Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнега,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/47258/17 от 18.09.2017),
при участии представителя ФГБУ "УАЗ": В.Б. Кузьмина,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "УАЗ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания по адресу: город Москва, Брюсов переулок, дом 11 (Закупка N 0373100128317000008) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/47258/17 от 18.09.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 1 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282" установлены следующие требования:
- "диаметр стержня: должен быть 1,6 мм", "высота головки: должна быть не менее 0,7 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры", согласно которому высота головки гвоздя с диаметром стержня 1,6 мм должна быть не менее 0,96 мм;
- "диаметр стержня: должен быть 1,6 мм", "масса гвоздя: должна быть не более 4,33 г", "длина гвоздя 50/40 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому масса одного гвоздя с диаметром стержня 1,6 мм, длиной 50 мм не может превышать 0,791 г;
- "описание: должны быть строительные гвозди, с плоской или конической головкой, выполненные из стальной низкоуглеродистой проволоки повышенной или нормальной точности", "диаметр стержня: должен быть 1,6 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому гвозди с конической головкой производятся с диаметром стержня не меньшим 1,8 мм;
- в п. 3 "Олифа ГОСТ 190" установлены следующие требования:
- "Марка: Должна быть ПВ", "Изготовление: Может изготавливаться из льняного, конопляного, подсолнечного, соевого, сафлорового, кукурузного, виноградного, рыжикового масла, их смесей с возможной частичной заменой этих масел на заменители масла - светлые нефтеполимерные смолы", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 190-78 "Олифа оксоль. Технические условия", согласно которому из льняного и конопляного масел изготавливается олифа только марки В;
- "Марка: Должна быть ПВ", "Применение: Должна предназначаться для для изготовления масляных красок, готовых к применению или для разведения густотертых красок, применяемых для наружных или внутренних малярных работ, за исключением окраски полов", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("В случае, если одновременно используются символы "запятая" и "точка с запятой" либо другие знаки альтернативности, то приоритетным символом является запятая (например, если стоит требование А, Б; В, Д, Г то участник может указать "А и Б и Д и Г" или "А и В и Д и Г")") не соответствует ГОСТ 190-78, согласно п. 1 которого олифа предназначается для изготовления масляных красок, готовых к применению, и для разведения густотертых красок, применяемых для малярных работ внутри помещения, за исключением окраски полов;
- "Описание: Должна представлять из себя раствор оксидированного растительного масла и сиккативов в уайт-спирите, нефрасе, скипидаре", "Растворители: Должен быть нефрас (С4- 155/200 или С4- 150/200) или скипидар живичный", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями;
- "Класс опасности: должен быть 4", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 190-78, согласно п. 6.2 которого тара с олифой маркируется классом опасности 3;
- в п. 4 "Краска черная густотертая ГОСТ 6586" установлено требование "Цвет: Должна быть черная Должен находиться в пределах допускаемых отклонений, установленных образцами цвета", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку препятствует определению участниками закупки диапазона допустимых значений цвета краски, а также препятствует формированию предложения в заявке, при том, что в соответствии с положениями инструкции по заполнению заявки участников закупки не должны содержать слов "в пределах" и "допускается";
- в п. 11 "Резьбовое соединение ГОСТ 7805, ГОСТ 7798, ГОСТ 5927, ГОСТ 5915, ГОСТ 11371, ГОСТ 18123, ГОСТ 402, ГОСТ 1759.0, ГОСТ 24705" установлены следующие требования:
- "комплект: Соединение должно состоять из болта с шестигранной головкой класса точности А, шестигранной гайки класса точности В, шайбы плоской и шайбы пружинной. Все детали должны быть совместимы между собой", что, по мнению Заявителя, не соответствует наименованию товара, согласно которому применяемые болты должны соответствовать ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В", применяемые гайки ГОСТ 5927-70 "Гайки шестигранные класса точности А";
- "комплект: Все детали должны быть совместимы между собой", "шайба пружинная: номинальный диаметр крепежной детали: от 5 мм", "Болт: Номинальный диаметр резьбы болта: должен быть не менее 5 мм", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями, поскольку с учетом положений инструкции по заполнению заявки при выполнении работ не могут применяться шайбы пружинные с номинальным диаметром 5 мм, однако могут применяться болты с указанным номинальным диаметром, при этом данные изделия должны быть совместимы между собой;
- "Назначение: Основной сферой применения болта должны являться соединения, которые могут испытывать статические, циклические, ударные (динамические) нагрузки, должны быть с уменьшенной или обычной головкой", при этом, согласно наименованию данный товар должен соответствовать ГОСТ, распространяющимся на болты с обычной головкой;
- "высота развода концов шайб не шире: От 2 Не более 8 мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("Если в требованиях к диапазонному показателю указано "не шире", то необходимо указывать диапазон значений, максимальное значение которого не больше требуемого максимального значения, а минимальное значение не меньше требуемого минимального значения", "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" или "до", "от" и "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона, не включая крайние значения") является противоречивыми требованиями;
- "комплект: Все детали должны быть совместимы между собой", "Болт: Номинальный диаметр резьбы болта: должен быть не менее 5 мм", "Гайка: высота: Не менее 8,4 мм", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями, поскольку в соответствии с ГОСТ 5915-70 номинальный диаметр резьбы гаек высотой 8,4 мм должен быть 10 мм, в связи с чем такие гайки не могут быть совместимы с болтами с номинальным диаметром резьбы 5 мм;
- в п. 19 "Сталь листовая ГОСТ 14918" установлены следующие требования:
- "Описание: Должна быть оцинкованная. Должна быть изготовлена из углеродистой стали и должна быть обыкновенного качества. Должна быть общего назначения. Должна быть с узором кристаллизации либо без узора кристаллизации", "Группа: Должна быть ХП; ХШ; ОН; ПК", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия", согласно которому сталь общего назначения обозначется группой ОН";
- "Классы толщины цинкового покрытия: Должен быть П или 1; 2", "Толщина покрытия: Должна быть больше 16 менее 23 мкм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 14918-80, согласно которому толщина цинкового покрытия повышенного класса должны быть свыше 40 до 60 мкм включительно;
- "Длина листав в интервале: Требуется > 2312 но < 2553 мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("Если наименование показателя сопровождается словами "интервал", "в интервале", то необходимо указать диапазон значений, при этом указание конкретного значения не допустимо") является неправомерным положением, поскольку длина листа стали не может быть выражена в виде диапазона, а также является неправомерным требованием ввиду использования Заказчиком нестандартного показателя "листав";
- в п. 21 "Лента изоляционная прорезиненная ГОСТ 2162" установлены следующие требования:
- "Масса образца ленты: От 2 до 4,5 г", "Масса 1 м2 ленты: Должна быть более 200 г", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку Заказчиком установлены два различных требования к одной характеристики, а также поскольку из аукционной документации не следует каким образом определяется "образец" ленты;
- "Разрывная нагрузка: Не менее 4(4) кН/м (кгс/см)", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 2162-97 "Лента изоляционная прорезиненная. Технические условия", согласно котрому разрывная нагрузка ленты не должна быть меньше 6(6) кН/м (кгс/см);
- в п. 31 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, 283; ГОСТ 3282" установлены следующие требования:
- "описание: должны быть строительные гвозди, с плоской или конической головкой, выполненные из стальной низкоуглеродистой проволоки повышенной и нормальной точности", "диаметр стержня: должен быть 1,8 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63 в соответствии с которым не производятся гвозди с плоской головкой с диаметром стержня, превышающим 1,8 мм;
- "масса гвоздя: должна быть не более 4,33 г", "длина гвоздя: 32/40/50 мм", "диаметр стержня: должен быть 1,8 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому масса 1 гвоздя длиной 50 мм, с диаметром стержня 1,8 мм не должна превышать 0,967 г;
- "длина гвоздя: 32/40/50 мм", "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя: не должен быть более 1,0 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздей указанных длин не должен превышать 0,3 мм;
- "высота головки: должна быть не менее 0,7 мм", "диаметр стержня: должен быть 1,8 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому высота головки гвоздя с диаметром стержня 1,8 мм должна быть не менее 1,08 мм;
- в п. 13 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282" установлены следующие требования:
- "масса гвоздя: должна быть не более 4,33 г", "длина гвоздя 50/40 мм", "диаметр стержня: должен быть 2 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому масса 1 гвоздя длиной 50 мм с диаметром стержня 2 мм должна быть 1,19 г;
- "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя: не должен быть более 1,0 мм", "длина гвоздя: 50/40 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 4028-63, согласно которому односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздей указанных длин не должен превышать 0,3 мм;
- в п. 14 "Сталь листовая ГОСТ 19904, 19903" установлены следующие требования:
- "Вид проката стали: Холоднокатаная\ горячекатаная", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("Символы "," нужно трактовать, как союз "и", Если требования, прописанные перечислением с использованием символов "\" нужно трактовать как союз "или") является противоречивыми требованиями, поскольку ГОСТ 19904-90 "Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент" распространяется на листовой холоднокатаный прокат, ГОСТ 19903-2015 "Прокат листовой горячекатаный. Сортамент" распространяется на горячекатаный прокат;
- "Точность изготовления по толщине: АШ или БШ", "Точность изготовления по толщине: ВТ или AT", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку в соответствии с ГОСТ 19904-90 обозначение "АШ" и "БШ" применяются для описания точности изготовления проката по ширине;
- в п. 16 "Гвозди ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282" установлены следующие требования:
- "Диаметр головки в интервале От 2,8 до 7 мм", "Расстояние между перемычками (согласно указанному шагу и длине перемычки) интервал: От 2,375 до 3,565 мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("Если наименование показателя сопровождается словами "интервал", "в интервале", то необходимо указать диапазон значений, при этом указание конкретного значения не допустимо") является неправомерным требованием, поскольку диаметр головки гвоздя и расстояние между перемычками не могут быть выражены в виде диапазонного значения;
- "Указать условное обозначение используемых гвоздей согласно ГОСТ, 3 вида согласно требованиям ниже", что, по мнению Заявителя, препятствует определению участниками закупки диапазона допустимых значений показателя;
- "Длина перемычки примерно: Не менее 0,75 и до 0,95 мм", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявок ("Если в нормативной документации или Приложении к Технической части в показателях (характеристиках) указано слово "Примерно", необходимо указать диапазон, пределы которого могут варьироваться в интервале 5% от указанного значения заказчиком или нормативным документом, и не должно присутствовать в заявке участника в предлагаемых показателях (характеристиках)") является неправомерным требованием, поскольку длина перемычки гвоздя не может быть выражена в виде диапазонного значения;
- в п. 17 "Раствор строительный ГОСТ 28013" установлено требование "Указать условное обозначение используемых растворов по ГОСТ, согласно требованиям ниже", что, по мнению Заявителя, препятствует определению участниками закупки диапазона допустимых значений показателя.
Также, Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком аналогичных требований в п. 9, 23, 29 Приложения к техническому заданию.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. 10 "Доски ГОСТ 8486, ГОСТ 24454, ГОСТ 18288" установлены требования к характеристикам "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax", "Влажность материала";
- в п. 11 "Резьбовое соединение ГОСТ 7805, ГОСТ 7798, ГОСТ 5927, ГОСТ 5915, ГОСТ 11371, ГОСТ 18123, ГОСТ 402, ГОСТ 1759.0, ГОСТ 24705" установлены требования к характеристикам "твердость", "шероховатость поверхности";
- в п. 21 "Лента изоляционная прорезиненная ГОСТ 2162" установлены требования к характеристикам "Липкость (скорость расклеивания) до и после старения", "Разрывная нагрузка";
- в п.26 "Лента самоклеящаяся" установлены требования к характеристикам "Коэффициент теплопроводности", "Плотность";
- в п. 28 "Растворы строительные ГОСТ 28013" установлены требования к характеристикам "Норма подвижности по погружению конуса", "Средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте", "Влажность смесей", "Содержание золы-уноса", "Водоудерживающая способность растворных смесей", "Расслаиваемость свежеприготовленных смесей";
- в п. 29 "Лента изоляционная прорезиненная ГОСТ 2162" установлены требования к характеристикам "Липкость (скорость расклеивания) до и после старения", "Разрывная нагрузка";
- в п. 13 "Гвозди строительные ГОСТ 4028, ГОСТ 283, ГОСТ 3282" установлены требования к характеристикам "Односторонний равномерный прогиб стержня в средней части гвоздя", "временное сопротивление разрыву";
- в п. 15 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей со стеклопакетом. ГОСТ 30673, ГОСТ 30674, ГОСТ 23166, ГОСТ Р 54175, ГОСТ 24866, гост 30777" установлены требования к характеристикам "Точка росы стеклопакета", "Объемная воздухопроницаемость оконного блока при разнице давлений 100 Па", "Объем заполнения стеклопакета газом", "Оптические искажения стеклопакетов видимые в проходящем свете при наблюдении экрана "кирпичная стена":"
- в п. 17 "Раствор строительный ГОСТ 28013" установлены требования к характеристикам "Влажность", "Расслаиваемость", "Наличие непогасившихся частиц извести в известковом вяжущем", "Содержание золы-уноса в интервале", "Водоудерживающая способность в интервале";
- в п. 18 "Выключатели автоматические" установлены требования к характеристикам "Диапазон токов мгновенного расцепления", "Номинальная наибольшая отключающая способность выключателя", "Максимальная потеря мощности на полюс", "Электрическая износостойкость", "Механическая износостойкость".
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При этом в соответствии с ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия" расслаиваемость и водоудерживающую способность растворных смесей контролируют в сроки по согласованию с потребителем, но не реже одного раза в 6 мес, а также при изменении качества исходных материалов, состава раствора и технологии его приготовления.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требования "Цвет краски: должен быть белый; серый" к товару п. 6 "Краски масляные ГОСТ 10503", поскольку ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", не предусмотрено изготовление красок масляных серого цвета.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии ГОСТ 10503-71 изготавливаются краски светло-серого и темно-серого цветов, что соответствует требованиям аукционной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товарам в п. 7 "Механизм розетки" установлено требование "Механизм: должен устанавливаться в монтажные коробки скрытым способом", в п. 8 "Дюбель полипропиленовый" установлены требования "Глубина сверления: До 100 мм", "Глубина анкеровки: До 100 мм", а также установлено требование к схеме дюбеля, поскольку, по мнению Заявителя, указанные требования описывают не качественные и функциональные характеристики применяемых товаров, а требования к монтажу данного оборудования, что является неправомерными требованиями.
В соответствии с пояснениями представителя Заказчика указанные требования описывают характеристики применяемых товаров, а не порядок выполнения работ, а также пояснил, что требование об использовании розеток со скрытым способом монтажа, а также глубине установки дюбелей установлены в целях обеспечения безопасности объекта капитального строительства.
Заказчиком в документации о закупке установлены следующие требования к товару п. 7 "Механизм розетки": "Материал корпуса с винтовыми зажимами: поликарбонат", "Материал корпуса с безвинтовыми зажимами: реактопласт УФ", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку материал корпуса розетки не зависит от вида зажимов проводников.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих указанные доводы, а также свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в аукционной документации требований указанным образом, в частности, свидетельствующих о неправомерности описания требований к материалу корпуса розетки вышеприведенным образом.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в документации об электронном аукционе требования "Исполнение: 2,1" к товару п. 12 "Резьбовое соединение ГОСТ 7805, ГОСТ 7808, ГОСТ 7798, ГОСТ 7796, ГОСТ 5927, ГОСТ 5915, ГОСТ 11371, ГОСТ 18123, ГОСТ 6402, ГОСТ 24670, ГОСТ 1759.0, ГОСТ 5932, ГОСТ 5918, ГОСТ 397" без разделения исполнений изделия, что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение и препятствует определению допустимых исполнений крепежных изделий.
Вместе с тем, жалоба Заявителя не содержит документов и сведений, подтверждающих, что указанное требование документации о закупке может вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствует формированию предложения в отношении исполнения изделия.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 30 "Проволока ГОСТ 3282-74" требования "Термическая обработка: Присутствует/отсутствует", поскольку с учетом положений инструкции по заполнению заявки ("Символы "/", "," нужно трактовать, как союз "и", за исключением если "/" используется в качестве обозначения типа или марки, назначения, техничеcкой cпецификaции тoвaрoв и/или мaтериaлoв, или общепринятого понятия (например: "oтнoшение cигнaл/шум", "режим день/нoчь", "нaпряжение 220/230В", "cкoрocть врaщения 5400 oб./мин"и тп)"), данное требование является противоречивым, поскольку проволока не может одновременно иметь и не иметь термической обработки.
Представитель Заказчика пояснил, что при выполнении работ требуется применяться проволоку как термически обработанную, а так и не обработанную.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 15 "Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей со стеклопакетом. ГОСТ 30673, ГОСТ 30674, ГОСТ 23166, ГОСТ Р 54175, ГОСТ 24866, гост 30777" установлены следующие требования:
- "По показателю приведенного сопротивления теплопередаче оконные блоки Б1, Б2; B1, В2; Г1, Г2", что, по мнению Заявителя, с учетом положений инструкции по заполнению заявки, в соответствии с которыми указанное требование свидетельствует о необходимость использования участниками закупки при выполнении работ блоков оконных четырех типов по показателю приведенного сопротивления теплопередаче, поскольку, согласно доводам жалобы, требование о применении четырех различных типов блоков оконных является избыточным;
- "Объемная воздухопроницаемость оконного блока при разнице давлений 100 Па До 17 мЗ/ч*м2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия", согласно которому объемная воздухопроницаемость оконного блока измеряется в "мЗ/(ч*м2)";
- "Долговечность стеклопакетов, уплотняющих прокладок, ПВХ профилей: Более 10 условных лет эксплуатации", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 23166-99, согласно которому долговечность уплотняющих прокладок должна быть не менее 5(10) условных лет эксплуатации;
- в п. 18 "Выключатели автоматические" установлено требование "Тип мгновенного расцепления: типа В; типа С", при этом Заказчиком указана единица измерения показателя "тип", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием, поскольку тип мгновенного расцепления является характеристикой не имеющей единицы измерения.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих данный довод, а в частности свидетельствующих о том, что вышеуказанные единицы измерения показателей, применяемых при описании характеристик товаров могут вводить участников закупки в заблуждение, а также свидетельствующих о неправомерности установления Заказчиком в соответствии с собственной потребностью требования об использовании при выполнении работ блоков оконных четырех типов, а также уплотняющих прокладок большего срока эксплуатации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в инструкции по заполнению заявки следующего положения: "Если в техническом задании стоит требование к "предельным отклонениям" параметра сопровождаемое символом "", то необходимо указать конкретные значения верхнего и нижнего предела отклонений с учетом знака, не превышающие по модулю значение после символа "". Для обозначения значений показателей, подразумевающих указание отклонений, в предложении участника закупки необходимо сопровождать соответствующее значение отклонений знаком "+" или знаком "-". При этом данные пределы отклонений должны соответствовать нормативной документацией на товар, указание при этом значений меньших или больших, чем предельное значение, установленное нормативной документацией, будет расценено как предоставление недостоверных сведений", поскольку указанное положение инструкции препятствует формированию участниками закупки предложения в отношении характеристик товаров, производители которых указывают сведения о товарах с отклонениями, меньшими указанных в ГОСТ и обеспечивающих большую точность изготовления.
Кроме того, по мнению Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе неправомерно установлено положение: "Если требуется указать максимально допустимое значение, которое не влияет на качество материала, например, прочность на разрыв или допустимые пороки для пиломатериалов, необходимо указать максимально допустимое значение для используемого вида и типа, указание вместо значения "отсутствует" или "не применяется" недопустимо, так как является ложной информацией", поскольку указанное положение препятствует формированию предложения в отношении характеристик товаров исходя из фактических значений показателей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указанных положений.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в п. 13 технического задания неправомерно установлено следующее требование: "К работе могут быть допущены лица прошедшие предварительный медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности", поскольку предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту зданий, при выполнении которых не требуется прохождение предварительного медицинского осмотра.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Приложением N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, включающий требование о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников, при выполнении, в том числе таких работ как "Работы, непосредственно связанные с применением легковоспламеняющихся и взрывчатых материалов, работы во взрыво- и пожароопасных производствах".
Сметной документацией предусмотрено выполнение работ по покраске покрытий масляными и водоэмульсионными красками с использоваением олифы оксоль, при этом в соответствии с ГОСТ 190-78 олифа оксоль является токсичной и легковоспламеняющейся жидкостью, опасной при повышенной температуре, что обусловлено свойствами входящих в ее состав растворителей и масел.
Таким образом, данные работы входят в Перечень работ, при исполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении приложения к аукционной документации, содержащем требования к характеристикам применяемых при выполнении работ товарам, в формате, создающем препятствия к формированию первой части заявки на участие в аукционе, а именно препятствующем осуществлению функций копирования фрагментов текста.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
П. 14 Правил установлено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе аукционной документации Заказчиком размещено Приложение к техническому заданию, содержащее требования к характеристикам применяемых товаров позволяющее осуществить копирование и поиск фрагментов текста, что не противоречит положениям ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие о невозможности формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе и нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе при размещении приложения к аукционной документации, содержащего требования к применяемым при выполнении работ товарам указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ФГБУ "УАЗ" обоснованной в части установления неправомерных требований в п. 1, 3, 4, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 28, 29, 31 Приложения к техническому заданию, а также установления неправомерных положений в инструкции по заполнению заявки.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N 2-57-11446/77-17 от 21.09.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Е.А. Миронова
Исп. Д.А. Орехов (495) 784-75-05 доб. 192
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2017 г. N 2-57-11437/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2017