Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО Город Астрахань" Висловой О.В. (доверенность от 01.08.2017 б/н) и в отсутствие представителя заявителя ООО "Этаж" (надлежащим образом уведомлен), рассмотрев жалобу ООО "Этаж" (адрес: 350912, г.Краснодар, ул.им.Евдокии Бершанской, 353/5, оф.12) на действия муниципального заказчика Управление по коммунальному хозяйству администрации МО "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения: 0325300006417000717), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 29.09.2017 поступила жалоба ООО "Этаж" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика Управление по коммунальному хозяйству администрации МО "Город Астрахань" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения: 0325300006417000717) (далее - электронный аукцион).
В жалобе Заявителя сообщалось, что аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно: "Заказчиком при описании в аукционной документации требования к брусьям: "Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта" нарушены требования части 1 и 2 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе".
Комиссией ранее, 05.10.2017, была рассмотрена жалоба ООО "ТехноСтрой" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, и принято соответствующее решение N427-РЗ-04-17, в котором указано следующее:
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
"1) 18.08.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
15.09.2017 в аукционную документацию на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения: 0325300006417000717) были внесены изменения, также размещенные на официальном сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Комиссия, изучив информацию о проведении электронного аукциона, размещенную на официальном сайте, установила, что раздел "Характеристики (показатели) основных товаров (материалов), используемых, при выполнении работ по благоустройству дворовой территории", в соответствии с которым участники закупки заполняют свои аукционные заявки, Заказчик разместил в формате "Word", который обеспечивает возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик ограничил возможность поиска и копирования фрагментов текста, использование которого необходимо участникам закупки для заполнения заявок на участие в аукционе, не нашел своего подтверждения.
2) Довод Заявителя о том, что размещенные на официальном сайте разъяснения о положений аукционной документации изменили ее суть не нашел своего подтверждения по следующим основания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предписывает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно п. 1.1 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3, с Поправкой)" (далее - ГОСТ 8486-86) пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья.
Термины и определения - по ГОСТ 18288.
Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" определено, что брусок это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, установленные Заказчиком требования по позиции 23 "Характеристики (показатели) основных товаров (материалов), используемых при выполнении работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, находящегося по адресу - пр. Бумажников, д. 5, 7, 9" аукционной документации "Бруски обрезные хвойных пород" к показателю " длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 100, 125 мм" противоречат положениям ГОСТ 18288-87.
Данные действия Заказчика нарушают п. 1 и п. 2 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, Заказчик разместил 25.09.2017 на официальном сайте разъяснения по позиции 23 "Характеристики (показатели) основных товаров (материалов), используемых при выполнении работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, находящегося по адресу - пр. Бумажников, д. 5, 7, 9" положений аукционной документации, в которых указал, что "участник закупки может указать ширину бруса - это не будет являться основанием для отказа в допуске к участию в аукционе".
Заявитель полагает, что таким разъяснением Заказчик изменил суть аукционной документации. Однако Комиссия не может согласиться с этим доводом, поскольку из разъяснений не следует, что Заказчиком изменен изначально заданный в документации диапазон ширин пиломатериала.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3) Заказчик в разделе "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок" и в разделе "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" извещения о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0325300006417000717) указал порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта следующим образом: "в соответствии с Главой II. Техническая часть аукционной документации".
В соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе.
Согласно статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, следующая информация:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 данного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
3) идентификационный код закупки;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с данным Федеральным законом;
5) используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) срок, место и порядок подачи заявок участников закупки;
7) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с данным Федеральным законом);
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 данного Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 данного Федерального закона.
Таким образом, Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0325300006417000717) не определил надлежащим образом порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, ограничившись лишь ссылкой на положений аукционной документацией, что является нарушением статьи 42 и части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом довод Заявителя о том, что Заказчиком не определен надлежащим образом порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в извещении о проведении электронного аукциона нашел свое подтверждения.
Кроме того, Комиссия в ходе рассмотрения жалобы установила следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на выполнение работ, если при этом будет использоваться товар, обязан включить в документацию описание всех товаров по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие используемого при выполнении работ товара установленным заказчиком требованиям;
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели всех используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией.
Между тем, в пунктах 24, 27 раздела "Характеристики (показатели) основных товаров (материалов), используемых, при выполнении работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, находящегося по адресу - пр.Бумажников, 5,7,9", пункте 2 раздела "Характеристики (показатели) основных товаров (материалов), используемых, при выполнении работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, находящегося по адресу - ул.Космонавтов, 18, к.1", в пункте 26 "Характеристики (показатели) основных товаров (материалов), используемых, при выполнении работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома, находящегося по адресу - ул.Химиков/Дмитрова, 1/1, ул.Химиков, 1, к.1, д.3" аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к брусьям: "Брусья необрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, все ширины, толщиной 100, 125 мм, IV сорта".
При этом Заказчиком не конкретизировано, что именно понимается им под термином "все ширины", не раскрыто его значение, которое позволило бы участникам закупки правильно заполнить свои аукционное заявки.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению, а при проведении запроса котировок - установить в извещении о проведении запроса котировок форму заявки на участие в запросе котировок.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 3 письма Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16.
При таких обстоятельствах описание Заказчиком объекта закупки не является объективным и не соответствует частям 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 данного закона.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения не легли в основу принятия аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в аукционе участникам закупки, Комиссия Управления не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении нарушений".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Этаж" на действия муниципального заказчика Управление по коммунальному хозяйству администрации МО "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения: 0325300006417000717) обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Материалы жалобы должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении не передавать, поскольку ранее материалы жалобы ООО "ТехноСтрой" на действия муниципального заказчика Управление по коммунальному хозяйству администрации МО "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов (номер извещения: 0325300006417000717) по решению N427-РЗ-04-17 были переданы.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 5 октября 2017 г. N 428-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017