Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 ноября 2009 г. N 1087-р
"Об утверждении программы "Развитие комплексной системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы"
22 сентября 2010 г., 19 января 2011 г.
В целях создания условий для эффективного функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области, повышения качества и безопасности товаров, работ и услуг, обеспечения контроля органами местного самоуправления за соблюдением законных прав граждан:
1. Утвердить программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Кемеровской области принять муниципальные программы защиты прав потребителей.
3. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (С.И.Черемнов) и управлению компьютерных технологий Администрации Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 января 2011 г. N 35-р пункт 4 настоящего распоряжения изложен в новой редакции
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецова.
5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.
И.о. Губернатора |
В.П. Мазикин |
Программа "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей
в Кемеровской области" на 2009-2011 годы
(утв. распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 ноября 2009 г. N 1087-р)
22 сентября 2010 г., 19 января 2011 г.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 января 2011 г. N 35-р в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт программы "Развитие комплексной системы защиты прав
потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Политика защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в России в последние годы.
Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении реальных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в реальной возможности для граждан в реализации своих потребительских прав, рациональном использовании полученных доходов на приобретение товаров, работ, услуг. Причем важно, чтобы они были качественными и безопасными для граждан, для здоровья и имущества потребителей, а также для окружающей среды.
Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации послужило принятие Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ряда других нормативных правовых актов.
В настоящее время организационную основу потребительской политики составляет сформированная система защиты прав потребителей. В Кемеровской области со времени принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" работают механизмы защиты прав потребителей.
На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, в пределах компетенции рассматриваются обращения граждан, проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, принимаются меры к добровольному урегулированию споров между потребителем и продавцом. В необходимых случаях к виновным лицам применяются меры административного воздействия.
Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, не доводя до необходимости восстановления нарушенных прав.
Вместе с тем развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.
Появление новых методов продажи товаров: посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж и т.д., не всегда положительно сказывается на потребительских отношениях.
В современных условиях для поддержки потребителей необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем.
Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг (например в таких сферах, как дистанционная торговля, потребительский кредит и т.д.), оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории Кемеровской области необходим переход на новый качественный уровень защиты прав потребителей, для чего требуются новые организационные подходы, объединение усилий всех структур, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, в том числе органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, что будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности в обществе.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание в Кемеровской области эффективной и доступной системы защиты прав потребителей.
Задачами Программы являются:
повышение правовой грамотности и информированности населения Кемеровской области в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения;
повышение уровня правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области;
защита населения Кемеровской области от недоброкачественных товаров, работ, услуг;
стимулирование повышения качества продукции, товаров, работ, услуг, предоставляемых на потребительском рынке
Кемеровской области;
содействие органам местного самоуправления Кемеровской области в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе защиты прав потребителей;
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области.
3. Система программных мероприятий
В рамках настоящей Программы будут реализованы следующие основные мероприятия:
определение основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Кемеровской области;
комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей;
совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;
нормативно-правовое обеспечение Программы;
привлечение на рынок товаров, работ и услуг квалифицированных кадров, имеющих специальное профессиональное образование;
организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;
комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей;
осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров (работ, услуг).
Описание программных мероприятий:
1) реализация мер по определению основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Кемеровской области
Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области (далее - совет).
В рамках работы совета будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:
подготовка предложений по улучшению взаимодействия органов и организаций, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;
обеспечение методической помощи специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность в сфере защиты прав потребителей;
разработка предложений по основным направлениям деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке;
2) обобщение и распространение положительного опыта работы органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по вопросам реализации законодательства о защите прав потребителей на территории Кемеровской области
Реализация данного мероприятия должна повысить эффективность реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
3) комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг в сфере защиты прав потребителей
Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов должна осуществляться в качестве превентивных мер, которые позволят минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.
Практическими формами проявления такой работы могут быть семинары, конференции, круглые столы и т.д., организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности;
4) совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям
Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:
рассмотрение обращений граждан и их консультирование;
составление претензий и исковых заявлений;
предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);
обобщение судебной практики в области защиты прав потребителей;
5) нормативно-правовое обеспечение Программы
Правовое обеспечение Программы предусматривает проведение следующих мероприятий:
подготовку предложений о внесении изменений в действующие и разработке новых нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам защиты прав потребителей;
подготовку рекомендаций по формированию муниципальных программ по защите прав потребителей;
6) организация системного обучения учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений среднего профессионального образования основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей
Организация работы по системному обучению учащейся молодежи имеет большое значение и должна стать одним из элементов в структуре строительства правового государства. Это направление деятельности предусматривает:
организацию обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;
проведение в учебных заведениях семинаров, конференций, круглых столов и т.д. по проблемным вопросам потребительского рынка товаров и услуг;
оказание помощи учебным заведениям при разработке учебных программ по защите прав потребителей;
7) комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы мер по информированию потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав;
8) осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров (работ, услуг)
Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) предусматривает проведение работы в следующих направлениях:
повышение квалификации персонала предприятий-изготовителей путем проведения тематических семинаров по разъяснению положений законодательства в области сертификации, технического регулирования и защиты прав потребителей;
обеспечение условий для проведения независимой экспертизы: по качеству и безопасности товаров, работ, услуг; по соответствию потребительских свойств товара заявленной продавцом информации о них; ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения;
организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей, по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к товарам, работам, услугам, законодательства о техническом регулировании;
реализация мер по предотвращению ввоза на территорию Кемеровской области опасных товаров.
Перечень конкретных мероприятий приведен в разделе 6 Программы.
4. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий настоящей Программы позволит повысить эффективность защиты прав потребителей посредством оптимизации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кемеровской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций.
Осуществление превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей, создаст условия для повышения культуры обслуживания потребителей, повышения гражданского самосознания изготовителей и продавцов (исполнителей) товаров, работ и услуг.
Данные меры будут способствовать сокращению поступления на рынок опасных и некачественных товаров, работ, услуг, формированию у населения навыков рационального потребительского поведения.
Программа обеспечит решение задачи по повышению информированности населения в сфере защиты прав потребителей.
Будут созданы более совершенные механизмы защиты прав потребителей в Кемеровской области с учетом специфики по всему кругу вопросов и проблем, касающихся как прямых, так и косвенных прав и интересов потребителей.
Будет создана устойчивая система развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего и оказывающего качественные и конкурентоспособные товары и услуги (работы) в Кемеровской области.
Повысится удельный вес устраненных нарушений прав потребителей от числа выявленных нарушений (до 94 процентов).
На 10,5 процента увеличится количество проводимых просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей.
Повысится удельный вес случаев добровольного удовлетворения предпринимателями и юридическими лицами законных требований потребителей (до 85 процентов);
Повысится качество и безопасность товаров и услуг (в 2009 году - на 1,5 процента, в 2010 году - на 1,5 процента, в 2011 году - на 2 процента);
Оценка результативности действия Программы будет проводиться ежегодно по результатам отчетного года.
5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Программой определен круг исполнителей, которые несут ответственность за выполнение программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет директор Программы.
Исполнение мероприятий Программы координируется советом.
Распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 января 2011 г. N 35-р в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Перечень программных мероприятий
N п/п |
Содержание мероприятия |
Сроки исполнения, годы |
Ответственные за исполнение |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Создание межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области
|
2009 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Усиление взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей
|
2. |
Создание муниципальных координационных советов по защите прав потребителей
|
2009 |
Органы местного самоуправления (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию)
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3. |
Организация и проведение Дней качества, смотров-конкурсов, выставок, ярмарок-распродаж потребительских товаров местных товаропроизводителей с привлечением предприятий- изготовителей и предпринимателей |
2009-2011 |
Департамент промышленности Администрации Кемеровской области, департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области, департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) |
Информирование населения об уровне качества потребительских товаров, налаживание обратной связи местных предприятий- изготовителей с покупателями их продукции |
4. |
Организация и проведение в соответствии с законодательством контрольно-надзорных мероприятий в области защиты прав потребителей, по соблюдению хозяйствующими субъектами требований действующего законодательства при продаже товаров, предоставлении услуг
|
2009 - 2011 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), главное управление внутренних дел по Кемеровской области (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), другие заинтересованные организации системы защиты прав потребителей (по согласованию) |
Повышение эффективности контрольно- надзорной деятельности, направленной на защиту прав потребителей |
5. |
Проведение мониторинга нарушений обязательных требований к товарам (работам, услугам) по безопасности и фактов поступления на потребительский рынок товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья или не сопровождающихся необходимой и достоверной информацией
|
2009 - 2011 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию)
|
Повышение качества товаров (работ, услуг), реализуемых на потребительском рынке Кемеровской области
|
6. |
Организация многоуровневой системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг (выполнения работ)
|
2009 - 2011 |
Департамент образования и науки Кемеровской области, департамент труда и занятости населения Кемеровской области, образовательные учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Кемеровской области (по согласованию)
|
Обеспечение высокого уровня квалификации специалистов в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения
|
7. |
Координация деятельности в сфере защиты прав потребителей с общественными объединениями потребителей посредством выработки совместных направлений деятельности на межведомственном координационном совете по защите прав потребителей в Кемеровской области |
2009 - 2011 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) общественные объединения потребителей (по согласованию) |
Взаимодействие и поддержка общественных объединений потребителей в реализации своих прав по защите прав потребителей |
8. |
Участие в распространении информации о правах потребителей посредством проведения встреч, совещаний и семинаров с руководителями предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания |
2009 - 2011 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию), департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию), общественные объединения потребителей (по согласованию), Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию) |
Повышение уровня информированности и ответственности за оказанные услуги, выполненные работы, поставленные товары предприятий и организаций области |
9. |
Проведение занятий по основам потребительских знаний в образовательных учреждениях
|
2009 - 2011 |
Департамент образования и науки Кемеровской области, органы местного самоуправления (по согласованию) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Повышение уровня информированности учащихся образовательных учреждений |
10. |
Проведение независимой экспертизы по качеству и безопасности пищевых продуктов и услуг общественного питания |
2009 - 2011 |
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (по согласованию) |
Обеспечение качества и безопасности производимой и реализуемой потребителям продовольственной продукции, предупреждение пищевых отравлений |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 24 ноября 2009 г. N 1087-р "Об утверждении программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2009-2011 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу со дня подписания
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 января 2011 г. N 35-р
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 сентября 2010 г. N 760-р