Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Герасимова М.В. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
Михайлов О.С. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" - "_";
уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области - "_";
податель жалобы - Общество с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (354068, г. Сочи, ул. Навагинская, 9 Д, оф. 420; далее - ООО "Профит-плюс") на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее - ГОКУ "Новгородавтодор") при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее - Департамент) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга" км 24+600 - км 26+326, км 26+362 - км 35+085, км 35+114 - км 37+834, км 37+882 - км 45+640 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000617000602 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 05.09.2017 и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
20.09.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ООО "Профит-плюс" на действия государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга" км 24+600 - км 26+326, км 26+362 - км 35+085, км 35+114 - км 37+834, км 37+882 - км 45+640 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000617000602 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.09.2017 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. По мнению подателя Жалобы установленные государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" требования в Приложении N 7 "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ" к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Приложение N 7, Документация об электронном аукционе) о подробном описании показателей (характеристик) товаров (материалов), используемых при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, приводят к ограничению доступа к участию в электронном аукционе, поскольку значения данных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, в частности:
по позиции 1. "Песок для строительных работ соответствующий с ГОСТ 8736-2014" (показатели: "Полный остаток на сите N063мм" - св. 10-75 % по массе, "Содержание в песке глины в комках" - 0-0,5 %);
по позиции 3. "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" (показатели: "Условная вязкость при 20С" - 10-65 сек., "Остаток на сите N 014" - 0-0,25 % по массе, "Глубина проникания иглы при 25С" - 60-130 (0,1 мм);
по позиции 7. "Краска (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог в соответствии с ГОСТ Р 52575-2006" (показатели: "Время высыхания красок до степени 3" - 5-30 мин., "Массовая доля нелетучих веществ красок" - 70-90%).
Требования к ряду показателей иных товаров (материалов) в Приложении N 7, по мнению ООО "Профит-плюс", государственным заказчиком установлены аналогичным образом.
В обоснование своей позиции ООО "Профит-плюс" ссылается на положения письма Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 (далее - Письмо ФАС России).
2. Также, по мнению подателя Жалобы, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" не установил в Документации о закупке обязательное требование к лицам, осуществляющим выполнение работ, а именно требование наличии выписки из реестра членов саморегулируемой организации, при этом указал виды работ, на которые требуются допуски СРО.
Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об аннулировании результатов рассматриваемого электронного аукциона.
Государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил. На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители государственного заказчика пояснили следующее.
По мнению государственного заказчика, Документация об электронном аукционе не содержит требований к показателям (характеристикам) товаров (материалов), значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, поскольку требования к значениям приведенных подателем Жалобы показателей по позициям 1, 3, 7 Приложения N 7 установлены государственным заказчиком в соответствии с актуальной нормативной документацией и подлежат указанию в первых частях заявок участников рассматриваемой закупки в виде диапазонов, соответствующих положениям определенных ГОСТ.
Уполномоченный орган - Департамент письменных возражений относительно доводов Жалобы также не представил. На рассмотрении Жалобы представитель Департамента устно отметил, что запросов на разъяснение положений Документации от участников закупки не поступало, а также указал, что на участие в рассматриваемой закупке поступили первые части заявок 2 участников.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В сентябре 2017 года государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" и уполномоченным органом - Департаментом осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга" км 24+600 - км 26+326, км 26+362 - км 35+085, км 35+114 - км 37+834, км 37+882 - км 45+640 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000617000602 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.09.2017 (начальная (максимальная) цена контракта - 123 796 544, 68 рублей).
Документация об электронном аукционе утверждена временно исполняющим обязанности начальника ГОКУ "Новгородавтодор" "_" 04.09.2017.
В данном случае объектом закупки является выполнения работ по ремонту автомобильной дороги, для выполнения которой используется товар, что, в частности подтверждается установленными в Документации требованиями к первым частям заявок на участие в аукционе.
Таким образом, товар, используемый при выполнений работ, и требования к значениям его показателей, также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга" км 24+600 - км 26+326, км 26+362 - км 35+085, км 35+114 - км 37+834, км 37+882 - км 45+640 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 10.2 Документации об электронном аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении N 7:
1.1. По позиции 1 "Песок для строительных работ" Приложения N 7 установлены следующие показатели данного товара и их возможные значения:
- "Полный остаток на сите N 063 мм, % по массе" - диапазон значений показателя: нижняя граница - св. 10, верхняя граница - 75 % по массе;
- "Содержание в песке глины в комках, %" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 0, верхняя граница - 0,5 % по массе.
1.2. По позиции 3 "Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003" установлены следующие показатели и их возможные значения:
- "Условная вязкость при 20С" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 10, верхняя граница - 65 сек.;
- "Остаток на сите N 014" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 0, верхняя граница - 0, 25 % по массе;
- "Глубина проникания иглы при 25С" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 60, верхняя граница - 130 (0,1 мм).
1.3. По позиции 7 "Краска (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог в соответствии с ГОСТ Р 52575-2006" установлены следующие показатели и их возможные значения:
- "Время высыхания красок до степени 3" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 5, верхняя граница - 30 мин;
- "Массовая доля нелетучих веществ красок" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 70, верхняя граница - 90%.
По мнению подателя Жалобы - ООО "Профит-плюс", указанные требования к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку значения данных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара (материала) после его производства.
Изучив материалы Жалобы, а также положения государственных стандартов, соответствие которым для товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлено государственным заказчиком в Документации об электронном аукционе (Приложение N 7) (ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", ГОСТ Р 52128-2003 "Эмульсии битумные дорожные. Технические условия", ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования"), Комиссия приходит к следующим выводам.
При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе действительно не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу N АКПИ16-1287.
Однако, при оценке установленных государственным заказчиком в Документации об электронном аукционе требований к показателям товаров (материалов), необходимо учитывать следующее.
Предусмотренные государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в Документации об электронном аукционе требования к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, соответствуют положениям названных в Приложении N 7 государственных стандартов (ГОСТ 8736-2014, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ Р 52575-2006), согласно которым значения спорных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара (материала) после его производства:
1.1. По позиции 1 "Песок для строительных работ" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено требование, согласно которому песок должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.
Согласно пункту 4.2.3 ГОСТ 8736-2014 полный остаток песка на сите N 063 должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
В соответствии с таблицей 2 ГОСТ 8736-2014 показатель "Полный остаток на сите N063 мм, % по массе" (от очень мелкого - 10 до повышенной крупности -75) имеет диапазонное значение для различных групп песка.
Согласно пункту 4.2.5 ГОСТ 8736-2014 содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице 4.
Согласно таблице 4 ГОСТ 8736-2014 показатель "Содержание в песке глины в комках, % по массе" должен быть:
- для I класса песка: не более 0,25 % по массе для групп песка повышенной крупности, крупного и среднего, не более 0,35 % по массе для группы песка мелкий;
- для II класса песка: не более 0,5 % по массе для групп песка повышенной крупности, крупного и среднего, мелкого и очень мелкого, не более 1 % по массе для групп песка тонкий и очень тонкий.
Таким образом, указанные государственным заказчиком требования к значениям показателей "Полный остаток на сите N 063 мм, % по массе" (диапазон с нижней границей - св. 10, верхней границе - 75 % по массе), "Содержание в песке глины в комках, % по массе" (диапазон с нижней границей - 0, верхней границе - 0,5 % по массе) для песка строительного, содержащиеся в Приложении N 7 установлены в соответствии с ГОСТ 8736-2014 и не противоречат им.
1.2. По позиции 3 "Эмульсия битумная дорожная" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено требование, согласно которому эмульсия битумная должна соответствовать ГОСТ Р 52128-2003.
Согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 52128-2003 показатели свойств эмульсий должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1 для анионных, в таблице 2 - для катионных эмульсий.
Согласно таблицам 1, 2 ГОСТ Р 52128-2003 для анионных эмульсий классов ЭБА-1 - ЭБА-3, ЭБПА-1 - ЭБПА-3 и катионных классов ЭБК-1 - ЭБК-3, ЭБПК-1 - ЭБПК-3 значение условной вязкости при 20С должно быть в диапазоне от 8 до 45 с и диапазоне от 10 до 65 с соответственно, значение остатка на сите N 014 должно быть не более 0,6 % по массе и 0,3 % по массе соответственно, значение глубины проникания иглы при 25С - не менее 60 0,1 мм (для анионных и катионных эмульсий всех классов).
Таким образом, указанные государственным заказчиком требования к значениям показателей "Условная вязкость при 20С" (диапазон значений с нижней границей - 10, верхней границей - 65 сек.), "Остаток на сите N 014" (диапазон значений с нижней границей - 0, верхней границей - 0, 25 % по массе), "Глубина проникания иглы при 25С" (диапазон значений с нижней границей - 60, верхней границей - 130 (0,1 мм) для эмульсий битумных, содержащиеся в Приложении N 7 установлены в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003 и не противоречат им.
1.3. По позиции 7 "Краска (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлено требование, согласно которому Краска (эмаль) для дорожной разметки должна соответствовать ГОСТ Р 52575-2006.
- "Время высыхания красок до степени 3" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 5, верхняя граница - 30 мин;
- "Массовая доля нелетучих веществ красок" - диапазон значений показателя: нижняя граница - 70, верхняя граница - 90%.
Согласно пункту 5.1.7 ГОСТ Р 52575-2006 показатели времени высыхания красок (эмалей) до степени 3 должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 7, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Согласно таблице 7 ГОСТ Р 52575-2006 время высыхания красок до степени 3 должно соответствовать общему диапазону для разных классов разметочного материала от менее 15 до 60 мин.
Согласно пункту 5.1.6 ГОСТ Р 52575-2006 показатели массовой доли нелетучих веществ красок (эмалей) должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 6, с учетом класса, определяющего требования к данному параметру.
Согласно таблице 6 ГОСТ Р 52575-2006 массовая доля нелетучих веществ красок (эмалей)должна соответствовать общему диапазону для разных классов разметочного материала от 60 до более 80 %.
Таким образом, содержащиеся в Приложении N 7 требования к показателям "Время высыхания красок до степени 3" (диапазон значений показателя: нижняя граница - 5, верхняя граница - 30 мин), "Массовая доля нелетучих веществ красок" (диапазон значений показателя: нижняя граница - 70, верхняя граница - 90%) для краски (эмали) для дорожной разметки установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ Р 52575-2006 и не противоречат им.
Следовательно, вышеуказанные государственные стандарты (ГОСТ 8736-2014, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ Р 52575-2006), приведенные государственным заказчиком в Приложении N 7, не содержат конкретных значений спорных показателей (характеристик), а лишь определяют предельные (максимальные, минимальные) нормативы с использованием оборотов "не более_", "не менее_", а также их диапазоны значений ("св_до_", "от_до_" и т.д.).
Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, что установленные государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 7 требования к значениям спорных показателей товаров (материалов) в виде диапазонов значений соответствуют предельным (максимальным, минимальным) нормативам и диапазонам значений, предусмотренным вышеназванными государственными стандартами для данных показателей (характеристик) товаров (материалов), и не противоречат им.
Следовательно, участники рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок на участие в ней по всем позициям Приложения N 7, требования к значениям показателей которых установлены государственным заказчиком в виде диапазонов, могут указать максимально возможный диапазон тех или иных характеристик товара (материала), соответствующий как требованиям Документации об электронном аукционе, так и положениям государственных стандартов.
При дальнейшей поставке победителем (единственным участником) закупки, товаров (материалов), необходимых для выполнения работ, их действительные характеристики должны будут соответствовать диапазонам, указанным в первой части заявки данного участника на участие в электронном аукционе, то есть входить в них.
Соответственно, Документация об электронном аукционе не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки и проводить их испытания.
Таким образом, описание объекта рассматриваемой закупки не приводит к ограничению доступа к участию в электронном аукционе, доказательств обратного подателем Жалобы не представлено.
Следовательно, доводы Жалобы в данной части в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
2. Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) к объектам капитального строительства относятся линейные объекты, в том числе автомобильные дороги (пункты 10, 11 статьи 1 ГрК).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту объекта капитального строительства - автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Таким образом, для выполнения работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (в частности автомобильных дорог) участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (далее - СРО) в сфере строительства, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 2.1 статьи 52 ГрК).
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Согласно Дефектной ведомости объемов работ (Приложение N 3.1 к Документации об электронном аукционе; далее - Приложение N 3.1) в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:
- устройство горизонтальной дорожной разметки: краской разметочной дорожной белой;
- демонтаж и установка дорожных знаков;
- устройство выравнивающего слоя из горячей мелкозернистой плотной а/б смеси тип Б марки II;
- розлив битумной эмульсии;
- устройство дополнительного (верхнего) слоя покрытия толщиной 4 см из щебёночно-мастичной а/б смеси ЩМА-10.
Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.4 "Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами", 25.7 "Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог", 25.8 "Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог" Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом электронном аукционе участники закупки должны быть членами СРО, соответствующей требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК.
В свою очередь, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" должен был установить в Документации об электронном аукционе обязательные в соответствии с действующим законодательством требования, предъявляемые в данном случае к участникам рассматриваемой закупки, а именно, требование о членстве участников в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также требования к составу вторых частей заявок данных участников о наличии в них выписки из реестра членов СРО.
Соответственно, исходя из положений Документации об электронном аукционе и Приложения N 3.1, государственный заказчик - ГОКУ "Новгородавтодор" должен рассматривать работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, как требующие членства в СРО, то есть данные работы представляют собой работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении в Документации об электронном аукционе обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Следовательно, в данной части Жалоба является обоснованной.
В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Как указывалось выше, объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга с использованием определенных товаров (материалов), требования к значениям которых установлены государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" в Приложении N 7.
Таким образом, товар, используемый при выполнений работ, и требования к значениям его показателей, также относятся к объекту закупки и должны быть описаны в документации о закупке по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе.
По позиции 2 "Знаки дорожные для ограждения мест производства дорожных работ (применяются для обозначения и ограждения мест проведения дорожных работ)" Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлены следующие показатели данного товара (материала) и их единицы измерения:
- "Минимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5" - "Ra . кд , лк -1 , м- ";
- "Максимальное значение удельного коэффициента световозвращения для белого цвета, при угле наблюдения 2о и угле освещения +5" - "Ra . кд , лк -1 , м- ".
Согласно Приложению N 7 требования к данному товару государственным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ 32945-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические условия".
Согласно пункту 6.1.9 ГОСТ 32945-2014 единицей измерения удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала III класса является "кд , лк -1 , м- ".
"Ra", в свою очередь, является условным обозначением показателя "удельный коэффициент световозвращения световозвращающего материала".
Следовательно, единица измерения удельного коэффициента световозвращения световозвращающего материала для знаков дорожных указана государственным заказчиком в ненадлежащем виде, что создает угрозу введения в заблуждение участников закупки относительно порядка указания в первой части заявки значений данной характеристики товара.
Аналогичным образом по данной позиции Приложения N 7 государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" также установлен следующий показатель данного товара и его единица измерения:
- "Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов" - "".
Согласно пункту 6.1.5 ГОСТ 32945-2014 данный коэффициент является величиной безразмерной.
"", в свою очередь, является условным обозначением показателя "Коэффициент яркости световозвращающего материала для цветов".
Кроме того, по позиции 2 Приложения N 7 государственным заказчиком также установлен такой показатель для данного товара (материала) как "Толщина покрытия оцинкованной стали".
Однако, единица измерения данного показателя в Приложении N 7 государственным заказчиком не установлена.
Вместе с тем, требования к данному товару (материалу) государственным заказчиком в Приложении N 7 установлены в соответствии с положениями ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия (с изменениями N 1, 2)".
В качестве единицы измерения толщины покрытия оцинкованной стали пунктом 1.3 ГОСТ 14918-80 установлено - "мкм".
Также, по позиции 7 "Краска (эмаль) для дорожной разметки автомобильных дорог в соответствии с ГОСТ Р 52575-2006" государственным заказчиком - ГОКУ "Новгородавтодор" установлен такой показатель данного товара (материала) как "Степень перетира красок".
Однако, единица измерения данного показателя государственным заказчиком в Приложении N 7 не установлена.
Требования к данному товару (материалу) в Приложении N 7 государственным заказчиком установлены в соответствии с ГОСТ Р 52575-2006 "Дороги автомобильные общего пользования. Материалы для дорожной разметки. Технические требования".
При этом, в качестве единицы измерения степени перетира красок в соответствии с пунктом 5.1.5 ГОСТ Р 52575-2006 установлено - "мкм".
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в установлении единиц измерений, противоречащих ГОСТ 32945-2014, а также в неустановлении единиц измерений показателей товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренных ГОСТ 14918-80 и ГОСТ Р 52575-2006.
2. Согласно пункту 66 Перечня нормативно-технических документов на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга" км 24+600 - км 26+326, км 26+362 - км 35+085, км 35+114 - км 37+834, км 37+882 - км 45+640 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области (Приложение N 4 к документации об аукционе в электронной форме; далее - Перечень нормативно-технических документов) заказчиком указан ГОСТ 33388-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации".
Таким образом, подрядчик при проведении работ должен соблюдать, в том числе, требования данного государственного стандарта.
Однако в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 г. N 1004-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" межгосударственный стандарт "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г, является действующим и имеет номер "33388-2015".
Таким образом, заказчиком в Перечне нормативно-технических документов, входящей в состав Документации, была допущена техническая ошибка, выразившиеся в указании ошибочного номера государственного стандарта ("33388-2014" вместо "33388-2015").
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ГОКУ "Новгородавтодор" содержатся нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в несоблюдении правил описания объекта закупки (указании ошибочного номера государственного стандарта, устанавливающего требования к проведению диагностики и паспортизации автомобильных дорог).
3. Согласно части 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Состав аукционной комиссии по проведению вышеуказанного аукциона утвержден приказом Департамента имущественных отношений и государственных закупок новгородской области N 2106 от 05.09.2017.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с пунктом 10.2 раздела 10 Документации требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении N 7.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из инструкции по заполнению заявок, установленной государственным заказчиком в Приложении N 7 (далее - Инструкция) следует что, участники рассматриваемой закупки при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.
Таким образом, при составлении своих заявок на участие в рассматриваемом аукционе участники закупки должны были руководствоваться требованиями Приложения N 7, в котором также содержится Инструкция.
Требуемые заказчиком технические, функциональные, эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) используемого при выполнений работ товара установлены в Приложении N 7 в виде таблицы.
На участие в рассматриваемом электронном аукционе было подано две заявки участников закупки.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме от 25.09.2017 (далее - Протокол), участнику закупки с порядковым номером заявки 2 было отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"В заявке участника представлена недостоверная информация по показателям товаров, установленным в Приложении N 7 к описанию объекта закупки, а именно:
по позиции "Песок для строительных работ" участником закупки указаны следующие показатели данного товара и их значения:
- "Модуль крупности" - диапазон значений показателя: нижняя граница - "св 2", верхняя граница - "3";
- "Полный остаток на сите N 063 мм, % по массе" - диапазон значений показателя: нижняя граница - "30", верхняя граница - "65" % по массе.
Минимальное значение диапазона предоставленное "св 2", в соответствии с ГОСТ 8736-2014 является значением относящимся к песку с модулем крупности "средний", максимальное значение диапазона указанное участником "65", что соответствует песку с модулем крупности "крупный". Кроме того минимальное значение диапазона указанное участником "30" к показателю "Полный остаток на сите N 063 мм ", согласно ГОСТ 8736-2014, соответствует песку с модулем крупности "мелкий". Тогда как участник при описании материала используемого при выполнении работ должен указывать его конкретные показатели (характеристики), имеющие отношения к материалу который он предусматривает для исполнения работ. Таким образом, описание товара "Песок для строительных работ" соответствующий ГОСТ 8736-2014 не является достоверным, поскольку не имеет конкретных значений показателей относящихся к песку какой либо крупности".
Комиссия Новгородского УФАС России находит данное решение аукционной комиссии уполномоченного органа неправомерным, исходя из следующего.
Приведенные в заявке участника закупки с порядковым номером 2 значения показателей "Модуль крупности" и "Полный остаток на сите N 063 мм" полностью соответствуют требованиям Приложения N 7 и Инструкции, то есть входят в установленный заказчиком диапазон значений.
При этом заказчик не требует представлять в заявке информацию о группе песка (мелкий, средний, крупный и т.д.) для определения соответствия значений показателей "Модуль крупности" и "Полный остаток на сите N 063 мм" требованиям ГОСТ 8736-2014 в данной части.
Также следует отметить, что в заявке участника закупки с порядковым номером 1 по позиции 8 "Песчано-гравийная смесь ГОСТ 23735-2014" по показателю "Группа смеси" указано значение - "4", а по показателю "Содержание зерен гравия в смеси" - "50-65 % по массе".
Однако согласно пункту 4.3.4 ГОСТ 23735-2014 обогащенную песчано-гравийную смесь в зависимости от содержания зерен гравия подразделяют на пять групп:
1 группа - от 15 до 25 % по массе;
2 группа - свыше 25 до 35 % по массе;
3 группа - свыше 35 до 50 % по массе;
4 группа - свыше 50 до 65 % по массе;
5 группа - свыше 65 до 75 % по массе.
Согласно заявке данного участника закупки, им выбрана "Группа смеси" - "4", следовательно, для данной группы значение показателя "Содержание зерен гравия в смеси" должно быть - "свыше 50 до 65 % по массе".
Однако согласно Протоколу заявка участника закупки с порядковым номером 1 была признана соответствующей требованиям Документации.
Таким образом, аукционная комиссия, отклонив заявку участника закупки с порядковым номером 2 на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, сославшись на представления "недостоверной информации" по показателям товара "Песок для строительных работ", установленным в Приложении N 7, и допустив при этом заявку участника закупки с порядковым номером 1 с такими же сведениями по товару "Песчано-гравийная смесь", действовала непоследовательно и предвзято.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа - Департамента на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение об отказе в допуске участника закупки с порядковым номером заявки 2 к участию в аукционе является неправомерным.
С учетом вышеизложенного, в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента содержится нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном и безосновательном отказе в допуске к участию в аукционе участника закупки с порядковым номером 2.
При решении вопроса о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений Комиссия учитывает следующее.
Нарушения, установленные в действиях государственного заказчика и выразившиеся в неустановлении предусмотренных действующим законодательством обязательных требований к участникам закупки, а также в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа, выразившееся в нарушении порядка отбора участников закупки, являются грубыми, могут существенно повлиять на результаты закупки, в связи с чем требуют устранения путем выдачи обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь статьями 31, 33, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной "Профит-плюс" (354068, г. Сочи, ул. Навагинская, д. 9Д, оф. 420) на действия государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом - Департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги общего пользования регионального значения N 49К-10 ж/д ст. Подберезье - Село-Гора - Тёсово-Нетыльский - "Любань - Оредеж - Луга" км 24+600 - км 26+326, км 26+362 - км 35+085, км 35+114 - км 37+834, км 37+882 - км 45+640 в Новгородском муниципальном районе Новгородской области, извещение N 0150200000617000602 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 05.09.2017, частично обоснованной в части доводов о не установлении в документации об аукционе обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
2. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор" нарушения части 5 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать государственному заказчику - Государственному областному казенному учреждению "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор", аукционной комиссии уполномоченного органа - Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области и оператору электронной площадки - АО "Электронные торговые системы" (НЭП) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Новгородской области "Новгородавтодор".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии С.О. Михайлов
М.В. Герасимова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 27 сентября 2017 г. N 4520/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2017