Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии <_..>;
члены Комиссии: <_..>;
при участии представителей Администрации муниципального образования "Аларский район" Иркутской области (далее - заказчик) - <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Асвэл-Консалт" (далее - заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ Кутуликская СОШ, извещение N 0134300034617000015 (далее - электронный аукцион), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 27 сентября 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель указывает, что документация об аукционе содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком установлены требования, ограничивающие доступ к участию организациям, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в нарушение части 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ сокращены сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе, установлены неисполнимые требования к материалам "Мыло твердое хозяйственное 72%", "Мел природный молотый", которые не позволяют участникам закупки подготовить первую часть заявки на участие в аукционе.
Кроме того, заявитель указывает, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком установлены требования к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара, а также в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует конкретному товару.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 12 сентября 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300034617000015, а также Документация о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ Кутуликская СОШ (далее - Документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 29 786 662 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию документации о проведении электронного аукциона установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Заказчиком во исполнение вышеназванной нормы в пункте 26 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона установлено, следующее:
"Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и информацию:
2.1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона;
2.2. документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктам 1 и 2 пункта 15 и пунктом 16 настоящей Информационной карты, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 3 - 8 пункта 15, пункту 16 настоящей Информационной карты;
2.3. документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимущества в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, или копии этих документов (декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации) и в соответствии с требованиями, установленными пунктом 18 настоящей Информационной карты;
2.4. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе (см. техническую часть документации);
2.5. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и (или) учредительными документами юридического лица и для участника аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
2.6. документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии с пунктом 18 настоящей Информационной карты, или копии этих документов;
2.7. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ, или копии этих документов".
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Вместе с тем, Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что документация о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ Кутуликская СОШ, извещение N 0134300034617000015 не содержит условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств и работ, услуг выполняемых и оказываемых иностранными лицами, предусматривающий запрет допуска работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Цитирование пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ в документации о проведении электронного аукциона не может свидетельствовать об установлении заказчиком условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств и работ, услуг выполняемых и оказываемых иностранными лицами, таким образом, довод заявителя жалобы не нашел своего подтверждения.
Довод заявителя жалобы о сокращении сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе является обоснованным на основании следующего.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Частью 1 статьи 194 ГК РФ предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что заказчиком 13 сентября 2017 года в 16:22 в ЕИС размещено извещение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ Кутуликская СОШ, при этом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен 28 сентября 2017 года в 10:00.
Вместе с тем, в соответствии с частью 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ сроком окончания подачи заявок является не ранее, чем 29 сентября 2017 года.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ выразившееся в сокращении сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе.
В отношении довода заявителя жалобы об установлении неисполнимых требований к материалам "Мыло твердое хозяйственное 72%", "Мел природный молотый", которые не позволяют участникам закупки подготовить первую часть заявки на участие в аукционе, Комиссией Иркутского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В Приложении N 1 к документации об электронном установлены, в том числе следующие требования к товару "Мыло твердое хозяйственное 72%": "массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска, не более 0,1".
Вместе с тем, в таблице N 2 ГОСТ 30266-95 установлено следующее: "массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска, не более 1".
В отношении товара "Мел природный молотый" установлено следующее требование: "тонина помола: остаток, %, не более, на сетке N 02: 06 или не нормируется".
Однако таблица N 2 ГОСТ 17498-72 не устанавливает норму остатков тонина помола на сетке N 02.
В отношении товара "Электрод Э42А" установлено следующее требование: "Разность толщины покрытия e в диаметрально противоположных участках электрода, мм не более 0,28", при этом в соответствии с ГОСТ 9466-75 для электродов необходимого заказчику номинального диаметра 5,0 разность толщины покрытия e в диаметрально противоположных участках электрода равен 0,24 мм.
Пункт 5 Ведомости материалов содержит следующее требование: "Гвозди строительные с плоской головкой 1,8х60".
В соответствии с пунктом 2 ГОСТ 4028-63 гвозди с диаметром стержня 1,8 мм и длиной 60 мм изготавливаются только гвозди с конической головкой. Максимальный размер требуемых заказчиком гвоздей с плоской головкой 1,6х50мм, а по требованию потребителя могут быть изготовлены размером 1,8х32мм. Следовательно, указанный заказчиком в Ведомости материалов размер гвоздей не соответствует ГОСТ 4028-63.
Также заказчиком в отношении товара "Очес льняной" установлено требование: "сорт: в пределах диапазона 4-14. Соответствующая величина расчетного номера в пределах диапазона от 5,1 до 13,1 и выше".
В соответствии с п. 5.1.2 ГОСТ Р 53486-2009 для сорта очеса номер 4 соответствующая величина расчетного номера до 5,0 включительно, которая не указана заказчиком в Ведомости материалов.
В отношении товара "Гвозди толевые круглые 3,0х40" заказчиком установлено единственное требование о том, что "масса 1000 гвоздей, кг не менее 1,520". В соответствии с п. 3 ГОСТ 4029-63 для необходимого заказчику размера гвоздей 3,0х40 масса 1000 гвоздей "2,23". Таким образом, заказчиком показатель массы гвоздей указан не в соответствии с ГОСТ;
В пункте 50 Ведомости материалов "Линолеум на теплозвукоизолирующей подоснове" заказчиком указано, что линолеум должен отвечать требованиям ГОСТ 18108-80. Вместе с тем, данный ГОСТ утратил силу в связи изданием ГОСТ 18108-2016.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлены требования к значениям показателей, не соответствующие требованиям ГОСТ, в связи с чем значения указанных показателей будут соответствовать требованиям документации об аукционе, но противоречить требованиям ГОСТ, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в аукционе и вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, довод заявителя жалобы является обоснованным.
Довод заявителя об установлении в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ требований к описанию участниками закупок в составе заявок химического состава и (или) компонентов товара является обоснованным.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N44-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
При формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.
Вместе с тем такое описание должно быть обусловлено потребностями заказчика и являться обоснованным.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ не предусматривает безусловной обязанности заказчика воспроизвести в документации о закупке в отношении закупаемого (используемого) товара все установленные в технических регламентах, стандартах и иных нормативных актах в сфере технического регулирования показатели независимо от значения их для заказчика и результатов работ.
Исходя из статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к работам, являющимся предметом контракта, товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в ведомости материалов с техническими характеристиками, функциональными особенностями, потребительскими свойствами товаров (материалов) используемых при выполнении работ.
Изучив ведомость материалов Комиссия установила, что в отношении материалов "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая", "Ацетилен газообразный технический", "Очес льняной", "Масло индустриальное И-20А", "Кислород технический газообразный", "Ацетилен растворенный технический", "Известь строительная негашеная хлорная марки А", "Ксилол нефтяной", "Уайт-спирит", "Эмаль ПФ-115 серая", "Олифа комбинированная, марки К-3", "Мыло твердое хозяйственное 72%", "Мел природный молотый", "Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС30" и иные материалы заказчиком установлены требования к показателям материалов, являющиеся излишними и на этапе выполнения и принятия работ, не могут быть проверены.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В силу положений статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки в первой части заявки должен представить, в том числе конкретные показатели товара (материала), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
Кроме того, представителем заказчика при рассмотрении жалобы не была обоснована потребность заказчика в указание соответствующих характеристиках товара. Более того, представитель заказчика в ходе рассмотрения жалобы не смог пояснить, каким образом будет осуществляться проверка химического состава вышеуказанных материалов при выполнении подрядчиком работ по контракту. Документы, подтверждающие возможность такой проверки, представителем также не представлены.
Установленные заказчиком в Ведомости материалов аукционной документации требования к показателям не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований к товарам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
Таким образом, требования к указанию в составе заявки химического состава товара, показателей испытания товара, или показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является избыточным требованием, что нарушает правила объективного характера описания объекта закупки.
Вместе с тем, формирование заказчиком технического задания подобным образом не обусловлено целью обеспечить более высокое качество закупаемых работ, не соответствует требованию об объективности и стандартности описания объекта закупки, создает дополнительные препятствия для подготовки заявки на участие в аукционе, связанные с необходимостью расшифровки содержания инструкции и требований к товарам, повторным указанием сведений, необходимостью набора текста. Такими действиями заказчик лишь увеличивает трудозатраты на подготовку участников закупки заявок на участие в аукционе, и объем таких заявок.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необъективности характера описания объекта закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Федерального закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по установлению заказчиком стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки.
Приложением N 1 к документации об электронном аукционе (Ведомость материалов) установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при выполнении работ.
В Ведомости материалов указан следующий перечень технических регламентов или документов в соответствии с системой стандартизации РФ, используемых при описании характеристик объекта закупки:
ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 30547-97, ГОСТ 8479-70, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 7505-89, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 5457-75, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 3134-78, ГОСТ Р 53486-2009 , ГОСТ 18320-78, ГОСТ 9870-61, ГОСТ 2246-70, ГОСТ 12172-74, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 30266-95, ГОСТ Р 54562-2011, ГОСТ 20799-88, ГОСТ 17498-72, ГОСТ 21631-76, ГОСТ 9347-74, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 31565-2012, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 22483-2012, ГОСТ 7338-90, , ГОСТ 24856-2014, ГОСТ 3634-99, ГОСТ 32415-2013 , ГОСТ 5638-75 , ГОСТ 23469.3-79, ГОСТ 2850-95, ГОСТ 19034-82, ГОСТ 13344-79, ГОСТ 481-80, ГОСТ 21930-76, ГОСТ 89-73, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 18108-80, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 30340-95, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 2697-83.
Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика указывать конкретные ГОСты применительно к каждой позиции, а лишь указывают, что при описании объекта закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, соответствующие ГОСтам. Ссылка на конкретные ГОСТы, применяемые при выполнении работ содержится в Ведомости материалов.
Комиссия приходит к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, указаны требуемые показатели товаров, которые сопоставлены со стандартами и иными документами, следовательно, довод заявителя является необоснованным.
Кроме того потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадки запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией Иркутского УФАС России выявлены следующие нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает помимо прочего, следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона в графе "Требования к участникам" указано следующее:
"1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к требованию отсутствует
3 Требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
4 Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
5 Требование к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Дополнительная информация к требованию отсутствует
6 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к требованию отсутствует".
Пунктом 15 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, установленные в соответствие с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе установлено следующее требование: "Соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ.
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договора, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
2) если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договора не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Документом, подтверждающим членство в саморегулируемой организации является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство по форме утверждённой Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации", при этом выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, указанного в извещении и документации об электронном аукционе".
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование о том, что участники закупки должны являться членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, что является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, заказчиком неправомерно в извещении о проведении электронного аукциона установлены указанные в п.п. 3-6 требования к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (Приложение N 1 к Постановлению N 99).
Согласно п. 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
К документам, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Определенный Приложением N 1 к Постановлению N 99 перечень документов для работ рассматриваемой закупки, является исчерпывающим. При этом, Постановлением N 99 не установлены требования к наличию финансовых ресурсов для исполнения контрактов (пункт 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), требования к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (пункт 4 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Предусмотренные Постановлением N 99 требования и перечень документов указаны заказчиком в пункте 16 Информационной карты. При этом, указанные в извещении о проведении электронного аукциона дополнительные требования документацией об аукционе не предусмотрены.
Таким образом, имеются противоречия между информацией, содержащейся в извещении о проведении электронного аукциона и документации об аукционе.
Положения, предусмотренные частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, к рассматриваемой закупке не могут применяться, поскольку распространяются на закупки, предметом которых являются аудиторские и сопутствующие аудиту услуг, а также консультационные услуги.
В силу части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе неправомерно в извещении о проведении электронного аукциона установлены дополнительные требования, предусмотренные п.п. 1,4 части 2, части 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что 12 сентября 2017 года участником закупки направлен запрос на разъяснения положений документации.
14 сентября 2017 года в ЕИС заказчиком опубликован ответ на поступивший запрос, из содержания которого следует, что заказчик на основании поступившего запроса внес изменения в документацию.
Вместе с тем, указанный ответ размещен без указания предмета запроса, что нарушает требования части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В пункте 20 Информационной карты заказчиком установлены порядок, дата начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, пунктом 25 Информационной карты датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 28.09.2017 г.
С учетом положений части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, участник закупки может направить запрос на разъяснение положений документации не позднее 24.09.2017 г., следовательно, датой окончания срока предоставления заказчиком разъяснений положений документации об аукционе является 26.09.2017 г.
При этом заказчиком в документации об аукционе установлена дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об аукционе 23.09.2017 г., что является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ.
В части 4 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Частью 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 18 Информационной карты документации об электронном аукционе "В случае если Подрядчик по Контракту не является субъектом малого предпринимательства или социально-ориентированной некоммерческой организацией, в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", такой Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства или социально-ориентированных некоммерческих организаций с передачей им работ на сумму не менее 20 % от общей цены Контракта".
В пункте 5.4.25 проекта установлено "Привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, в объеме не менее 20 процентов от цены контракта".
Указанные положения проекта контракта не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, вышеуказанное положение проекта контракта документации об электронном аукционе не содержит условия о том, что привлечение указанных субъектов осуществляется исключительно в случае, если субподрядчик не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, указанные действия заказчика, не установивших надлежащим образом порядок привлечения к исполнению контракта участников, являющихся субъектами малого предпринимательства, нарушают положения части 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.ст. 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе установлены заказчиком в пункте 26 Информационной карты, согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пп.пп. 1 и 2 п. 15 и п. 16 настоящей Информационной карты, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пп.пп. 3 - 8 п. 15, п. 16 настоящей Информационной карты.
При этом, пп. 2 пункта 15 Информационной карты установлено требование к участникам закупки о непроведении ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, п. 16 Информационной карты установлено дополнительное требование к участникам закупки, установленное в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик требует от участников закупки представить во второй части заявки на участие в аукционе документ, подтверждающий непроведение ликвидации участника закупки, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, что не соответствует требованиям пункта 2 части 5 статьи 66, части 1, 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, в пп. 3 пункта 3.4 раздела I документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п.п. 3-10 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, что противоречит информации, указанной в п. 26 Информационной карте и не соответствует пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Следовательно, при формировании требований к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
Комиссией установлено, что в отношении материалов "Масло индустриальное И-20А", "Мыло твердое хозяйственное 72%", "Картон строительный прокладочный марки Б", "Шкурка шлифовальная двухслойная с зернистостью 40-25" заказчиком установлены излишне завышенные требования к характеристикам материалов, в связи с тем, что данные товары являются расходными материалами, не влияют на качество выполненной работы, расходуются в процессе вспомогательных работ и нарушают правило объективного характера описания объекта закупки.
Также Комиссией установлено, что заказчиком в отношении материала "Очес льняной" установлено некорректное требование к показателям товара: "Расщепленность: более 430 или менее 430 включительно". По мнению Комиссии, указанное значение показателя вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом оформить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о необъективности характера описания объекта закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В пункте 26 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона установлено следующее требование: "При этом требуется указать конкретные показатели товаров в требуемых единицах измерения (Форма первой части заявки может не соответствовать рекомендуемой форме, но при этом первая часть заявки должна содержать все конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, а также наименование страны происхождения товара.) (приложение N 1 к документации об электронном аукционе "Ведомость материалов")".
Вместе с тем, согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в заявке на участие в электронном аукционе при описании товаров, используемых при выполнении работ, участник электронного аукциона должен использовать конкретные (точные) значения технических, функциональных, качественных показателей данных товаров, в полном соответствии с показателями, содержащимися в Приложении N1 в отношении товаров помеченных символом (^) и Приложений N2, N3, N4, N5, N6, N7, N8, N9, N10, N11 к аукционной документации.
Комиссией установлено, что Приложение N 1 (Ведомость материалов) не содержит товары, помеченные символом (^), Приложения N2, N3, N4, N5, N6, N7, N8, N9, N10, N11 к аукционной документации содержат локальные ресурсные сметные расчеты, в которых не установлены минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Сформированная таким образом инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также противоречия в отношении документов, в соответствии с которыми участники закупки должны представить конкретные показатели товаров, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, препятствует надлежащему оформлению заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями документации об аукциона и Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, действия заказчика установившего в документации об электронном аукционе ненадлежащие требования к содержанию заявки на участие в электронном аукционе, ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Асвэл-Консалт" частично обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.30, пп. 1,2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.6 ч.5,
ст.63, пп. 1,2, 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4,6 ст.65, п.2 ч.5 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений требований
Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем аннулирования электронного аукциона;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского
УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> <_..> |
ПРЕДПИСАНИЕ N 382
03 октября 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
члены Комиссии: <_..>;
при участии представителей Администрации муниципального образования "Аларский район" Иркутской области (далее - заказчик) - <_..>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Асвэл-Консалт" (далее - заявитель);
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 995 от 03 октября 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ Кутуликская СОШ, извещение N 0134300034617000015.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 20 октября 2017 года заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..>
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 октября 2017 г. N 995
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017