Резолютивная часть решения оглашена: "02" октября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено: "6" октября 2017 г.
г. Казань, ул. Московская, д.55, 2 этаж, каб.201
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Павлов С.В.- Врио заместителя руководителя; |
Членов Комиссии: |
Амировой В. Р. - ведущего специалиста-эксперта; Закировой А.Р. -специалиста-эксперта, |
рассмотревжалобу заявителя (вх.18725/ж от 25.09.2017 г.) на действия заказчика при проведении закупки N0511500000717000014 на предмет: "Проведение работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в МО РТ на 2017 год", в присутствии (отсутствии):
- представителя заказчика - Галиева О.В. (доверенность от 29.09.2017 г. N18/2017);
-представителязаявителя-не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступила жалоба заявителя (вх.18725/ж от 25.09.2017 г.) на действия заказчика при проведении закупки N0511500000717000014 на предмет: "Проведение работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в МО РТ на 2017 год".
Извещение о проведении запроса котировокN0511500000717000014было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru07.09.2017 года.
Заказчик - ГУП РТ "Электрические сети".
Начальная цена контракта -18 330 553,39 рублей;
Предмет закупки - проведение работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в МО РТ на 2017 год;
Способ закупки - электронный аукцион;
Дата и время начала подачи заявок - 07.09.2017 18:18;
Дата и время окончания подачи заявок -25.09.2017 09:00;
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 27.09.2017;
Дата проведения аукциона в электронной форме - 02.10.2017 в 10:40.
Доводы жалобы:
1) Заказчик не указал в Извещении о проведении аукциона информацию о необходимости членства участника электронного аукциона в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, подтверждаемой выпиской выданную по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также о дополнительных требованиях, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке, тем самым ввел в заблуждение участников закупки, а также нарушил п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
2) Заказчик установил неисполнимое требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, так как Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми вышеуказанные свидетельства с 01.07.2017 недействительны, и, следовательно, он не может быть предоставлен при выполнении работ, как это вытекает из требований аукционной документации. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, своими действиями ограничивает подрядчика в части возможности привлечения субподрядных организаций при выполнении работ, относящихся к предмету электронного аукциона.
3) Согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства код по ОКПД241.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)".
В нарушении пункта 1 части 1 и части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в Информационной карте и в аукционной документации Заказчик не устанавливает дополнительные требования к участникам электронного аукциона, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
4) Заказчик не разместил в составе документации проектно-сметную документацию в полном объеме в Единой информационной системе, в связи, с чем у участников закупки отсутствует возможность объективно сформировать свое предложение для участия в электронном аукционе.
5) Заказчик, установил в проекте контракта фиксированные размеры штрафов в качестве мер материальной ответственности для подрядчика и для заказчика Заказчик, что не допускает возможности снижения участниками электронного аукциона начальной (максимальной) цены контракта ниже 3 млн рублей, что может расцениваться как ограничение предусмотренных Законом о контрактной системе прав участников электронного аукциона.
Позиция заказчика.
Заказчик не согласился с доводами заявителя и представил письменные пояснения.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа и позиции заказчика, изучения документации по аукциону приходит к следующим выводам.
1) Выводы Комиссии относительно доводов заявителя о том, что заказчиком не установлено в Извещении о проведении аукциона требование, о необходимости членства участника электронного аукциона в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
1) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
3) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
4) размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе;
5) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона;
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1(при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
7) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, заказчик в извещении о проведении закупки, предметом которого является, в том числе строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства строите обязан установить требование о необходимости членства участника электронного аукциона в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса РФ.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в извещении о проведении закупки N0511500000717000014 данные требования заказчиком не установлены, что не соответствует пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя является обоснованным.
2) Выводы Комиссии относительно доводов заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленнымпунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии со статьей 6 которого Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", дополнена статьей 3.3.
Согласно части 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" лицо приобретает все права члена саморегулируемой организации с даты внесения сведений о нем, предусмотренных настоящей статьей, в реестр членов саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Согласно пункту 2 раздела 1.4 Аукционной документации заказчик установил следующие требования к содержанию второй части заявки на участие в электронном аукционе:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2, 2.1. статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона - Подрядчик должен иметь Свидетельство саморегулируемой организации (далее СРО), что является допуском к работам, являющимся предметом настоящей закупки (Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N624). У Подрядной организации должно быть в наличии Свидетельство о допуске, разрешающее производить работы, предельная стоимость которых должна быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта (ч.7 ст.55.16 ГрК РФ).
В случае привлечения субподрядной организации на выполнение работ (услуг), являющихся предметом настоящей закупки, Подрядчику необходимо иметь в свидетельстве СРО п. 33 "Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства": Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Кроме того, в пункте 4.1.2 проекта контракта Аукционной документации установлено, что в случае привлечения субподрядной организации на выполнение работ (услуг), являющихся предметом настоящей закупки, Подрядчику необходимо иметь в свидетельстве СРО п. 33 "Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства": Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)".
Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, согласно ПриказуРостехнадзора N 58 сведения в отношении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске не применяются с 01.07.2017.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, который подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, а не свидетельством.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что заказчик установил необоснованное требование о предоставлении свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, так как с 01.07.2017 такого документа не существует и, следовательно, он не может быть предоставлен при выполнении работ, как это вытекает из требований аукционной документации.
Следовательно, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, при составлении документации аукциона.
Довод заявителя является обоснованным.
3)Выводы Комиссии относительно доводов заявителя о том, что заказчиком не установлено дополнительные требования к участникам электронного аукциона, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация, об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В графе "Наименование товаров, работ, услуг" пункта 2 приложения N 1 "Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов" к постановлению Правительства РФ N 99) (далее - приложение N 1) указано на выполнение работ строительных, включенных в код 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В графе "Дополнительные требования к участникам закупки" пункта 2 приложения N 1 установлено следующее: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится закупка.
В графе "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" пункта 2 приложения N 1 установлено следующее: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 03.05.2017) код 41.2, включает в себя, в том числе код 41.20 "Здания и работы по возведению зданий".
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона предметом закупки является работы по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства код по ОКПД2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)".
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в отношении предмета закупки, осуществляемой заказчиком с кодом ОКПД2 41.20 должны были быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
В нарушении требований части 4 и 5 статьи 33 Закона о контрактной системе в извещении и в аукционной документации Заказчик не установил вышеуказанные дополнительные требования к участникам электронного аукциона.
Довод заявителя является обоснованным.
4)Выводы Комиссии относительно доводов заявителя о том, что заказчиком в Единой информационной системе не размещено в составе документации проектно-сметная документация в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Комиссией установлено, что в части 5 Документации об аукционе заказчиком установлено, что определение НМЦК произведено Заказчиком в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)", а именно - проектно- сметным методом. В составе документации об аукционе приложены файлы - проектно-сметная документация.
Комиссией установлено, что на сайте ЕИС в документах прикрепленный заказчиком по указанной закупке, отсутствует проектно-сметная документация.Также в Документации отсутствуют какие-либо ссылки и пояснения где и каким образом, данную проектную -сметную документацию можно получить участниками для ознакомления.
Однако, согласно письменным пояснениям заказчика, следует, что проектно-сметная документация была сформирована в формате 7-zip в связи с большим объемом информации. При размещении в ЕИС обнаружилась, что формат 7-zip не поддерживается функционалом сайта. При архивировании указанной документации в формат zip произошел технический сбой, в результате которого часть файла не вошла в архивный файл ZIP и при размещении была утеряна.
Также заказчик поясняет, что в случае намерения заявителя жалобы участвовать в электронном аукционе и при наличии конкретных вопросов он мог воспользоваться правом направлений разъяснений.
Вместе с тем, заказчиком не представлены какие-либо материалы, подтверждающие вышеуказанные факты, более-того, Комиссией также установлено, что часть материалов заказчиком на сайте ЕИС размещены файлы в формате ZIP.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не прикреплен в ЕИС проектно-сметная документация по проводимой закупке, что не соответствует п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя является обоснованным.
5)Выводы Комиссии относительно доводов заявителя о том, что заказчик установил в проекте контракта фиксированные размеры штрафов в качестве мер материальной ответственности для подрядчика и для заказчика Заказчик.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно частям 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее -Правила 1042).
Согласно пункту 2 Правил 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Согласно пункту 3 Правил 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Согласно пункту 4 Правил 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 5 Правил 1042 за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно пункту 9 Правил 1042 за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Таким образом, в проекте контракта предусматривается фиксированные размеры штрафов, определяемых из цены контракта. При этом, учитывая, что в ходе проведения процедуры закупки цена может быть снижена, в том числе до 3 млн руб., заказчик в проекте контракта должен предусмотреть все возможные случае установления размера штрафа.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации отоваре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам проведения аукциона заказчик заключает контракт с победителем аукциона путем внесения в проект контракта цены, предложенной победителем, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника-победителя, т. е. на стадии заключения контракта не предусмотрена возможность изменения заказчиком других положений проекта контракта, кроме указанных, по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в пункте 7.5 проекта контракта Документации об аукционе, определено, что за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчиквправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как 2,5 процента цены настоящего Контракта, в соответствии с п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, что составляет ____________ руб.
Комиссией Татарстанского УФАС России также установлено, что заказчиком в пункте 7.8 проекта контракта Документации предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как 10 процентов цены настоящего Контракта, в соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, что составляет ____________ руб.
Таким образом, заказчиком не предусмотрены возможности снижения участниками электронного аукциона начальной (максимальной) цены контракта ниже 3 млн рублей, что не соответствует требованиям частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобуООО "Недра Сибири" (вх.18725/ж от 25.09.2017 г.) на действия ГУП РТ "Электрические сети" при проведении закупки N0511500000717000014 на предмет: "Проведение работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в МО РТ на 2017 год", обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГУП РТ "Электрические сети" при проведении закупки N0511500000717000014 на предмет: "Проведение работ по строительству, реконструкции и ремонту объектов электросетевого хозяйства садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в МО РТ на 2017 год"нарушение требованийп.1 ч.1, ч.2, ч.4 и ч.5 ст.33, ч.4, ч.5 и ч.8 ст.34, п.6 ч.5 ст.63, п.2 ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - ГУП РТ "Электрические сети" предписание об устранении нарушений действующего законодательства об отмене результатов закупки, в том числе всех протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесений изменений в извещение и документацию о проведении закупки и провести процедуру закупки повторно (при необходимости).
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
С.В. Павлов |
|
|
Члены Комиссии В.Р. Амирова
А.Р. Закирова
Амирова Венера Ришатовна
тел. 8 (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 6 октября 2017 г. N 441-кз/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017