Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителя представителей ФГБНУ "НИИ МТ": И.А. Славуцкого, И.И. Рожковой,
в отсутствие представителей МОО "Единство и честь", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NМГ/48251/17 от 21.09.2017,
рассмотрев жалобу МОО "Единство и честь" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ "НИИ МТ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране помещений зданий и имущества ФГБНУ "НИИ МТ" с прилегающими территориями по адресам: г. Москва, пр-т Буденного, д.31, 9-я ул.Соколиной горы, д.12 (Закупка N 0373100107117000076) (далее - открытый конкурс, конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/48251/17 от 21.09.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1.Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении порядка оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", который оставляет оценку конкурсных заявок на субъективное усмотрение членов конкурсной комиссии Заказчика.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст.51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
По мнению Заявителя, требования к содержанию описания предложения участника конкурса, установленные заказчиком в конкурсной документации, вводят участника закупки в заблуждение и не позволяют определить каким образом разграничиваются высокое и менее высокое качество услуг.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно конкурсной документации заявки на участие в конкурсе по показателям критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оцениваются следующим образом:
Содержание: При оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по показателю "Качество услуг".
I.1. Наименование показателя: "Качество услуг"
Коэффициент значимости показателя: 1,0
Содержание: Оценивается развернутое предложение участника конкурса в отношении обеспечения качества оказываемых услуг, оформляемое участником закупки в произвольной форме, с приложением по усмотрению участника закупки любых документов, характеризующих представленное предложение по качеству оказываемых услуг.
Документами, характеризующими качество услуг, могут являться:
а) Развернутое предложение по составу служебной документации, разрабатываемой Исполнителем, и применяемой при организации охраны объекта, с приложением образцов такой служебной документации (инструкции (положения) об организации внутриобъектового и пропускного режимов на объекте; должностной инструкции частного охранника; положение частной охранной организации о порядке проверки качества несения службы на объекте охраны; инструкция частной охранной организации о мерах безопасности при несении дежурства охранниками на объекте охраны; Инструкция по правилам пользования комплексом технических средств охраны).
б) Развернутое предложение и рекомендации по повышению антитеррористической защищенности объекта охраны;
в) Развернутое описание процесса обеспечения контроля несения службы охранниками со стороны администрации частной охранной организации с приложением образца внутреннего регламентирующего документа (например, инструкции по проведению проверок и т.п.);
г) Развернутое описание процесса оказания услуг с привлечением группы быстрого реагирования (мобильной группы сотрудников охраны на автомобиле) с приложением образца внутреннего регламентирующего документа (например, инструкции или положения о группе быстрого реагирования и т.п.);
д) Развернутое описание процесса оказания услуг с привлечением дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы, имеющего постоянную радиосвязь и (или) мобильную связь с объектом охраны с приложением образца внутреннего регламентирующего документа (например, инструкции или положения об оперативно-дежурной части и т.п.);
е) Развернутое описание регламента применения специальных средств, разрешенных законодательством Российской Федерации, при оказании охранных услуг;
ж) Развернутое описание регламента использования средств связи, в том числе оперативной, при оказании охранных услуг;
з) Развернутое описание регламента использования служебного оружия при оказании охранных услуг;
и) Развернутое описание организации системы контроля качества в частной охранной организации с приложением действующего сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе в вышеуказанном порядке.
Порядок оценки:
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками закупки предложения. Максимальное значение 100 баллов присваивается наиболее содержательно проработанному предложению, позволяющему составить однозначное мнение об объективно обоснованном достижении наилучшего результата закупки для нужд Заказчика в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Технического задания) при выполнении предложенной Исполнителем систематизированной совокупности признаков.
Баллы по показателю начисляются в следующем порядке:
N п/п |
Предмет оценки (совокупность признаков) |
Порядок присвоения баллов |
1 |
Предложение не представлено или представлено, но содержит в себе исключительно ссылки на соответствие требованиям Описания объекта закупки (Технического задания) конкурсной документации и/или на соответствие положениям конкурсной документации, без развернутого описания предложения по оказанию услуг, предусмотренных Описанием объекта закупки (Технического задания) |
0 баллов |
2 |
Предложение содержит в себе предложение по оказанию услуг, предусмотренных Описанием объекта закупки (Технического задания), но не является развернутым, а представляет собой скопированный в заявку участника закупки текст Описания объекта закупки (Технического задания) конкурсной документации и согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Технического задания) конкурсной документации |
5 баллов |
3 |
Предложение разработано в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Технического задания), является развернутым и содержит в себе дополнительную информацию и сведения, помимо буквального копирования текста Описания объекта закупки (Технического задания) и согласия на оказание услуг в соответствии с требованиями Описания объекта закупки (Технического задания) конкурсной документации, а также включает: |
10 баллов |
3.1. |
Развернутое предложение по составу служебной документации, разрабатываемой Исполнителем, и применяемой при организации охраны объекта, с приложением образцов такой служебной документации (инструкции (положения) об организации внутриобъектового и пропускного режимов на объекте; должностной инструкции частного охранника; положение частной охранной организации о порядке проверки качества несения службы на объекте охраны; инструкция частной охранной организации о мерах безопасности при несении дежурства охранниками на объекте охраны; Инструкция по правилам пользования комплексом технических средств охраны) |
15 баллов |
3.2. |
Развернутое предложение и рекомендации по повышению антитеррористической защищенности объекта охраны |
10 баллов |
3.3. |
Развернутое описание процесса обеспечения контроля несения службы охранниками со стороны администрации частной охранной организации с приложением образца внутреннего регламентирующего документа (например, инструкции по проведению проверок и т.п.) |
10 баллов |
3.4. |
Развернутое описание процесса оказания услуг с привлечением группы быстрого реагирования (мобильной группы сотрудников охраны на автомобиле) с приложением образца внутреннего регламентирующего документа (например, инструкции или положения о группе быстрого реагирования и т.п.) |
10 баллов |
3.5. |
Развернутое описание процесса оказания услуг с привлечением дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы, имеющего постоянную радиосвязь и (или) мобильную связь с объектом охраны с приложением образца внутреннего регламентирующего документа (например, инструкции или положения об оперативно-дежурной части и т.п.) |
10 баллов |
3.6. |
Развернутое описание регламента применения специальных средств, разрешенных законодательством Российской Федерации, при оказании охранных услуг |
10 баллов |
3.7. |
Развернутое описание регламента использования средств связи, в том числе оперативной, при оказании охранных услуг |
10 баллов |
3.8. |
Развернутое описание регламента использования служебного оружия при оказании охранных услуг |
10 баллов |
3.9. |
Развернутое описание организации системы контроля качества в частной охранной организации с приложением действующего сертификата соответствия ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) |
5 баллов |
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
По мнению Заявителя, указанные критерии оценки не позволяют выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием информации, разъясняющей какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией Заказчика, а также в связи с отсутствием определения понятия "Развернутое предложение участника", которое вкладывает в него Заказчик. Таким образом, Заявитель делает вывод об установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что содержание предмета оценки сформировано в виде шкалы с указанием необходимого перечня документов, которые участник должен предложить и порядка оценки, устанавливающих количество баллов, которые присваиваются участнику закупки при приложении или отсутствии тех или иных документов в составе конкурсной заявки. Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить каким образом конкурсная комиссия Заказчика будет оценивать развернутость описания.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление критерия оценки по показателю "Качество услуг" носит необъективный характер, ввиду отсутствия определения "развернутое описание", что нарушает положения ч. 8 ст. 32, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в Извещении о проведении открытого конкурса и в Информационной карте конкурсной документации содержатся противоречивые сведения относительно платежных реквизитов для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта.
В п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе установлено, что в Извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого конкурса.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контракта о контрактной системе конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в Извещении.
Комиссией Управления установлено, что Извещение о проведении открытого конкурса содержит следующие платежные реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта: Номер расчетного счета: 40501810600002000079; Номер лицевого счета: 20736У94070; БИК: 044583001.
При этом, в Информационной карте конкурсной документации установлено: л/с: 20736У94070; Расчетный счет: 40501810845252000079; БИК: 044525000.
По мнению Заявителя, установление разных платежных реквизитов вводит участников закупки в заблуждение и допускает возможность перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки и исполнения контракта по неправильным реквизитам, что повлечет за собой отклонение участника закупки от участия в конкурсе или признание уклонившимся от заключения государственного контракта.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Заказчиком допущена техническая ошибка, выразившаяся в указании нескольких реквизитов для перечисления обеспечения, однако, все указанные реквизиты являются действующими и Заказчиком отслеживается поступление средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе по всем счетам.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что на участие в указанном открытом конкурсе подано 5 заявок и поступило 6 платежей с обеспечением заявок, а также представили выписки со счетов и платежные поручения, что подтверждает принятие Заказчиком денежных средств от всех участников конкурса.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно п. 1.8 Технического задания конкурсной документации в случае возникновения чрезвычайной ситуации на объекте охраны, Исполнитель обеспечивает прибытие мобильной группы сотрудников охраны на объект охраны в срок не более 20 минут с момента поступления сигнала тревоги с объекта охраны.
По мнению Заявителя, данное требование вводит участников закупки в заблуждение, поскольку Заказчиком не определено куда и кому должен поступать сигнал тревоги, а также не раскрыто понятие чрезвычайных ситуаций, а также допускает возможность на необоснованный вызов группы по вызову собственных представителей, что повлечет за собой дополнительные расходы, не предусмотренные условиями контракта.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что при описании объекта закупки Заказчик использовал стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данного довода жалобы, в том числе о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении оспариваемого положения проекта контракта, а также что такое положение препятствует формированию заявки на участие в конкурсе и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Кроме того, Заявитель обжалует установление требований в Техническом задании конкурсной документации, противоречащих положениям нормативных правовых актов, в частности:
- В п. 2.4 Технического задания установлено требование о наличии списка всех сотрудников охраны Исполнителя, которых Исполнитель может привлечь к исполнению контракта, заверенного соответствующим территориальным подразделением лицензионно-разрешительной работы МВД России. Согласно доводам Заявителя, осуществление федерального государственного контроля (надзора) за частной охранной деятельностью в Российской Федерации является задачей Росгвардии.
- В п. 4.1 Технического задания конкурсной документации установлено, что Исполнитель должен уведомить в письменной форме орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) о начале оказания охранных услуг в сроки, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности". Вместе с тем, Заявитель указывает, что согласно правил уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) вышеуказанного постановления частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также орган внутренних дел по месту охраны имущества (расположения объекта охраны).
В соответствии с п. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представители Заказчика согласились с данным доводом жалобы, пояснив, что данные положения Технического задания не являются требованиями к участникам закупки или требованиями к составу конкурсных заявок, следовательно не могут повлечь ограничение количества участников закупки. Кроме того, указанные положения могут быть урегулированы с победителем открытого конкурса на этапе заключения государственного контракта путем составления протокола разногласий.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, так как Заказчиком сформированы положения Технического задания конкурсной документации в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу МОО "Единство и честь" на действия ФГБНУ "НИИ МТ" обоснованной в части установления необъективного порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а также установлении требований, противоречащих нормативным правовым актам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32, п.1 ч.1 ст.33, п. 9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии С.И. Казарин
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2017 г. N 2-57-11686/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017