Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Город" (далее - Заявитель) на действия управления ЖКХ администрации МО город Геленджик (далее - Заказчик) при проведении администрацией МО г. Геленджик (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона: "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003717000538) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Город" указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлено необъективное описание объекта закупки (позиции "Пиломатериал хвойных пород", "Гвозди строительные", "Качалка-балансир малая", "Плита резиновая"); в инструкции по заполнению заявки установлены непонятные требования.
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов муниципального образования город-курорт Геленджик" (извещение N 0118300003717000538). Заказчик - управление ЖКХ администрации МО город Геленджик.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 220 860,00 рубль.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующиезначениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
Пиломатериал хвойных пород |
1 |
Вид пиломатериала |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должны быть брусья необрезные |
2 |
Толщина |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
мм |
100125 |
|
3 |
Ширина: |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
мм |
100175 |
|
4 |
Длина |
не менее 4 |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
м |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
|
5 |
Сорт |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должен быть 4 |
|
6 |
Соответствие ГОСТ |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должен соответствовать ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87 |
Пунктом 13 Инструкции по заполнению заявки установлено, что в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 3 с использованием символа "обелюс" ("") - участник указывает одно из значений показателя, разделенных указанным символом.
Пунктом 24 Инструкции по заполнению заявки предусмотрено, что в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 3 с использованием символа "обелюс" (""), при этом после наименования показателя стоит знак "двоеточие" (":") - это означает, что заказчиком задан интервал числовых значений показателя (в данном случае участник указывает весь ряд конкретных числовых значений, удовлетворяющий заданному интервалу числовых значений, предусмотренный требованиями действующего на территории Российской Федерации государственного или национального стандарта, регламентирующего технические условия или сортамент товара, предлагаемого к поставке, в случае ели требование соответствия товара такому стандарту установлено заказчиком.
Согласно п. 13 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" необрезной пиломатериал (заготовка) это пиломатериал (заготовка) с неопиленными или частично опиленными кромками, с обзолом более допустимого в обрезном пиломатериале.
Согласно п. 2 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками должны соответствовать указанным в таблице.
Номинальные размеры толщины и ширины
мм
Толщина |
Ширина |
||||||||
16 |
75 |
100 |
125 |
150 |
- |
- |
- |
- |
- |
19 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
- |
- |
- |
- |
22 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
- |
- |
25 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
32 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
40 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
44 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
50 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
60 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
75 |
75 |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
100 |
- |
100 |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
275 |
125 |
- |
- |
125 |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
150 |
- |
- |
- |
150 |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
175 |
- |
- |
- |
- |
175 |
200 |
225 |
250 |
- |
200 |
- |
- |
- |
- |
- |
200 |
225 |
250 |
- |
250 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
250 |
- |
В соответствии с п. 3 ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры (с Изменениями N 1, 2)" ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины необрезных пиломатериалов, должна быть для толщин:
|
от 16 до 50 мм |
не менее 50 мм; |
|
|
|
от 60 до 100 мм |
не менее 60 мм; |
|
|
|
от 125 до 300 мм |
не менее 0,6 толщины. |
|
Таким образом, установленные характеристики товара по позиции "Пиломатериалы хвойных пород" (брусья необрезные) не соответствуют требованиям государственного стандарта.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
Гвозди строительные |
1 |
Головка |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должна быть плоская |
2 |
Диаметр стержня |
не 1,4 |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
мм |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
|
3 |
Длина |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
мм |
2550 |
|
4 |
Соответствие ГОСТ |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должны соответствовать ГОСТ 4028-63 |
Пунктом 21 Инструкции по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено, что в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 1 с использованием указанных в данном абзаце слов, словосочетаний, знаков и символов "min", "более", "выше", ">" (больше), "не " (не меньше и не равно), "как минимум" - участник указывает одно конкретное числовое значение показателя, больше числового значения показателя, установленного заказчиком.
В соответствии с п.1 ГОСТ 4028-63 "Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)" конструкция и размеры строительных гвоздей с плоской головкой должны соответствовать указанным на черт.1 и в табл.1.
Таблица 1
мм
Диаметр стержня |
Длина гвоздя |
0,8 |
8 |
|
12 |
1,0 |
16 |
1,2 |
16 |
|
20 |
|
25 |
1,4 |
25 |
|
32 |
|
40 |
1,6 |
25 |
|
40 |
|
50 |
Таким образом, с учетом положений Инструкции по заполнению заявки участником закупки по позиции "Гвозди строительные" по показателю N 2 "Диаметр стержня" может быть предложено значение 1,8 мм, что будет соответствовать положениям аукционной документации, но противоречить требованиям государственного стандарта.
Кроме того, значение показателя "диаметр стержня" для гвоздя с плоской головкой в соответствии с требованиями ГОСТ 4028-63 и с учетом положений Инструкции по заполнению заявки может быть равен только 1,6 мм, символ "не ", используемый Заказчиком в данном случае может вводить участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
На основании вышеизложенного, Заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что в заявке на участие в электронном аукционе участником закупки по позиции "Гвозди строительные" предложены значения показателей, соответствующие требованиям государственного стандарта.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
Качалка-балансир малая |
3 |
Длина качалки-балансир |
Не 2100 |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
мм |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Пунктом 21 Инструкции по заполнению заявки (Раздел 8 аукционной документации) обусловлено, что в случае если заказчиком установлено требование к значению показателя тип 1 с использованием указанных в данном абзаце слов, словосочетаний, знаков и символов "min", "более", "выше", ">" (больше), "не " (не меньше и не равно), "как минимум" - участник указывает одно конкретное числовое значение показателя, больше числового значения показателя, установленного заказчиком.
Таким образом, правило использования символа "не ", предусмотренное Инструкцией по заполнению заявки, позволяет корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
Плита резиновая |
5 |
Цвет |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должен быть черный или коричневый. |
С учетом положений Инструкции по заполнению заявки (пп. г) п. 31 Инструкции) требование к данному значению показателя является неизменным без использования словосочетания "должен быть".
Следовательно, участником закупки в заявке на участие в электронном аукционе указывается установленное Заказчиком требование в неизменном виде, что позволяет на этапе исполнения контракта поставить плиту резиновую либо черного либо коричневого цвета.
Заказчиком в Разделе "Сведения о товарах (материалах), используемых при выполнении работ" аукционной документации установлены следующие требования к товару, в частности:
Наименование товара |
N показателя |
Наименование показателя |
Требование к значению показателя тип 1 |
Требование к значению показателя тип 2 |
Единица измерения |
Требование к значению показателя тип 3 |
Тренажер тип 2 |
1 |
Назначение |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
Требование к значению показателя данного типа не установлено |
- |
Должен быть предназначен для тренировки и укрепления мышц и суставов талии и бедер, мышц и суставов туловища в области поясницы, увеличивает эластичность соединительных тканей. |
По мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования "Должен быть предназначен для тренировки и укрепления мышц и суставов талии и бедер, мышц и суставов туловища в области поясницы, увеличивает эластичность соединительных тканей".
Вместе с тем, данное требование установлено к назначению тренажера, носит описательный характер и не требует от участников проведения испытаний.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Город" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки (позиции "Пиломатериал хвойных пород").
2. Признать в действиях Заказчика - управления ЖКХ администрации МО город Геленджик нарушение п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300003717000538).
5. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 октября 2017 г. N ЭА-3078/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017