Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 05.10.2017 N 361 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы Кушнарева П.А. (далее - Комиссия), при участии представителей уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа", в отсутствие представителей заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" Старооскольского городского округа, заявителя Кушнарева П.А. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 401-17-Т по жалобе Кушнарева П.А. на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовой территории м-н Жукова (N закупки 0826300021017000428) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба Кушнарева П.А. на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы Кушнарева П.А. следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1. В нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта не установлен срок действия контракта, что не позволяет предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее, чем на один месяц.
2. В нарушение частей 1, 3, 4, 7 ст. 96 Закона о контрактной системе в п. 11.14 проекта контракта предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) представлять новое обеспечение исполнения контракта на стадии исполнения обязательств по контракту, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало обеспечивать исполнение обязательств.
Заказчик, уполномоченный орган представили письменные возражения на жалобу, считают положения документации Электронного аукциона соответствующими требованиям Закона о контрактной системе, доводы жалобы необоснованными.
Комиссия, рассмотрев жалобу Кушнарева П.А. заслушав доводы присутствующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.09.2017 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по благоустройству дворовой территории м-н Жукова.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 111 729,4 рубля.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с протоколом N 0826300021017000428 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.10.2017 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе не подано ни одной заявки, Электронный аукцион в соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона о контрактной системе признан несостоявшимся.
1. Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В силу части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в целях надлежащего исполнения заказчиком требований Закона о контрактной системе, а также недопущения неопределенности в части требований к сроку действия контракта, исполнение которого может обеспечиваться в том числе безотзывной банковской гарантией, срок действия контракта подлежит указанию в проекте.
Согласно п. 14.1 проекта контракта документации об Электронном аукционе срок действия контракта установлен следующим образом: "Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до "___" _____20___г.".
При этом, проектом контракта документации об Электронном аукционе предусмотрено следующее:
- п. 3.1 - "Подрядчик обязуется приступить к выполнению работ с момента вступления в силу настоящего Контракта и выполнить их до "15" декабря 2017 года (включительно)";
- п. 2.7. - "Заказчик производит оплату по факту выполнения работ в полном объеме, на основании счета-фактуры (в случае применения НДС) и подписанных Сторонами Акта приемки выполненных работ ф. КС-2, Справки о стоимости выполненных работ ф. КС-3";
- п. 2.8. - "Оплата производится в безналичной форме, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания документов, указанных в пункте 2.7 настоящего Контракта, являющихся основанием для производства расчетов";
- п. 5.3.1. - "Заказчик в течение трех рабочих дней с момента извещения его Подрядчиком о готовности выполненных работ проводит экспертизу, по итогам которой составляется экспертное заключение";
- п. 5.3.2. - "На основании экспертного заключения Заказчик осуществляет проверку выполненных работ в течение десяти рабочих дней со дня проведения экспертизы, рассматривает и, при отсутствии недостатков выполненных работ подписывает представленные документы (в том числе акты по форме КС-2, справки по форме КС-3), подписывает их и возвращает один экземпляр Подрядчику. Датой составления актов по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 является дата подписания Заказчиком указанных документов после проверки выполненных работ в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 5.3.1 настоящего Контракта".
Таким образом, учитывая вышеперечисленные условия, содержащиеся в проекте контракта, позволяют определить срок действия контракта с целью получения банковской гарантии, что свидетельствует о необоснованности довода заявителя об отсутствии возможности предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее, чем на один месяц.
2. В силу ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Извещением, документацией об Электронном аукционе определены требования к обеспечению исполнения контракта участником закупки, с которым заключается контракт, в виде предоставления банковской гарантии, либо внесением денежных средств на счет заказчика, а также определен размер такого обеспечения.
Пунктом 11.14. проекта контракта документации об Электронном аукционе предусмотрено: "Если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств Подрядчика по настоящему Контракту, Подрядчик обязуется в течение 5 (пяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнение обязательств по настоящему Контракту".
Как пояснил заказчик, указанный пункт проекта контракта предусматривает обязанность подрядчика предоставить новое обеспечение исполнения контракта, только в случае, если утратила силу предоставленная заказчику банковская гарантия.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Таким образом, установленное в проекте контракта Электронного аукциона требование о замене недействительного обеспечения исполнения контракта направлено на надлежащее исполнение положений ст. 96 Закона о контрактной системе, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на предупреждение недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им обязательств по контракту.
Кроме того, статья 96 Закона о контрактной системе не содержит запрета на включение в контракт условия, предусмотренного п. 11.14. проекта контракта.
Комиссия приходит к выводу, что положение п. 11.14 проекта контракта документации об Электронном аукционе не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе.
Более того, согласно п. 11.15. проекта контракта документации об Электронном аукционе: "Размер обеспечения исполнения Контракта может быть уменьшен на размер выполненных обязательств, предусмотренных Контрактом. В этом случае Подрядчик направляет Заказчику новое обеспечение исполнения Контракта, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Контракта".
Следовательно, вышеуказанным пунктом контракта предоставлена возможность уменьшения размера обеспечения, которую подрядчик может применить в совокупности с п. 11.14 проекта контракта.
Таким образом, довод Заявителя о несоответствии Закону о контрактной системе условия, предусмотренного п. 11.14 проекта контракта документации об Электронном аукционе о предоставлении поставщиком нового обеспечения исполнения контракта на стадии исполнения обязательств по контракту, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по контракту перестало обеспечивать исполнение обязательств, не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Кушнарева П.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 11 октября 2017 г. N 3858/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2017