Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):
АО "Производственное объединение "Возрождение" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 23760-ЭП/17 от 04.10.2017) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией. Реконструкция автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой на участке км 65+000 - км 100+000, Ленинградская область (1 этап, подготовка территории строительства), с выполнением работ по разработке рабочей документации (извещение номер 0372100009917000082) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.08.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100009917000082. Начальная (максимальная) цена контракта - 689 402 721,00 рублей.
В жалобе АО "Производственное объединение "Возрождение" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки при описании требований к ряду товаров.
Заказчик с доводами жалоба не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товару, поставка которого является предметом закупки, установлены Заказчиком в Приложении N 1 "Требования Заказчика к товарам, используемым при производстве работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Например, в отношении товара "Труба из полиэтилена для устройства газопровода по ГОСТ Р50838-2009" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Номинальный наружный диаметр dn, мм: 160 (Значение, удовлетворяющее требованиям заказчика). Овальность после экструзии, квалитет N, мм: не более 3,2 (максимальное значение). Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, при начальном напряжении 12,4 МПа, ч: не менее 100 (минимальное значение). Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении, при начальном напряжении 5,4 МПа, ч: не менее 165 (минимальное значение). Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, при начальном напряжении 5,0 МПа, ч: не менее 1000 (минимальное значение). Относительное удлинение при разрыве, %: не менее 350 (минимальное значение). Стойкость к медленному распространению трещин (МРТ) при 80 °С, при начальном напряжении 4,6 МПа, ч: не менее 500 (минимальное значение). Термостабильность труб при 200 °С, мин: не менее 20 (минимальное значение). Стойкость к газовым составляющим при 80 °С, при начальном напряжении 2 МПа, ч: не менее 20 (минимальное значение)".
Заявитель обжалует отсутствие для данных показателей одного из значений: минимального либо максимального соответственно (также жалоба содержит аналогичные доводы относительно показателей NN 23, 24, 26, 27, 30, 37, 38, 41, 44 и др.).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в п. 1.7 "Инструкция по заполнению заявки участником закупки" документации об аукционе.
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"Заказчиком в описании товара используются следующие виды показателей:
1) показатели, для которых заказчиком установлены минимальные и/или максимальные значения (графы (столбцы) 5 и 6 Приложения N 1 к настоящей документации);
2) показатели, значения которых не могут изменяться и для которых заказчиком указаны варианты значений, удовлетворяющие требованиям заказчика (графы (столбцы) 7 и 8 Приложения N 1 к настоящей документации).
Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к использованию участником закупки при выполнении работ:
По первому виду показателей участник закупки указывает: конкретные минимальное и максимальное числовые значения показателей, меньшие или равные числовых значений показателей, установленных требованиями настоящей документации к максимальным значениям показателей (например, использовано слово "не более", "не должна превышать"); конкретные минимальное и максимальное числовые значения показателей, превышающие или равные числовые значения показателей, установленных требованиями настоящей документации к минимальным значениям показателей (например, использовано слово "не менее"); конкретные значения показателей или минимальное и максимальное значения показателей, превышающие или равные значениям показателей, установленных требованиями настоящей документации к минимальным значениям показателей (например, использованы слова "не ниже"); конкретные минимальное и максимальное числовые значения показателей, находящиеся в границах установленных требований настоящей документации к минимальному и максимальному значениям показателей (например, использованы слова "от_ до_").
По второму виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, указанные в графе 7 Приложения 1, которые не могут изменяться; выбирает конкретные значения показателей, в отношении которых представлены варианты значений, представленные в графе 8 Приложения 1.
Сведения о конкретных показателях не должны носить предположительный характер (например, не должны сопровождаться словами "должен_", "должен быть_", "допускается_", "возможно_" и аналогичными, а так же словами "не менее_", "не более", "от_ до..." и т.п.)".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки содержит указания о предоставлении сведений в отношении обжалуемых Заявителем показателей.
Согласно таблице 1 ГОСТ Р 50838-2009 (ИСО 4437:2007) "Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия" для труб с номинальным наружным диаметром 160 мм норма показателя "Овальность после экструзии, квалитет N" составляет "не более 3,2 мм". В данной части требования Заказчика полностью идентичны положениям государственного стандарта. Аналогичным образом установлены требования к показателям "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 20 °С, при начальном напряжении 12,4 МПа", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С при хрупком разрушении, при начальном напряжении 5,4 МПа", "Стойкость при постоянном внутреннем давлении при 80 °С, при начальном напряжении 5,0 МПа" и др.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что требования Заказчика установлены таким образом, что минимальное (либо максимальное) значение показателя установлено в строгом соответствии с государственным стандартом, однако участникам закупки в составе первой части заявки надлежит предоставить также максимальное (либо минимальное) значение соответственно для каждого показателя (по сути, предоставить диапазон значений). Установление требований таким образом предоставляет участникам закупки предоставить множество вариантов характеристик, каждая из которых будет удовлетворять потребностям Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В нарушение вышеуказанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в конкурсе и ограничения количества участников закупки.
Также из пояснений представителя Заявителя следует, что им была подана заявка на участие в рассматриваемой закупке. Первая часть заявки, согласно условиям документации об аукционе, помимо согласия на участие в закупке на условиях, предусмотренных документацией об аукционе также должна содержать сведения о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что доводы жалобы не находят своего подтверждения, следовательно, жалобу надлежит признать необоснованной.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 65, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Производственное объединение "Возрождение" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 октября 2017 г. N 44-3950/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017