Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СметРесурс" (далее - Общество, Заявитель) б/д б/н (вх. N 4415 от 25.09.2017) на действия государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" (далее - ГУ ТО "Веневский ПНИ", Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016) (далее - Запрос котировок), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
(в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, и направившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей),
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
Из жалобы Общества следует, что в извещении о проведении Запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016) (далее - Извещение о проведении запроса котировок) Заказчиком в приложении N 1 п. 7 пп. 1.4 установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у сотрудника участника запроса котировок сертификата, подтверждающего прохождение повышения квалификации на базе ВУЗ по образовательной программе дополнительного профессионального образования "Доступная среда".
Заявитель полагает, что данное требование является неправомерным и противоречит пункту 6 статьи 31 Закона. Поясняет также, что сертификация специалистов строительной отрасли по направлению "Доступная среда" в Российском законодательстве не предусмотрена, ВУЗы РФ данную услугу не предоставляют.
Заявитель просит провести проверку данной закупки на предмет соответствия Извещения о проведении запроса котировок нормам Закона.
Представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии, пояснил, что требование, на которое ссылается Заявитель, в Извещение о проведении запроса котировок включено на основании программы "Доступная среда", по которой будет выполняться работа, так как в учреждении проживают люди с ограниченными возможностями. В связи с этим, исполнитель должен иметь четкое представление по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса. Поэтому необходимы квалифицированные специалисты, прошедшие обучение в этой сфере. В обоснование своей позиции Заказчик ссылается на нормы Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ), согласно которым все организации, оказывающие услуги населению, обязаны обеспечивать доступность объектов и услуг маломобильным гражданам.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного Запроса котировок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении запроса котировок (закупка N 0366200008617000016) размещено 18.09.2017 в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 60 000,00 рублей.
Частью 3 статьи 33 Закона предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В подпункте 1.4 пункта 7 Технического задания (Приложение N 1 к Извещению о проведении запроса котировок) содержится следующее требование: "Исполнитель должен подробно проинструктировать представителя(-ей) Заказчика по вопросу эксплуатации и функционирования всех технических систем включенных в рабочую документацию и иного оборудования, присутствующего в перечне на момент его передачи Заказчику. Требование, предъявляемое к сотрудникам, находящимся в штате организации исполнителя - наличие сертификата, подтверждающего прохождение повышения квалификации на базе ВУЗ по образовательной программе дополнительного профессионального образования "Доступная среда". Предоставить копию сертификата, заверенного печатью Исполнителя до заключения контракта.".
Комиссией установлено, что положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ), которые в обоснование своей позиции приводит Заказчик, распространяют своё действие на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и работников организаций, предоставляющих услуги населению, в том числе в области социальной защиты инвалидов.
В то же время организации, осуществляющие разработку проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде, не подпадают под сферу распространения норм Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ).
Соответственно, Комиссия приходит к выводу о том, что Заявитель обоснованно указывает на нарушение требований Закона при установлении Заказчиком вышеуказанного требования в Извещении о проведении запроса котировок.
Кроме того, Комиссией установлено, что в подпункте 1.4 пункта 7 Технического задания (Приложение N 1 к Извещению о проведении запроса котировок) содержится требование о наличии у исполнителя опыта выполнения аналогичных видов работ не менее 2-ух лет.
Следовательно, вышеуказанные требования, установленные в подпункте 1.4 пункта 7 Технического задания (Приложение N 1 к Извещению о проведении запроса котировок), являются нарушением части 3 статьи 33 Закона.
Кроме того, в ходе проведения проверки данной закупки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, помимо прочего, форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Часть 3 статьи 30 Закона предусматривает, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 73 Закона заявка на участие в запросе котировок должна содержать, в том числе декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
В Извещении о проведении запроса котировок Заказчиком установлено ограничение - закупка у субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций. В то же время Извещение о проведении запроса котировок не содержит требования о декларировании в заявках на участие в запросе котировок принадлежности участников к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, что влечёт нарушение пункта 2 части 1 статьи 73 Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 названного Федерального закона, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 названного Федерального закона;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьёй 14 Закона, либо заверенные копии данных документов.
Частью 4 статьи 73 Закона установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации не допускается.
Пункт 15 Извещения о проведении запроса котировок, устанавливающий требования к форме заявки на участие в запросе котировок, помимо прочего информирует, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую уполномоченному учреждению в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, и подается по форме, указанной в приложении N 4 к извещению о проведении запроса котировок - "Форма заявки на участие в запросе котировок".
Комиссией установлено, что в пункте 3 формы заявки (приложение N 4 к Извещению о проведении запроса котировок) Заказчиком установлены требования о предоставлении участниками закупки сведений и документов в таблице "Наименование и характеристика оказываемой услуги", не предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона, что является нарушением части 4 статьи 73 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 7, 7.1, 10 части 1 статьи 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ)
- участник закупки не является офшорной компанией.
Согласно части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В то же время Комиссией установлено, что в Извещении о проведении запроса котировок не содержится информация о требованиях к участникам закупки, установленных в соответствии с пунктами 7, 7.1, 10 части 1 статьи 31 Закона, что является нарушением части 5 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона.
Также Комиссией установлено, что в пункте 11 Извещения о проведении запроса котировок Заказчиком установлено требование к участникам запроса котировок - "стаж работы по направлению профессиональной деятельности - не менее 2-х лет". Однако согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Поскольку стаж работы не является в силу части 1 статьи 31 Закона обязательным требованием, предъявляемым к участникам закупки, указанное требование является нарушением части 6 статьи 31 Закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 73 Закона в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок.
Частью 1 статьи 78 Закона установлено, что котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно части 3 статьи 78 Закона непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытием доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии этих конвертов и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, о возможности подачи заявок на участие в запросе котировок до вскрытия конвертов с такими заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных положений Закона датой и временем окончания подачи заявок на участие в запросе котировок являются дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в нем.
В нарушение данного требования Закона в пункте 16 Извещения о проведении запроса котировок "Срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе котировок" указано "_по 25 сентября 2017 года до 11 часов 00 минут по московскому времени". В пункте 17 "Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок" указано "Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок состоится по адресу: Тульская обл., Веневский р-н, с. Щучье, ул.Центральная, д.1а 25 сентября 2017 г. в 11 часов 01 минут по московскому времени".
Следовательно, время вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе котировок установлено Заказчиком в противоречие с вышеуказанными положениями Закона, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 73 Закона.
Извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016) утверждено 18.09.2017 директором государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" О.Б. Пережогиной.
Соответственно, в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание извещения о проведении запроса котировок (закупка N 0366200008617000016) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СметРесурс" б/д б/н (вх. N 4415 от 25.09.2017) на действия государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016) обоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки запроса котировок (закупка N 0366200008617000016) признать государственное учреждение Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" нарушившим части 5, 6 статьи 31, часть 3 статьи 33, пункты 1, 2, 3 части 1, часть 4 статьи 73 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному учреждению Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения частей 5, 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пунктов 1, 2, 3 части 1, части 4 статьи 73 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016).
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать котировочной комиссии государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" обязательное для исполнения предписание об отмене протокола рассмотрения и оценки заявки на участие в запросе котировок от 25.09.2017.
5. Передать материалы данной внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-07/268-2017
02.10.2017 г. Тула
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
на основании решения от 02.10.2017 по жалобе общества с ограниченной ответственностью "СметРесурс" б/д б/н (вх. N 4415 от 25.09.2017) на действия государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016) и в соответствии с требованиями части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Государственному учреждению Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" устранить нарушение частей 5, 6 статьи 31, части 3 статьи 33, пунктов 1, 2, 3 части 1, части 4 статьи 73 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке проектной документации на выполнение ремонтных работ по доступной среде в здании слабого корпуса (закупка N 0366200008617000016).
2. Котировочной комиссии государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" отменить протокол рассмотрения и оценки заявки на участие в запросе котировок от 25.09.2017.
3. Срок исполнения предписания - не позднее 18.10.2017.
4. Государственному учреждению Тульской области "Веневский психоневрологический интернат", котировочной комиссии государственного учреждения Тульской области "Веневский психоневрологический интернат" уведомить Тульское УФАС России об исполнении пунктов 1 и 2 предписания не позднее 18.10.2017 (с приложением копий документов, подтверждающих исполнение пунктов 1 и 2 предписания).
В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 2 октября 2017 г. N 04-07/268-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017