочно идентифицировал требуемую инструкцию, свидетельствует о том, что данная опечатка не может вводить участников закупки в заблуждения относительно норм, применяемых при выполнении работ.
6. В пункте 10 Информационной карты в качестве места выполнения работ указана территория городского округа Самара.
Согласно пункта 1.1 проекта контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1) и условиями настоящего Контракта выполнить ремонт асфальтобетонного покрытия на тротуарах и посадочных площадках, расположенных на территории городского округа Самара. При этом пункт 1.3 предписывает выполнение работ Подрядчиком по заявке Заказчика.
Ввиду множественности объектов работы будут производиться по требованию заказчика на объектах, указанных в заявке в пределах городского округа Самара.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару, создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На участие в закупке подано 4 заявки, запросов разъяснений в адрес Заказчика не поступало.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Авангард" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 сентября 2017 г. N 1142-7207-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017