Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия департамента по регулированию контрактной системы КК, ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений" при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт стадиона "Кубань", по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49" (извещение N0318200063917002274) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе: Заказчиком установлены требования по поз.2, 4, 7, 10, 11, 22, 33, 39, 41, нарушающие ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Представителями уполномоченного органа, Заказчика представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация, письменные пояснения.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом по регулированию контрактной системы КК проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт стадиона "Кубань", по адресу: г. Краснодар, ул. Железнодорожная, 49" (извещение N0318200063917002274). Заказчик - ГБУ КК "Дирекция по эксплуатации спортивных сооружений".
Начальная (максимальная) цена контракта - 62 235 152,00 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1) п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Документация электронного аукциона содержит Приложение N2 к Разделу 2 "Описание объекта закупки". В "Сведениях о товарах (материалах, оборудовании) используемых при выполнении работ", где Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие).
Заказчиком по поз.2 "Бетон тяжелый по ГОСТ 26633-2015" установлены требования: "марка бетона по морозостойкости", "марка бетона по водонепроницаемости". Согласно п.3.2 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" бетон тяжелый: Бетон плотной структуры средней плотностью более 2000 до 2500 кг/м3 включительно на цементном вяжущем и плотных крупном и мелком заполнителях.
Согласно п.4.2 ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" в зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.
П.4.3 Условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.
Примеры условных обозначений: бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F200 и водонепроницаемости W4:
БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:
БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010;
то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F200, водонепроницаемости W2, средней плотности D900:
БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010
П.5.1.4 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.
11.1 Производитель (поставщик) бетонной смеси гарантирует:
- для смесей заданного качества:
1) на момент поставки потребителю - соответствие всех нормируемых технологических показателей качества бетонных смесей заданным в договоре на поставку,
2) в проектном возрасте - достижение всех нормируемых показателей качества бетона, заданных в договоре на поставку, при условии, что потребитель бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций обеспечивает выполнение требований действующих нормативных и технических документов по бетонированию конструкций и соответствие режимов твердения бетона нормальным по ГОСТ 10180;
В соответствии с п.4.3 ГОСТ 26633-2015 Характеристики бетона. П.4.3.1 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по прочности:
на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120,на классы прочности на осевое растяжение: Вt0,8; Вt1,2; Вt1,6; Вt2,0; Вt2,4; Вt2,8; Вt3,2; Вt3,6; Вt4,0; Вt4,4; Вt4,8,
на классы прочности на растяжение при изгибе: Вtb1,2; Вtb1,6; Вtb2,0; Вtb2,4; Вtb2,8; Вtb3,2; Вtb3,6; Вtb4,0; Вtb4,4; Вtb4,8; Вtb5,2; Вtb5,6; Вtb6,0; Вtb6,4; Вtb6,8; Вtb7,2; Вtb7,6; Вtb8,0; Вtb8,4; Вtb8,8; Вtb9,2; Вtb9,6; Вtb10,0,
- по морозостойкости: на марки по первому базовому методу: F150; F175; F1100; F1150; F1200; F1300; F1400; F1500; F1600; F1800; F11000,
на марки по второму базовому методу: F2100; F2150; F2200; F2300; F2400; F2500,
- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20,
- по истираемости при испытании на круге истирания на марки: G1, G2, G3.
П.4.7.9 Крупный заполнитель следует применять в виде раздельно дозируемых фракций при приготовлении бетонной смеси. Допускается применение крупного заполнителя в виде смеси двух смежных фракций, соответствующих требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 - Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона.
Наибольшая крупность заполнителя, мм |
Содержание фракций о крупном заполнителе. % |
||||
От S до 10 мм |
Се. Ю до 20 мм |
Са. 20 до 40 мм |
Са 40 до 60 мм |
Са 80 до 120 мм |
|
10 |
100 |
|
|
_ |
|
20 |
2S-40 |
60-75 |
- |
- |
- |
40 |
15-25 |
20-35 |
40-65 |
- |
- |
ВО |
10-20 |
15-25 |
20-35 |
35-55 |
- |
120 |
5-10 |
10-20 |
15-25 |
20-30 |
25-35 |
Из пояснений Заказчика следует, что подрядчик определяет все показатели качества бетонной смеси требования, к которым были установлены Заказчиком в описании объекта закупки, и в дальнейшем подрядчик заключает с производителем бетонной смеси договор на поставку бетонной смеси заданного качества, в котором указываются все требуемые показатели качества бетонной смеси, в том числе класс по прочности, марка по морозостойкости и т.д.
Участники при подготовке заявки имели возможность самостоятельно определить какой именно бетонной смесью они будут пользоваться при выполнении работ по данному объекту. И на момент выполнения оформить производителю заказ на смесь с выбранными характеристиками. Производитель должен организовать доставку готовой смеси на объект с соблюдение заданных параметров.
Марки растворов по подвижности и морозостойкости наряду с маркой раствора по прочности являются основными качественными характеристиками раствора, регламентированного к использованию для конкретного вида работ.
При этом, требования Заказчика, установленные к маркам раствора, не являются требованиями к результатам испытаний.
Заказчиком по поз.4 "Пиломатериал" установлены требования: "ширина, мм", "толщина, мм".
Согласно п.21 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
В соответствии с п.2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
Аналогичные требования установлены по поз.10, поз.11.
Из пояснений представителей уполномоченного органа, Заказчика следует, что устанавливая требования по поз.4, 10, 11 Заказчик не конкретизировал вид пиломатериалов (доски, бруски и т.п.) так как для Заказчика являются важными пиломатериалы, подходящие по установленным характеристикам: длина, ширина, высота, сорт материала и тип. Кроме того, установленные размеры полностью соответствуют требованиям ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры". Таким образом, требования установленные Заказчиком по поз.4, 10, 11 не противоречат положениям ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по поз.7 "Герметик" установлены требования: "диапазон термостойкости (плотностью отверждения), 0С". Из пояснений Заказчика следует, что так как на герметик (монтажная пена) отсутствует действующий ГОСТ, то требования по поз.7 "Герметик" Заказчиком установлены с использованием данных различных производителей: "Makroflex", "SOUDAL", "ОГНЕЗА", "МОМЕНТ МОНТАЖ".
Аналогично Заказчиком по поз.22 "Грунтовка" установлены требования: "время высыхания, не более, часов", которые были взяты из данных различных производителей: "КНАУФ-БЕТОКОНТАКТ", "CERESIT CT 19 Бетоконтакт", "Akrimax Бетоконтакт", "ТЕКС Бетон-Контакт".
По поз.33 "Системный блок" Заказчиком также установлены требования: "скорость вращения шпинделя, Об/мин, не менее", "скорость чтения, Мб/с, не менее" с использованием данных различных производителей: "TOSHIBA", "Seagate", "Western Digital".
Более того, в "Инструкции по заполнению заявки" указано: "Если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика".
Заказчиком по поз.39 "Наливное покрытие" установлены требования: "прочность на растяжение, N/мм2 (Мпа), не менее", "относительное удлинение при срыве, %, не менее".
Заказчиком по поз.41 "Лампа металлогалогенная" установлены требования: "напряжение", "мощность, Вт", "состав", "световая температура, К", "световой поток, лм", "ток на лампе, А", "напряжение на лампе, В".
В соответствии со ст.25 Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, который, в числе прочего, включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Схемы сертификации, применяемые для определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
Оспариваемые показатели устанавливаются при изготовлении изделия с оформлением соответствующего протокола проведения приемочных испытаний, на основании которого предприятие - изготовитель проходит обязательную сертификацию готовой продукции.
Сертификат выдается не на каждое изделие, а на серийный выпуск такого изделия, и в обязательном порядке должен содержать указание на все рассмотренные показатели.
Таким образом, сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов и документам по стандартизации, в рассматриваемой ситуации данный документ должен содержать информацию о классе бетона, марке бетона по водонепроницаемости и марке бетона по морозостойкости, предусмотренным указанными ГОСТами.
Таким образом, установленные Заказчиком характеристики товара по поз.2, 4, 7, 10, 11, 22, 33, 39, 41 не противоречат требованиям государственного стандарта и нормам ст.33 Закона о контрактной системе.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие возможности указания значений данных показателей. Таким образом, участники закупки имеют возможность предложить товар соответствующий потребностям Заказчика.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200063917002274).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 сентября 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017